Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ раннего ВОЗРАСТА» Подготовила:П.А.ШериповаТема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».Тип проекта: познавательный.Вид проекта: исследовательский.Срок реализации: февраль-март.Участники проекта: воспитатель и дети группы раннего возраста.Аннотация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями мира, который их окружает. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных знаний и умений. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы.Актуальность.Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Цель:Вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.Задачи:1.Познакомить детей с явлениями живой и неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.2.Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.3.Показать связь неживой природы с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.5.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.Этапы работы над проектом:1 этап: Подготовительный1.Диагностирование детей.2. Определение цели и задач проекта.3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.4. Разработка комплексно - тематического плана работы5. Создание условий для организации работы 2 этап: Основной1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.3 эта: ЗаключительныйАнализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.Предварительная работа:• подбор литературы;• подбор материала для экспериментирования;• подбор дидактических игр по экологии;• оформление уголка в группе;• наблюдение в природе на прогулке.Предполагаемый результат:- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫянварь1.Опыт: «Снег и его свойства».Познакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, защищает растения от холода.2.Опыт: «Снег в комнате тает».Продолжать знакомить детей со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха).3. Вода - волшебницаПродолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при зтом вода меняет цвет, запах, вкус)4.Опыт: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».Закрепить представление детей о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.5.Опыт с водой «Тонет – не тонет».Предложить детям проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на поверхности. Для эксперимента использовать пробки, кусочки пластилина, бусиныфевраль1.Наблюдение за снегом в морозный день.Развивать наблюдательность и умение самостоятельно делать выводы. В морозный день послушать как скрипит снег под ногами.2.Опыт: «Разноцветные льдинки».Показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лёд ( твёрдый, холодный, блестящий, хрупкий, при падении могут расколоться на куски).3.Опыт: «Снег – это вода».Показать детям, что снег состоит из воды, Обратить внимание детей на то, что вода, полученная из снега, грязная.4.Наблюдение за сосульками.Расширять знания детей о свойствах воды, Выяснить, где больше сосулек – на солнечной стороне или на теневой? Почему? Сравнить сосульки по толщине и длине.5.Наблюдение за ветромРазвивать внимательность, наблюдательность и смекалкумарт1.Опыт: «Вода разной формы».Показать детям, что вода занимает форму той посуды, куда её наливают.2.Опыт: «Здравствуй, ветер».Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер3.Наблюдение за ветром.Развивать умение наблюдать, выяснить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака.4.Воздушные чудесаЗнакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух (с воздушным шариком)5.«Бумага, ее качества и свойства»Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность). И свойства (мнется, рвется, режется, горит).6.«Чудесное превращение круга и квадратаЗакреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей Литература:1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.4. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;5.О.А Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез 2007г6. Интернет ресурс Приложение«Воздушные чудеса»- Беседа «О свойствах воздуха»Цель: Знакомить детей с воздухом- Опыт «Игры с соломинкой»Цель: Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух- Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»Цель: Подвести к выводу о том, что мыло пенится- Экспериментирование «Игры с воздушным шариком»Цель: Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух- Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?»Цель: Стимулировать познавательную и речевую активность- Экспериментирование «Что в пакете»Цель: Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве«Ветер и его свойства»Цель: Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом- Подвижные игры «С вертушками»Цель: Формирование самостоятельной двигательной активности- «Наблюдение за ветром»Цель: Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку- Эксперимент «Послушный ветерок»Цель: Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу- Дыхательное упражнение «Легкий ветерок»Цель: Учить остужать еду, слегка подув на нееЭксперименты, исследования и опыты1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Каменьвиден.) Вывод: вода может изменять цвет. Подвижная игра «С вертушками». На прогулке воспитатель показывает, как можно играть с вертушкой . Если есть ветер, то вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят. Рисование «Чудесное превращение круга и квадрата». Воспитатель рисует круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют. Консультация для родителейПсихическое развитие ребенка от 1 года до 3 летСоциальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определеннымназначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладелназначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двухнаправлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения ксамостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и нагляднообразное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».Источник: Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология»
Автор публикации: Шерипова Патимат Арсланбековна
«Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».
скачать документВернуться назад
Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ раннего ВОЗРАСТА» Подготовила:П.А.ШериповаТема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».Тип проекта: познавательный.Вид проекта: исследовательский.Срок реализации: февраль-март.Участники проекта: воспитатель и дети группы раннего возраста.Аннотация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями мира, который их окружает. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных знаний и умений. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы.Актуальность.Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Цель:Вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.Задачи:1.Познакомить детей с явлениями живой и неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.2.Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.3.Показать связь неживой природы с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.4.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.5.Развивать и закреплять познавательное отношение детей к окружающему миру.6. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.Этапы работы над проектом:1 этап: Подготовительный1.Диагностирование детей.2. Определение цели и задач проекта.3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.4. Разработка комплексно - тематического плана работы5. Создание условий для организации работы 2 этап: Основной1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.3 эта: ЗаключительныйАнализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.Предварительная работа:• подбор литературы;• подбор материала для экспериментирования;• подбор дидактических игр по экологии;• оформление уголка в группе;• наблюдение в природе на прогулке.Предполагаемый результат:- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;-развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫянварь1.Опыт: «Снег и его свойства».Познакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, защищает растения от холода.2.Опыт: «Снег в комнате тает».Продолжать знакомить детей со свойствами снега (зависимость состояния снега от температуры воздуха).3. Вода - волшебницаПродолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества ( при зтом вода меняет цвет, запах, вкус)4.Опыт: «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».Закрепить представление детей о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.5.Опыт с водой «Тонет – не тонет».Предложить детям проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на поверхности. Для эксперимента использовать пробки, кусочки пластилина, бусиныфевраль1.Наблюдение за снегом в морозный день.Развивать наблюдательность и умение самостоятельно делать выводы. В морозный день послушать как скрипит снег под ногами.2.Опыт: «Разноцветные льдинки».Показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лёд ( твёрдый, холодный, блестящий, хрупкий, при падении могут расколоться на куски).3.Опыт: «Снег – это вода».Показать детям, что снег состоит из воды, Обратить внимание детей на то, что вода, полученная из снега, грязная.4.Наблюдение за сосульками.Расширять знания детей о свойствах воды, Выяснить, где больше сосулек – на солнечной стороне или на теневой? Почему? Сравнить сосульки по толщине и длине.5.Наблюдение за ветромРазвивать внимательность, наблюдательность и смекалкумарт1.Опыт: «Вода разной формы».Показать детям, что вода занимает форму той посуды, куда её наливают.2.Опыт: «Здравствуй, ветер».Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер3.Наблюдение за ветром.Развивать умение наблюдать, выяснить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака.4.Воздушные чудесаЗнакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух (с воздушным шариком)5.«Бумага, ее качества и свойства»Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность). И свойства (мнется, рвется, режется, горит).6.«Чудесное превращение круга и квадратаЗакреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей Литература:1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.4. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;5.О.А Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез 2007г6. Интернет ресурс Приложение«Воздушные чудеса»- Беседа «О свойствах воздуха»Цель: Знакомить детей с воздухом- Опыт «Игры с соломинкой»Цель: Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух- Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену»Цель: Подвести к выводу о том, что мыло пенится- Экспериментирование «Игры с воздушным шариком»Цель: Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух- Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?»Цель: Стимулировать познавательную и речевую активность- Экспериментирование «Что в пакете»Цель: Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве«Ветер и его свойства»Цель: Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом- Подвижные игры «С вертушками»Цель: Формирование самостоятельной двигательной активности- «Наблюдение за ветром»Цель: Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку- Эксперимент «Послушный ветерок»Цель: Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу- Дыхательное упражнение «Легкий ветерок»Цель: Учить остужать еду, слегка подув на нееЭксперименты, исследования и опыты1. Опыты с воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем? (Каменьвиден.) Вывод: вода может изменять цвет. Подвижная игра «С вертушками». На прогулке воспитатель показывает, как можно играть с вертушкой . Если есть ветер, то вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят. Рисование «Чудесное превращение круга и квадрата». Воспитатель рисует круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют. Консультация для родителейПсихическое развитие ребенка от 1 года до 3 летСоциальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определеннымназначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладелназначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двухнаправлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения ксамостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и нагляднообразное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».Источник: Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология»