Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Николаева Елена Ивановна

Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуре

скачать документ

Вернуться назад

Николаева Елена Ивановна,воспитатель,МБДОУ «Детский сад №21»г.Дзержинск, Нижегородская обл.Воспитание патриотизма дошкольников через приобщение к народной культуреВоспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину-задача особенно актуальна сегодня.В настоящее время происходят глубочайшие изменения в нравственном сознании. Утрачиваются народные традиции. Потеря народных корней приводит к бездуховности.Поэтому мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям народа с целью их изучения, сохранения и возрождения. Необходимо развивать у детей интерес к истории своего народа, дать больше информации о жизни, традициях, привить чувство любви к Родине.Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления-ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает души людей.Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшой город или деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде, народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край: историей, традициями, памятниками. Актуальность темы:Дошкольный возраст уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, восхищается местом, где он родился и живёт, культурой своего народа, гордится за свою страну. Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Поэтому это возраст нельзя пропустить для становления понятий о добре и зле, о нравственных эталонах.Однако, дети страдают от дефицита знаний о родном городе, стране, особенностями родного края, традициями. Недостаточно развито патриотическое воспитание в семье.Поэтому перед нами встала задача: заложить в ребёнка основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, положительный эмоциональный отклик. При этом нельзя забывать о психологических особенностях дошкольников - нельзя перегружать детей информацией и переоценивать их возможности.Работая над этой темой, я определила для себя цели и задачи.Цель: Воспитывать у детей любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к её истории и культуре.Задачи: 1 Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством, дать представления о русских промыслах, русским фольклором.2 Знакомить детей с предметами русского быта, жильём, народными костюмами. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.3 Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к людям.4 Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», «реки времени», изготовлению пособий, лэпбуков. участия в музыкально-литературных гостиных, квестах.Эти задачи я решала во всех видах детской деятельности-на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д.Строила свою работу, используя следующие методы:-Наглядный ( необходим во время чтения рассказов, сказок, рассматривания иллюстраций в книгах, предметов, проведения д/игр, экскурсий по городу, посещение краеведческого музея);-Словесный (наиболее эффективный в процессе чтения художественной литературы, стихотворений , потешек, пословиц и поговорок, загадывания загадок.)-Практический (организация продуктивной деятельности). Способ знакомства с историей русского народа можно показать через использование следующих видов и форм деятельности:-Ознакомление детей с народно-прикладным искусством (рассказ воспитателя, рассматривание изделий народных мастеров, декоративное рисование - дымковская, хохломская, городецкая роспись, гжель).-Ознакомление детей с государственной символикой-гербом, флагом (на плакатах, картинках, в процессе бесед, чтения книг, участие в акции «День российского флага»).-Ознакомление с героическими страницами России, жизнью и творчеством русских писателей (в процессе бесед, чтения книг, музыкально-литературных гостиных).-Ознакомление с историей Нижегородской области ( в процессе бесед, игр, экскурсий в краеведческий музей).Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям-отцу, матери, дедушке и бабушке, к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского народа, русского характера, присущие ему ценности, представления о добре и зле, храбрости, трудолюбии, верности.Знакомство детей с фольклором начинается практически с рождения ребёнка, когда мамы, укачивая ребёнка, напевает ему колыбельную.В детском саду используются все виды фольклора: сказки, песенки-потешки, пословицы и поговорки, загадки, хороводы, народные игры, приобщая тем самым детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети с удовольствием играют в д\игры: «Назови сказку», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Загадки и отгадки», инсценируют знакомые русские народные сказки.Приобщение детей к народной культуре , знакомство с народными традициями происходит через знакомство детей с праздниками: Рождество, Масленица, Пасха. Дети получают первоначальные сведения о том, как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети совместно с родителями принимают участие в конкурсах : «Рождественский вертеп», «Рождественские чтения» , «Пасха красная». На Пасху изготавливают в подарок родителям праздничные открытки, на Масленицу учат заклички и участвуют в развлечении.Знакомя детей с декоративной росписью и прикладным искусство, расширяю знания о народных промыслах, которыми славится наш Нижегородский край. Вместе с детьми расписываем силуэты игрушек, посуды, как настоящие мастера. А затем организуем выставку детского творчества: «Русская барыня», «Народный костюм», «Дымковский конь», «Гжельская посуда».Результат работы:Дети получили первичные представления о культуре, традициях, истории русского народа, элементарные знания об истории своего города , области. Научились различать различные виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества. Имеют представления о русских традициях и праздниках. У детей расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.Результатом работы стало изготовление целого ряда лэпбуков по теме: «Моя семья», «Детский сад», «Мой город», «Нижегородский край», «Моя Родина-Россия».Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями.В нашей группе родители принимали активное участие в совместных конкурсах, изготовлении пособий, были активными участниками музыкально-литературных гостиных, квеста, открытых занятий, посещения с детьми краеведческого музея.Для родителей были проведены индивидуальные беседы, консультации «Читаем вместе», «Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников», мини-музей «История часов», «Река времени»-об истории нашего города, квест «Чай, Самоварыч и все-все», музыкально-литературные гостиные «Чудо-балалайка», «В гостях у Марьи-искусницы», «Путешествие по сказкам Пушкина».В результате моей работы по данной теме у дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание, ответственность за свои дела и поступки.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

X