Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Лаврентьева Ольга Владимировна

Методическая разработка урока по теме "Соборное Уложение 1649г"

скачать документ

Вернуться назад

Предмет историяКласс 7Базовый УМК: Пчелов Е.В. История России. XVI-XVII века. 7 класс.Тема урока: Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.Тип урока по ФГОС: урок усвоения новых знаний Цель урока: Формирование представлений об основных положениях и историческом значении Соборного уложения 1649 г.Задачи урока:рассмотреть основные положения Соборного Уложения 1649 г.;выявить значение Уложения в истории России;развивать навыки анализа документов;представить полученный результат анализа и исследования документа.Планируемые результаты урока:Метапредметные результаты:Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, работать с различными источниками информации, анализировать текст, составлять характеристику объекта по заданным параметрам, устанавливать причинно-следственные связи.Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, умение планировать свою деятельность, представлять и анализировать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, вступать в диалог, высказывать свою точку зренияЛичностные результаты: Освоение норм и правил поведения в классе. Стремление к установлению взаимопонимания с учителем. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Личностная оценка исторического значения закрепощения крестьянстваПредметные результаты: Овладение основными понятиями темы урока. Знание основных дат. Умение раскрывать основные положения Соборного уложения 1649 г., историческое значение его принятия, используя текст учебника и исторического источника (Соборное уложение 1649 г.). Ключевые понятия урока:  Соборное Уложение (1649 г.), самодержавие, крепостное правоМежпредметные связи: история, право, географияОбразовательные ресурсы (в том числе ссылки на интернет-ресурсы): https://urok.1sept.ru/articles/617960https://myslide.ru/documents_7/f88712e3e5022ec84e77ef062f5c66b3/img11.jpgОборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, раздаточный материал (отрывки из Соборного Уложения).Организационная структура урока1)Организационный этапПриветствие. Настрой учащихся на работу. Фиксация отсутствующих.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вступительное слово учителя.Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял решение разработать новый свод законов вместо устаревшего "Судебника" XVI в., а также противоречивших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени. Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет. Сообщение новой темы.Ребята скажите пожалуйста какие цели на уроке  мы должны сегодня поставитьЦели:рассмотреть основные положения Соборного Уложения 1649 г.;выявить значение Уложения в истории России;основе документов необходимо дать характеристику Соборного Уложения и его значение в формировании самодержавия и крепостного права в России.3) Актуализация знаний. 1.По какому принципу образованы ряды?1072г, 1497г,1550г?Русская Правда, Судебник?2.Соотнесите: Первичное усвоение новых знанийКласс разбивается на группы, каждая из которой исследует отдельную главу Соборного Уложения и отвечает на поставленные вопросы. (Приложение 1)Первая группа изучает и анализирует отрывки из 2 и 3 главы Соборного Уложения.1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.1. Будет кто учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, то казнить его смертию.2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и помочь им всячески чинить…, и изменника казнити смертию…Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворени от кого никакова бесчинъства и брани не было.1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе, кого обесчестит словом, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впредь так делати……3. А кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца самого казнити смертию…4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука…Какие преступления попадают в ранг государственных?Каковы наказания за государственные преступления?Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.Вторая группа изучает и анализирует отрывки из 11 главы Соборного Уложения.2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава XI. Суд о крестъянех.… А которые крестьяне …збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, без урочных лет. А впредь никому чюжих крестьян не приимать…Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству?Какова степень зависимости крестьян по документу?Третья группа изучает и анализирует отрывки из 19 главы Соборного Уложения.3. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава XIX. О посадских людех.1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и монастырския и думных и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и те все слободы со всеми людми … взятии за государя в тягло, опричь кабальных людей. А кабальных людей …отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы.А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть.Вспомните, что такое “белые слободы”, “черные слободы”, “тягло”.Как изменилось положение посадских людей?5) Первичная проверка пониманияТворческие отчеты групп.Представители групп выступают с результатами работы. Результаты работы групп заполняются в схеме. Не во всех регионах произошло оформление крепостного права.В каких регионах России не было крепостного права и почему? (Работа с картой)Прежде всего, крепостного права не было в казачьих регионах. Правда, Украйны Московского государства, где селились казаки, имели обыкновение сдвигаться от центра к периферии. Например, в XV-XVI веках казачьими землями считались Рязанские, Курские, Воронежские. Но постепенно в них утверждалось крепостное право. Число казаков уменьшалось, росло число крепостных крестьян.С XVIII века казачьими территориями России, где не утвердилось крепостное право, остались земли Донского, Оренбургского, Уральского (Яицкого), Терского, Башкирского, Сибирского казачества. С возникновением новых казачьих войск – Кубанского, Енисейского. Забайкальского, Амурского, Уссурийского – туда тоже не проникало помещичье землевладение и крепостное право.Таким образом, вся южная и юго-восточная казачья Украйна Российского государства оставалась свободной от крепостничества.Но были и обширные северные территории России, где также не было крепостного права. Там правительству было невыгодно наделять помещиков земельными угодьями с подневольным населением – прежде всего, потому, что эти земли обладали низкой урожайностью. Сами помещики не стремились туда.Таким образом, северная полоса Российского государства тоже была свободной от крепостного права.Получается, что помещичий строй с крепостничеством утвердился только в центральных и центрально-чернозёмных губерниях Великороссии, да на Украине и в Белоруссии, где крепостное право было создано ещё поляками.6) Первичное закрепление.Выберите нормы, закрепленные Соборным Уложением 1649г.1.Восстановление Юрьева дня2. Ликвидация «черных» слобод3. Ликвидация «белых» слобод4. Смягчение наказаний за политические преступления5. Окончательное закрепощение крестьян6. Право судебного решения принадлежит только царю7. Особо строгие меры по охране жизни царя.7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению1. Прочитать §16 п.3 с.113-115.2. Решите кроссворд. (Приложение 2)8) Рефлексия (подведение итогов занятия)Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.УРОКЯ НА УРОКЕИТОГ1. интересно 1. работал 1. понял материал2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял2. Выставляет и комментирует отметкиПриложение 1.1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.1. Будет кто учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, то казнить его смертию.2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и помочь им всячески чинить…, и изменника казнити смертию…Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворени от кого никакова бесчинъства и брани не было.1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе, кого обесчестит словом, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впредь так делати……3. А кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца самого казнити смертию…4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука…Какие преступления попадают в ранг государственных?Каковы наказания за государственные преступления?Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава XI. Суд о крестъянех.… А которые крестьяне …збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, без урочных лет. А впредь никому чюжих крестьян не приимать…1. Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству?2. Какова степень зависимости крестьян по документу?3. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.Глава XIX. О посадских людех.1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и монастырския и думных и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и те все слободы со всеми людми … взятии за государя в тягло, опричь кабальных людей. А кабальных людей …отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы.А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть.1. Вспомните, что такое «белые слободы», «черные слободы», «тягло».2. Как изменилось положение посадских людей?Приложение 2.По горизонтали3. В Соборном уложении двадцать … (сколько?) глав?5. Не более … (скольких) раз можно ступать в брак по уложению.7. По Соборному уложению сыск беглых крестьян стал … (каким?)8. Какое наказание применялось наиболее широко?По вертикали1. Одним из источников Соборного уложения являлись византийские …2. … (что) может накладывается при нарушении закона о количестве браков. Ее даже налагали на Ивана IV.4. Чьи права расширило Соборное уложение?6. Какая существовала одна из наименее распространенных мер наказания?

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

X