Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Аксенова Татьяна Ильинична

Развитие речи детей с ТНР посредством развивающих игр В.В.Воскобовича и их интеграция с технологией «Лепбукинг»

скачать документ

Вернуться назад

Развитие речи детей с ТНР посредством развивающих игр В.В.Воскобовича и их интеграция с технологией «Лепбукинг»Аксенова Татьяна Ильинична,Учитель-логопедФилиал МАДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» - «Детский сад №45 комбинированного вида»623104 г. Первоуральск, ул. Володарского, д. 14Б,тел. 8 (3439) 66 14 34e-mail: tmalenkih82@mail.ruДля ребенка дошкольного возраста основным средством познания мира, обучения и воспитания является игра. Однако в современном обществе существует множество видов деятельности, соперничающих с детской игрой и даже вытесняющих ее, – это компьютер, телевизор и раннее обучение.Во время подготовки к игровой деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) необходимо учесть, что они нуждаются в особых условиях, формирующих и развитие речи. Важно помочь воспитанникам через игру достичь такого уровня речевого развития, который был бы максимально возможно приближенным к тому, какова норма в этом возрасте, чтобы детям было несложно использовать сформированные у них знания и применять их на практике. В связи с этим мы адаптировали и внедрили игровую технологию развивающих игр В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», с учётом особенностей психического и речевого развития детей группы компенсирующей направленности, в коррекционно-образовательный процесс.Результатом такого подхода стала разработка авторского дидактического пособия «Ковробук «Кто в книжке живет?». Наглядно-дидактическое пособие «Кто в книжке живет?» – это продукт интеграции технологий «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича и «Лэпбукинг». Оно представлено в виде книжки из листов ковролина. Интерактивный характер данного пособия обеспечивается за счет доступности, удобства расположения игрового материала для самостоятельного манипулирования, возможности дополнять его содержание совместно со взрослым исходя из интересов и потребностей ребёнка. Его отличительной особенностью является вариативность, сказочность, взаимосвязь игр. В основу игры заложен сюжет со сказочными персонажами и конструктивными элементами технологии В.В.Воскобовича. В зависимости от того какое задание дети будут выполнять на ковролине крепятся детали, из которых складывается общая картинка. Картинку всегда можно поменять. Крепятся все элементы при помощи липучек. Ковробук имеет шесть игровых полей по лексическим темам: «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи – фрукты», а также «Веревочкины сказки» и «Эталонные фигуры», которые расположены на чистом поле и поле «Миниларчик». «Веревочкина сказка» создается на ковролине из веревочек («Разноцветные веревочки 1 и 2») и «Эталонных фигур», являющихся частью комплекта «МиниЛарчик». Как правило, это короткая сказка, которую мы используем на заключительном этапе по изучению определенной лексической темы, с целью закрепления изученного материала. Дети, прослушивая сказку, с помощью веревочек и эталонных фигур, выкладывают предметы по образцу (изображение животного, дерево, корабль), а в старшем возрасте ребенок создает сюжетные картины, выкладывает детали, меняет что-то, добавляет, рассказывая свою сказку. Роль взрослого в этом занятии активная. С помощью вопросов «А что было дальше? А почему он так сделал? Куда бы нам отправиться путешествовать?» мы помогаем ребенку развивать сюжет. Для создания положительного эмоционального настроя важно, чтобы сказка закончилась счастливым концом и у ребенка остались положительные эмоции от занятия. Такой необычный вид рисования – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у воспитанников речи, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.Данная деятельность включает в себя графический диктант на игровом поле «МиниЛарчик», данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”, “диагональ”. В конечном итоге, не только учит чётко ориентироваться на плоскости и в пространстве, но и развивает мелкую моторику руки.Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.На каждом игровом поле «живет» свой хозяин странички, герой «Сказочных лабиринтов игры», это гномы: Беле, Зеле, Кохле, Желе, гусеничка Фифа, девочка Долька и др., которые помогают детям ориентироваться на плоскости, развивать внимание память мышление, воображение, знакомят с буквами.Дидактический материал книги может меняться в соответствии с изучаемой лексической темой. Пополнятся другими темами К ковробуку разработаны конспекты игр-занятий, разнообразные по своей тематике, характеру, способу решения).Большая часть игровых заданий, включённых в ковробук, воплощена в сказочном сюжете, что соответствует основному принципу технологии "Сказочные лабиринты игры». Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). Принцип «сказочности» позволяет преподнести детям образовательные задачи в увлекательной форме. В сюжеты методических сказок органично вплетается система упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания. Педагог, используя естественную потребность ребёнка в игре, постепенно вовлекает его в более сложные формы игровой активности.Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, и учитывает психологические особенности воспитанников с ТНР. Так же соблюдается принцип постоянного и постепенного усложнения игр (от простого к сложному). Систематическое использование ковробука в совместной и самостоятельной деятельности, позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации знаний об окружающем мире в рамках изучаемых лексических тем; способствует развитию творчества, воображения, фантазии, логического мышления, мелкой моторики; развивает пространственное мышление, конструктивные навыки.Ковробук удобен для использования как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной игровой деятельности воспитанников. Работа с пособием может быть организована в индивидуальной и подгрупповой форме. Предлагаемый дидактический материал позволяет организовывать занимательную образовательную деятельность с созданием проблемных ситуаций, ситуаций решения логических задач, развертыванием игр-драматизаций. Ценность данного пособия не только в его многофункциональности, но и в перспективности для дальнейшей деятельности, причем в любой из образовательных областей. В книгу можно добавлять новые странички, персонажи и игровые элементы.Представленные в ковробуке развивающие игры В.В. Воскобовича представляют интерес для дошкольников. Их использование и интеграция с другими современными технологиями делает процесс обучения интересным занятием для ребенка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогает в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

X