Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Особенности начальной подготовки спортивной специализации юных бегуновГуляев Сергей Васильевич – старший тренер-преподаватель по легкой атлетике ДЮСШ №1 ГО «город Якутск»Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют между собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет), обычно приглашаются все желающие школьники 10-11 лет, поскольку их число обычно не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Отбирать детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. К 11-12 годам уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем (пубертальном) периоде, по данным Н.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается, эффективность прогнозирования падает.В ходе педагогических наблюдений установлено, что в существующей практике на этапе предварительной подготовки превалирует специализированная подготовка по виду спорта, не всегда учитывающая возрастные особенности детей. Это отражается на решение задач, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовленности, и интересе учащихся к дальнейшим занятиям спортом, что, в свою очередь, приводит к большому проценту отсева учащихся из групп начальной подготовки и снижению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.Ниже представлена динамика результатов некоторых воспитанников, которые из начальной группы перешли в учебно-тренировочную группу. Данные представлены по результатам соревнований разного уровня. Стоит отметить, что в 2020-2021 гг. была объявлена коронавирусная эпидемия и воспитанники самостоятельно занимались, но объемы выполняемых занятий были конечно же ограниченными.Динамика результатов воспитанников из учебно-тренировочной группы№Фамилия, имя, год рожденияВид2021-2022 уч. год2022-2023 уч. год2023-2024 уч. годЗимний сезонЛетний сезонЗимний сезонЛетний сезонЗимний сезонЛетний сезон1Гуляева Алиса 2010 г.р.400м1,15,401,11,9600м2.15,52.08,6800м2.55,982.50,562.48,22.38,981000м4.01,03,41,543.34,833.29,123,26,791500м5.56,175.39,85.27,055.20,062000м8,17,207,49,83000м12.58.112.34,1011.54,0811.06,012000м с/п7.52,807.41,952Рахматуллин Радель 2010 г.р.400м1.14,861,11,4800м2.36,32,39,81000м3,47,193.24,103,24,591500м5.41,55.25,65.09,055.05,763000м12.46,511.14,4511.04,563Захаров Радомир 2007г.р.400м1.00,9758,7800м2.29,612.11,202.08,874Зырянова Инна 2009 г.р.60м9,028,417,918,48авто100м13,813,93авто200м31,1429,629,429,61авто29,65авто5Максимов Арсен 2009г.р.60м8,917,88,22авто7,607,98авто200м31,528,5627,8427,77авто26,625,98авто300м47,642,71400м1.09,411.05,3559,7257,30600м1.52,61,43,66Приходько Даниил 2009 г.р.200м27,8127,127,6300м46,5444,347,15400м1.21,021,04,551.03,61.03,41600м2.04,01,54,941,54,031,47,8800м3.11,602.58,412.36,262.34,537Почуев Вадим 2009 г.р.200м28,9728,6300м48,7345,19400м1.14,841,08,511.04,41.02,1059,5600м2.00,01,55,681,54,501,46,7800м3.04,862.52,642.29,221000м3.43,23,33,13.22,238Потапов Игорь 2011г.р.200м34,1032,230,030,3300м52,1850,347,64400м1.13,11,08,41.04,3600м1,53,581,50,39Фазульдинова Дарья 2006г.р.60м8,778,88200м33,0231,7300м53,8353,3410Черноградская Айсуу 2011г.р.400м1.22,71.18,32600м2,25,602,11,4111Дмитриева Сайнаара 2011 г.р.400м1.23,71,22,1600м2,27,162,12,41В представленной выше таблице, можно наблюдать постепенный рост показателей воспитанников. В своей работе, на этапе начальной специализации, стараюсь много внимания уделять разносторонней беговой подготовленности на гладких и барьерных дистанциях. Большое значение приобретает в этот период развитие силы нижних конечностей, и особенно стопы. Однако опыт показал, что бег и прыжки в гору у юных бегунов, как правило, не приводят к желательным результатам в развитии скоростно-силовых качеств, а лишь форсирует нагрузку. На первых этапах подготовки для этой цели целесообразно применять круговую тренировку, прыжки с места, многоскоки, спрыгивания, силовую гимнастику. Эти упражнения, укрепляя мышцы нижних конечностей, не ведут к перенапряжению вегетативных систем организма, как при беге и прыжках в гору, широко используемых в тренировке взрослых спортсменов. Подготовка на этапе начальной специализации должна быть направлена на развитие адаптации функциональных систем, на укрепление мышечно-связочного аппарата, так как именно переносимость нагрузок костями, связками, мышцами становится впоследствии фактором, ограничивающим работоспособность.В своей практике использую следующие четыре группы упражнений, выделенных по характеру энергообеспечения и направленности функционирования основных систем организма:- упражнения аэробной направленности (бег в диапазонах ЧСС у юных бегунов до 160 ударов в минуту, накопление лактата в крови до 25 мг%) с двумя зонами нагрузки, восстанавливающей и поддерживающей тренированность;- упражнения смешанной (аэробно-анаэробной) направленности (диапазон ЧСС в беге – 160-190 ударов в минуту, концентрация лактата в крови – до 80 мг%); эти упражнения также объединяют в две зоны нагрузки – в развивающую (ЧСС – до 170 ударов, лактат – до 40мг%) и экономизации (свыше 40мг%);- упражнения преимущественно анаэробной направленности (концентрация лактата в крови свыше 80мг%) с двумя зонами нагрузки – субмаксимальной и максимальной (частота сердечных сокращений при этом режиме энергообеспечения не информативны);- скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться к трем зонам нагрузки – развивающей, экономизации и субмаксимальной, в зависимости от характера усилий.На этапе начальной спортивной специализации не менее двух основных тренировочных занятий в неделю должны быть полностью посвящены работе над техникой, разносторонней физической подготовке и спортивным играм.
Автор публикации: Гуляев Сергей Васильевич
Особенности начальной подготовки юных бегунов
скачать документВернуться назад
Особенности начальной подготовки спортивной специализации юных бегуновГуляев Сергей Васильевич – старший тренер-преподаватель по легкой атлетике ДЮСШ №1 ГО «город Якутск»Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют между собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет), обычно приглашаются все желающие школьники 10-11 лет, поскольку их число обычно не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Отбирать детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. К 11-12 годам уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем (пубертальном) периоде, по данным Н.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается, эффективность прогнозирования падает.В ходе педагогических наблюдений установлено, что в существующей практике на этапе предварительной подготовки превалирует специализированная подготовка по виду спорта, не всегда учитывающая возрастные особенности детей. Это отражается на решение задач, связанных с укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовленности, и интересе учащихся к дальнейшим занятиям спортом, что, в свою очередь, приводит к большому проценту отсева учащихся из групп начальной подготовки и снижению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.Ниже представлена динамика результатов некоторых воспитанников, которые из начальной группы перешли в учебно-тренировочную группу. Данные представлены по результатам соревнований разного уровня. Стоит отметить, что в 2020-2021 гг. была объявлена коронавирусная эпидемия и воспитанники самостоятельно занимались, но объемы выполняемых занятий были конечно же ограниченными.Динамика результатов воспитанников из учебно-тренировочной группы№Фамилия, имя, год рожденияВид2021-2022 уч. год2022-2023 уч. год2023-2024 уч. годЗимний сезонЛетний сезонЗимний сезонЛетний сезонЗимний сезонЛетний сезон1Гуляева Алиса 2010 г.р.400м1,15,401,11,9600м2.15,52.08,6800м2.55,982.50,562.48,22.38,981000м4.01,03,41,543.34,833.29,123,26,791500м5.56,175.39,85.27,055.20,062000м8,17,207,49,83000м12.58.112.34,1011.54,0811.06,012000м с/п7.52,807.41,952Рахматуллин Радель 2010 г.р.400м1.14,861,11,4800м2.36,32,39,81000м3,47,193.24,103,24,591500м5.41,55.25,65.09,055.05,763000м12.46,511.14,4511.04,563Захаров Радомир 2007г.р.400м1.00,9758,7800м2.29,612.11,202.08,874Зырянова Инна 2009 г.р.60м9,028,417,918,48авто100м13,813,93авто200м31,1429,629,429,61авто29,65авто5Максимов Арсен 2009г.р.60м8,917,88,22авто7,607,98авто200м31,528,5627,8427,77авто26,625,98авто300м47,642,71400м1.09,411.05,3559,7257,30600м1.52,61,43,66Приходько Даниил 2009 г.р.200м27,8127,127,6300м46,5444,347,15400м1.21,021,04,551.03,61.03,41600м2.04,01,54,941,54,031,47,8800м3.11,602.58,412.36,262.34,537Почуев Вадим 2009 г.р.200м28,9728,6300м48,7345,19400м1.14,841,08,511.04,41.02,1059,5600м2.00,01,55,681,54,501,46,7800м3.04,862.52,642.29,221000м3.43,23,33,13.22,238Потапов Игорь 2011г.р.200м34,1032,230,030,3300м52,1850,347,64400м1.13,11,08,41.04,3600м1,53,581,50,39Фазульдинова Дарья 2006г.р.60м8,778,88200м33,0231,7300м53,8353,3410Черноградская Айсуу 2011г.р.400м1.22,71.18,32600м2,25,602,11,4111Дмитриева Сайнаара 2011 г.р.400м1.23,71,22,1600м2,27,162,12,41В представленной выше таблице, можно наблюдать постепенный рост показателей воспитанников. В своей работе, на этапе начальной специализации, стараюсь много внимания уделять разносторонней беговой подготовленности на гладких и барьерных дистанциях. Большое значение приобретает в этот период развитие силы нижних конечностей, и особенно стопы. Однако опыт показал, что бег и прыжки в гору у юных бегунов, как правило, не приводят к желательным результатам в развитии скоростно-силовых качеств, а лишь форсирует нагрузку. На первых этапах подготовки для этой цели целесообразно применять круговую тренировку, прыжки с места, многоскоки, спрыгивания, силовую гимнастику. Эти упражнения, укрепляя мышцы нижних конечностей, не ведут к перенапряжению вегетативных систем организма, как при беге и прыжках в гору, широко используемых в тренировке взрослых спортсменов. Подготовка на этапе начальной специализации должна быть направлена на развитие адаптации функциональных систем, на укрепление мышечно-связочного аппарата, так как именно переносимость нагрузок костями, связками, мышцами становится впоследствии фактором, ограничивающим работоспособность.В своей практике использую следующие четыре группы упражнений, выделенных по характеру энергообеспечения и направленности функционирования основных систем организма:- упражнения аэробной направленности (бег в диапазонах ЧСС у юных бегунов до 160 ударов в минуту, накопление лактата в крови до 25 мг%) с двумя зонами нагрузки, восстанавливающей и поддерживающей тренированность;- упражнения смешанной (аэробно-анаэробной) направленности (диапазон ЧСС в беге – 160-190 ударов в минуту, концентрация лактата в крови – до 80 мг%); эти упражнения также объединяют в две зоны нагрузки – в развивающую (ЧСС – до 170 ударов, лактат – до 40мг%) и экономизации (свыше 40мг%);- упражнения преимущественно анаэробной направленности (концентрация лактата в крови свыше 80мг%) с двумя зонами нагрузки – субмаксимальной и максимальной (частота сердечных сокращений при этом режиме энергообеспечения не информативны);- скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться к трем зонам нагрузки – развивающей, экономизации и субмаксимальной, в зависимости от характера усилий.На этапе начальной спортивной специализации не менее двух основных тренировочных занятий в неделю должны быть полностью посвящены работе над техникой, разносторонней физической подготовке и спортивным играм.