Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАоткрытого занятияпо теме: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»дисциплина: «География»специальность: 46.02.01 «Документационное обеспечениеуправления и архивоведение»2024Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Социально-экономическая география мира»Разработчик: Фаустова Г.В. – преподаватель географии, специалист высшей категории ХТК ДОННТУ - 2024Изложена методика проведения практического занятия, направленного на обобщение знаний студентов о политической карте и населении мира; развитие умения проводить сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; умения пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы, используя полученные знания по географии.Для преподавателей дисциплины «Социально-экономическая география мира» средних профессиональных образовательных учреждений.Одобрена и рекомендованас целью практического примененияцикловой комиссией информационных технологий и физико-математических дисциплинпротокол № ___ от «___»_________2024 г.Председатель ЦК__________ А.И БакарюкаСодержаниеВступление....……………………………………………………………4Рецензии…………………………………………………………………5Обоснование темы…..…………………………………………………..7Организационно-методические указания...……………………………8План занятия..……………………………………………………………9Структура занятия………………………………………………………10Ход занятия...……………………………………………………………11Приложение А.…………………………………………………………..19Приложение Б..…………………………………………………………..24Приложение В..…………………………………………………………..33Приложение Г..…………………………………………………………..40ВСТУПЛЕНИЕОсновное задание учебного процесса – способствовать осмысленному восприятию и усвоению учебного материала и его трансформации в знаниях. Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира.Во время изучения «Социально-экономической географии мира» у студентов формируется социальная компетенция и углубляется функциональная, информационная и ценностно-смысловая. С целью закрепления теоретических знаний по темам «Введение в социально-экономическую географию мира», «Политическая карта мира» и «Население мира» на четвертом занятии проводится практическая работа «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Методической целью данного занятия является: применение компьютерных технологий в решении практических заданий, активизация познавательной деятельности студентов на занятии в процессе работы с картографическими, графическими, статистическими и дидактическими материалами. Дидактическая цель: обобщить знания студентов по темам «Политическая карта мира», «Население мира», определить понятие «трудоспособное население», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», используя статистические данные, сравнить трудовые ресурсы и структуру занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. Воспитательная цель: воспитывать аналитическое мышление и интерес к изучению курса. Методическая разработка предназначена для изучения методики проведения практического занятия с использованием компьютерных технологий, на котором студентами проводится сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. Умение владеть приемами работы в условиях современных информационных технологий, используя знания очень необходимой интегрированной науки «Социально-экономическая география мира» будет способствовать получению квалификационных специалистов с высоким уровнем подготовки.РЕЦЕНЗИЯна методическую разработкупо дисциплине «Социально-экономическая география мира»,разработанную преподавателем географии, специалистом высшей категории ХТК ДОННТУФаустовой Галиной ВладимировнойВ методической разработке приведена методика подготовки и проведения практической работы по теме «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» по дисциплине «Социально-экономическая география мира».Тема занятия отвечает рабочей программе учебной дисциплины. Методическая разработка имеет цели, которые направлены на развитие заинтересованности предметом и аналитического мышления студентов и на усовершенствование методики использования компьютерных технологий в решении практических задач.Материал рационально спланирован, логически сформулирован на высоком уровне. Использование современных форм и методов на различных этапах занятия формирует умения и навыки практического применения теоретических знаний путем выполнения студентами соответственно подготовленных задач. Домашнее задание обеспечивает развитие исследовательской деятельности, способствует развитию индивидуальных способностей студентов. Методическая разработка соответствует основным требованиям написания и оформления методических разработок и может быть рекомендована для использования преподавателями географии средних профессиональных образовательных учреждений.РЕЦЕНЗИЯна методическую разработкупо дисциплине «Социально-экономическая география мира»,разработанную преподавателем географии, специалистом высшей категории ХТК ДОННТУФаустовой Галиной ВладимировнойМетодическая разработка по дисциплине «Социально-экономическая география мира» предназначена для проведения практичного занятия по теме: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира».Представлена на рецензирование методическая разработка открытого занятия по дисциплине, выполнена на русском языке, полностью отвечает требованиям к выполнениям методических работ по содержанию, форме и структуре. Преподаватель выполняет современные способы визуализации учебного материала, что позволяет студентам лучше воспринимать и запоминать материал, а использование компьютерных технологий при решении практических заданий позволяет студентам развивать навыки по обработке анализа и синтеза информации.Структура и ход занятия рационально спланированы, логически сформулированы на высоком уровне. Использование современных форм и методов на различных этапах занятия формирует умение и навыки практического применения теоретических знаний путем использования студентами соответственно подготовленных заданий.Методическая разработка представляет интересный опыт преподавателя с его инновационными методическими находками и подходами к преподаванию дисциплины и может быть рекомендована для использования преподавателями географии в средних профессиональных образовательных учреждениях.ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫГеография населения, одна из основных составляющих социально-экономической географии, приобрела сегодня чрезвычайную актуальность. Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития, поэтому задача данного занятия – провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием.Цель занятия: обобщить знания студентов по темам «Политическая карта мира», «Население мира», определить понятие «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», используя статистические данные, сравнить трудовые ресурсы и структура занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы.Занятие проводится как практическое с применением компьютерных и мультимедийных технологий, на котором студенты должны овладеть умениями работать со справочными и картографическими материалами, анализировать столбиковые и круговые диаграммы. Во время занятия студент, используя текстовые, картографические и статистические материалы, характеризует и анализирует связь между частями населения, занятого в основных сферах хозяйства, и уровнем экономического развития стран. Составляет прогноз об изменении структуры занятого населения стран и регионов мира.Содержание занятия соответствует рабочей программе и рассчитан на студентов среднего профессионального образовательного учреждения.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯРабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Социально-экономическая география мира» 10-11 класс для общеобразовательных организаций, которая составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732).Требования:Знания по темам «Политическая карта мира», «Население мира».Умение работать в табличном редакторе Microsoft Excel.Умение работать с картографическими документами.Вид занятия: практическое.Методы и формы проведения занятия: выполнение практических заданий с использованием компьютерных технологий, письменные и графические упражнения, работа с картой, индивидуальная работа студентов и работа в парах, тестирование.ПЛАН ЗАНЯТИЯГрупа____Д-23 Дата «12» февраля 2024 г. № 4 Тема: «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВА СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА» Цель занятия:Методическая цель: усовершенствование методики использования компьютерных технологий в решении практических задач, активизация познавательной деятельности студентов на занятии в процессе работы с картографическими, графическими, статистическими и дидактическими материалами.Дидактическая цель: обобщить знания студентов по темам «Политическая карта мира», «Население мира», определить понятие «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», используя статистические данные, сравнить трудовые ресурсы и структура занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы. Воспитательная цель: воспитывать аналитическое мышление и интерес к изучению курса. Вид занятия: практическое Методы и формы проведения занятия: выполнение практических заданий на компьютере, письменные и графические упражнения, работа с картой, индивидуальная работа студентов и работа в парах, тестирование.Межпредметные связи: обеспечивающие: математика, информатика, всемирная история обеспечиваемые: экономика, правоведениеИнформационно - методическое обеспечение: атласы, задания для практической работы, опорные конспекты, тестовые задания для обобщающего контроля знаний, таблицы, мультимедийная презентация, методические указания к выполнению практической работы.Технические средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор.Информационные ресурсы: www.translate.google.ru, www.cia.gov, www.statinfo.biz, www.statinfo.biz, www.statinfo.bizЛитератураОсновные источники:Гладкий Ю.Н., НиколинаВ.В. География 10 класс Учебник для общеобразовательных организаций базовый и углубленный уровни. – М.: Просвещение, 2022 – 273 с.Гладкий Ю.Н., НиколинаВ.В. География 11 класс Учебник для общеобразовательных организаций базовый и углубленный уровни. – М.: Просвещение, 2022 – 223 с.Дополнительные источники:Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Африки. — М.: Юрайт, 2020. — 202 c.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география евроатлантического региона. — М.: Юрайт, 2020. — 371 c.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география зарубежной Азии, Австралии и Океании. — М.: Юрайт, 2020. — 420 c.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Латинской Америки. — М.: Юрайт, 2020. — 242 c.Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник / Ю.Н. Гладкий. — М.: Академия, 2019. — 224 c.Голубчик М. М. Социально-экономическая география. — М.: Юрайт, 2020. — 476 c.Каледин Н. В. География мира в 3 томах. Том 2. Социально-экономическая география мира. — М.: Юрайт, 2020. — 297 c.Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил). — М.: Юрайт, 2020. — 432 c.Интернет-ресурсы:Электронные библиотечные системы «Национальная электронная библиотека[Электронный ресурс] https://нэб.рф, IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ1. Организационная часть 2 мин. 1.1. Приветствие студентов. 1.2. Проверка наличия студентов на занятии. 1.3. Проверка готовности к занятию аудитории, студентов.2. Ознакомление студентов с темой и целью занятия 1 мин.3. Актуализация опорных знаний 15 мин.4. Мотивация учебной деятельности 1 мин.5. Инструктаж относительно выполнения работы с техникибезопасности 3 мин.6. Выдача заданий, методические указания для выполнения работы 5 мин.7. Выполнение заданий студентами 40 мин.8. Итог занятия 10 мин.9. Домашнее задание 3 мин.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Организационная часть 1.1. Приветствие студентов.1.2. Проверка наличия студентов на занятии.1.3. Проверка готовности к занятию аудитории, студентов.Ознакомление студентов с темой и целью занятия.Самое большое богатство каждой страны – это ее люди. Они создают материальные и духовные ценности. От их таланта, образования, профессионализма зависит уровень благосостояния государства.Сегодня мы рассмотрим с вами трудовые ресурсы мира, социальную и профессиональную структуру населения. Вы выполните практическую работу «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира».2.2.Цель нашего занятия – с помощью текстовых, картографических, графических, статистических материалов провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием. 3. Актуализация опорных знаний (проведения контроля знаний студентов с целью выяснения готовности студентов к практической работе)Для того чтобы выполнить практическую работу необходимо выяснить усвоили ли вы теоретический материал с предыдущих тем. Сейчас мы проведем тестирование. Работа выполняется по вариантам, всего два варианта. Каждый вариант состоит из одиннадцати заданий. Выполняя задания 1-6 необходимо найти один правильный ответ из четырех предложенных, правильный ответ оценивается в один балл. В 7-8 задании необходимо найти соответствие предложенным понятиям. В 9 задании устанавливается последовательность данных, которые сначала необходимо определить. В 10 задании необходимо найти неправильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Последнее 11 задание решение задачи на нахождение количества населения в стране, правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальный балл за тест 12, что соответствует оценке «отлично». Проведение обобщающего контроля знаний с помощью тестов.Проверка результатов тестов студентами. Студенты обмениваются работами и проверяют правильные ответы, считают баллы. Обсуждение выполненной работы. Комментарий преподавателя. Оценивание студентов за работой с тестами.Мотивация учебной деятельности: Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира. Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития.Техника безопасности при роботе в компьютерном классе: – без надобности не трогать заднюю стенку системного блока, пломб, экрана монитора и электрических кабелей высокого напряжения;– не пытайтесь перемещать приборы, прежде всего монитор;– не подключайте новые устройства в режиме включенного питания;– не пытайтесь самостоятельно устранить замеченную неисправность;– не кладите на аппаратуру посторонние предметы;работая выдерживайте правильную посадку, расстояние от глаз до экрана монитора не менее 60 см; – придерживайтесь правильного режима работы за компьютером. 6. Выдача заданий, методические указания к выполнению работы Перед выполнением практической работы необходимо проработать теоретический материал. Давайте определим с вами такие понятия:1. Трудовые ресурсы.2. Экономически активное население. 3. Основные сферы хозяйства. 4. Проблемы занятости и безработицыОбсуждение понятий с применением мультимедийной презентации. 1. Трудовые ресурсыТрудовые ресурсы - это часть населения, что имеет физические и духовные способности, общеобразовательные и профессиональные знания и навыки для работы в хозяйстве. К трудовым ресурсам относятся здоровые люди трудоспособного возраста, работающие подростки и работающие пенсионеры. Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста, граница которого отличается в разных странах мира. ЕАН - это часть населения, занятая общественно полезной деятельностью и имеет от этого прибыль. К этой категории относятся не только люди, фактически работающие, но и безработные, которые ищут работу. От общего количества трудовых ресурсов мира экономически активное население составляет около 75 %. 3. Проблемы занятости и безработицыБезработные в определении Международной организации труда (МОТ) - лица в возрасте 15-70 лет (зарегистрированные и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют три условия: не имели работы (доходного занятия); активно искали работу или пытались организовать собственное дело в течение последних 4-х недель, предшествовавших опросу; готовы приступить к работе в течение двух ближайших недель. 4. Основные сферы хозяйства.Обсуждение понятийВыдача инструкции по выполнению практической работы. (Приложение В)7. Выполнение заданий студентами. Выполнение практической работы №1 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Работа выполняется за компьютером, студенты работают в парах.Преподаватель объясняет, как выполнять задания.Задача 1. Вычислите долю населения стран в возрасте 15-59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу используя программу Microsoft Excel (по образцу).Ход выполненияНа рабочем столе открыть документ «География ПР1».Перейти на лист под названием «Задание 1».Вычислить «Населения среднего возраста в %» по формуле доля населения среднего возраста: =100% - Население младшего возраста (%)-Население старшего возраста (%)4. Вычислить «Разницу между долей населения среднего возраста и долей ЭАН в %» по формуле: = Население среднего возраста (%)-Доля ЕАН от общего количества населения (%)Рассчитанные данные внести в таблицу 1.Указать в таблице к какому типу страны и части света относятся указанные страны.Таблица 1СтранаНаселения (млн. лиц)Население младшего возраста (%)Население среднеговозраста (%)Населения старшего возраста (%)Тип воспроизводстваК какому типу стран относятсяДоля ЭАН в общей численности населения (%)Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН (%)Часть мира (регион)США3122017ІРазвитые51Германия81132548Россия1391519ІПостсоциалистические50Восточная Европа,Северная АзияБразилия20526948Китай (без Сягана и Макао)1343181359Индия1206309ІІРазвивающиеся страны39Южная АзияУкажите страны с максимальной и минимальной долей населения младшей возрастной группы... ... .....................................................................Укажите страны с максимальной и минимальной долей населения старшей возрастной группы …………………………………………………….Задание 2. Перейти на лист с диаграммой «Средний возраст», используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбиковые диаграммы, отражающие долю населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Задание 3. Укажите причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран - ………………………………………………………………………………………□ Высокие показатели рождаемости и небольшая продолжительность жизни□ «Демографический взрыв», произошедший во второй половине ХХ в.□ Высокий уровень развития медицины, что способствует увеличению средней продолжительности жизни□ Низкий уровень рождаемости, что приводит к снижению доли населения младшего возраста□ Большая доля населения младшего возраста□ «Демографический взрыв», произошедший в это времяДругие причины:…………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………Задание 4. Перейти на лист с диаграммой «Сравнительная», сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН в одной из сравниваемых стран.Укажите причины, влияющие на долю ЭАН этой страны.□ Высокий уровень развития экономики□ Значительная часть населения, не вовлеченная в общественное производство.□ Низкий уровень развития экономики□ Большая доля населения среднего возраста□ Большая доля населения младшего возраста□ Большая доля населения старшего возраста□ Высокий уровень безработицы□ Низкий уровень безработицыЗадание 5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу для сравниваемых стран (по образцу).Перейти на лист под названием «Задание 5».2. Вычислите государственные расходы на образование и охрану здоровья сравниваемых стран в долларах США на одного человека. а) государственные расходы на образование на одного человека:= ВВП на одного человека * Державные затраты на образование /100 б) государственные расходы на здравоохранение на одного человека:= ВВП на одного человека * Державные затраты на охрану здоровья /1003. Расчетные данные занести в таблицу 2.Таблица 2СтранаВВП на душу населения (долл. США)Государственные расходы на образование (% к ВВП)Государственные расходы на здравоохранение (% к ВВП)Среднее количество учащихся на одного преподавателя (учащихся на одного учителя)Доля грамотных от общего числа населения (% в возрасте 15 лет и более)Доля населения, которое закончило высшие учебные заведения разного уровня (%)Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (годы)Государственные расходы на образование (долл. США на 1 человека)Государственные расходы на здравоохранение (долл. США на 1 человека)США430174,96,913,998,23678,5 Германия348544,48,2131002480,4 Россия145614,14,217,499,62868,8 Бразилия1016254,82390973,5 Китай 74761,91,826941173,5 Индия34683,20,929,362,8765,4 Задание 6. Заполните пропуски в цепочке причинно-следственных связей.↓Высокий показатель ВВП на одного человекаВысокий уровень государственных расходов на образование и здравоохранение↓↓Вывод 1 Классификация стран по занятости ЭАН в основных сферах производстваСтранаДоля ЭАН, занятого в непроизводственной сфере (%)Тип страныРегионПостиндустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 10 % и меньше)Германия64РазвитаяЗападная ЕвропаИндустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 11 до 35 %)Бразилия55СреднеразвитаяЛатинская АмерикаИндустриально-аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 36 до 59 %)Аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 60 % и более)Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.Учитывая то, что рассматриваемые вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой(какие) из них лучше обеспечен(нет) трудовыми ресурсами как с количественной, так и с качественной точки зрения.Задание 7. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах хозяйства (прежде всего в сельском хозяйстве), различают аграрные, индустриально –аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Заполните таблицу 3 (по образцу), используя данные картодиаграммы.Таблица 3Задание 8. Укажите правильную логическую цепочку.Большая доля занятых в непроизводственной сфере+Незначительная доля занятых в сельском хозяйстве→Развитая странаБольшая доля занятых в сельском хозяйстве+Незначительная доля занятых в непроизводственной сфере→Среднеразвитая странаРазвивающаяся страна→Большая доля занятых в промышленности+Большая доля занятых в непроизводственной сфереВывод 2Охарактеризуйте связь, которая существует между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, и уровнем экономического развития страны (типу). Учитывая то, что рассматриваемые вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой (какие) из них характеризуется(ются) самой высокой долей ЭАН, занятого: а) в сельском хозяйстве; б) в непроизводственной сфере.Преподаватель поддерживает внимание студентов, корректирует деятельность, помогает в случае необходимости.8. Итог занятия Сегодня мы рассмотрели трудовые ресурсы мира и отдельных регионов, социальную и профессиональную структуру населения, нашли различия в обеспечении трудовыми ресурсами стран разного типа. Достаточно много знаний мы с вами получили закончил изучение темы «Население мира», а теперь давайте узнаем, что есть интересного согласно изученных тем:Больше 20% населения Земли зарабатывает в год менее 425 долларов. Ежедневное население Земли увеличивается на 237.748 человек, ежесекундно рождается минимум 4 ребенка. Средняя зарплата в странах бывшего СССР на май 2000 года: Россия - $73, Украина - $39, Беларусь - $67, Узбекистан - $49, Азербайджан - $46, Армения - $37, Молдова - $33, Кыргызстан - $22, Таджикистан - $8,9.Население Земли увеличилась на миллиард (с одного до двух) за 123 года — с 1804 до 1927, при этом понадобилось всего 12 лет (с 1987 до 1999), чтобы население увеличилось с пяти до шести миллиардов человек.Агломерация Токио насчитывает 35,2 млн человек — это больше, чем население всей Азиатской части России (около 31 млн.), что включает Сибирь и Дальний Восток и что занимает больше 3/4 ее территории. Численность население Португалии примерно равна 10 миллионам человек, что сравнимо с населением Москвы, однако, не смотря на это португальский язык шестое место в мире по популярности.На наибольшем количестве языков разговаривает население Африки - число африканских языков превышает две тысячи. Самая редкая из них - речь бикья. На этом языке в 1998 году разговаривала лишь одна 87-летняя бабушка из деревни на границе между Камеруном и Нигерией.Голландия - это провинция в составе Нидерландов, которая в XVI-XVIII веках была политическим и экономическим ядром государства. С тех пор история этой провинции настолько слилась с историей всей страны, что Нидерланды стали называть Голландией.Стамбул, Турция, является единственным городом в мире, который расположен на двух континентах.Наименьшие державы: Ватикан - приблизительно 0,44 кв. км. Население 770 человек;Монако - примерно 1,9 кв. км. Население - 32 000 человек;Науру - примерно 21 кв. км. Население в 13 000 человек;Тувалу - примерно 25 кв. км. Население - 12 000 человек;Сан-Марино – примерно 61 кв. км. Населения в 29 000 человек.10 процентов доходов правительства России поступает от продажи водки.Полное название Лос-Анджелес является "Эль-Пуэбло-де Нуэстра Сеньора ла Рейна де лос Анджелес де Порсиункула" и может быть сокращено до 3,63% от оригинального размера: "LA".9. Домашнее заданиеПовторить теоретический материал по изученным темам [1] ст. 11-76.Дополнительное задание по образцу (сообщение о населении страны)
Автор публикации: Фаустова Галина Владимировна
Открытый урок География
скачать документВернуться назад
ХАРЦЫЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАоткрытого занятияпо теме: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира»дисциплина: «География»специальность: 46.02.01 «Документационное обеспечениеуправления и архивоведение»2024Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Социально-экономическая география мира»Разработчик: Фаустова Г.В. – преподаватель географии, специалист высшей категории ХТК ДОННТУ - 2024Изложена методика проведения практического занятия, направленного на обобщение знаний студентов о политической карте и населении мира; развитие умения проводить сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; умения пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы, используя полученные знания по географии.Для преподавателей дисциплины «Социально-экономическая география мира» средних профессиональных образовательных учреждений.Одобрена и рекомендованас целью практического примененияцикловой комиссией информационных технологий и физико-математических дисциплинпротокол № ___ от «___»_________2024 г.Председатель ЦК__________ А.И БакарюкаСодержаниеВступление....……………………………………………………………4Рецензии…………………………………………………………………5Обоснование темы…..…………………………………………………..7Организационно-методические указания...……………………………8План занятия..……………………………………………………………9Структура занятия………………………………………………………10Ход занятия...……………………………………………………………11Приложение А.…………………………………………………………..19Приложение Б..…………………………………………………………..24Приложение В..…………………………………………………………..33Приложение Г..…………………………………………………………..40ВСТУПЛЕНИЕОсновное задание учебного процесса – способствовать осмысленному восприятию и усвоению учебного материала и его трансформации в знаниях. Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира.Во время изучения «Социально-экономической географии мира» у студентов формируется социальная компетенция и углубляется функциональная, информационная и ценностно-смысловая. С целью закрепления теоретических знаний по темам «Введение в социально-экономическую географию мира», «Политическая карта мира» и «Население мира» на четвертом занятии проводится практическая работа «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Методической целью данного занятия является: применение компьютерных технологий в решении практических заданий, активизация познавательной деятельности студентов на занятии в процессе работы с картографическими, графическими, статистическими и дидактическими материалами. Дидактическая цель: обобщить знания студентов по темам «Политическая карта мира», «Население мира», определить понятие «трудоспособное население», «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», используя статистические данные, сравнить трудовые ресурсы и структуру занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. Воспитательная цель: воспитывать аналитическое мышление и интерес к изучению курса. Методическая разработка предназначена для изучения методики проведения практического занятия с использованием компьютерных технологий, на котором студентами проводится сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. Умение владеть приемами работы в условиях современных информационных технологий, используя знания очень необходимой интегрированной науки «Социально-экономическая география мира» будет способствовать получению квалификационных специалистов с высоким уровнем подготовки.РЕЦЕНЗИЯна методическую разработкупо дисциплине «Социально-экономическая география мира»,разработанную преподавателем географии, специалистом высшей категории ХТК ДОННТУФаустовой Галиной ВладимировнойВ методической разработке приведена методика подготовки и проведения практической работы по теме «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира» по дисциплине «Социально-экономическая география мира».Тема занятия отвечает рабочей программе учебной дисциплины. Методическая разработка имеет цели, которые направлены на развитие заинтересованности предметом и аналитического мышления студентов и на усовершенствование методики использования компьютерных технологий в решении практических задач.Материал рационально спланирован, логически сформулирован на высоком уровне. Использование современных форм и методов на различных этапах занятия формирует умения и навыки практического применения теоретических знаний путем выполнения студентами соответственно подготовленных задач. Домашнее задание обеспечивает развитие исследовательской деятельности, способствует развитию индивидуальных способностей студентов. Методическая разработка соответствует основным требованиям написания и оформления методических разработок и может быть рекомендована для использования преподавателями географии средних профессиональных образовательных учреждений.РЕЦЕНЗИЯна методическую разработкупо дисциплине «Социально-экономическая география мира»,разработанную преподавателем географии, специалистом высшей категории ХТК ДОННТУФаустовой Галиной ВладимировнойМетодическая разработка по дисциплине «Социально-экономическая география мира» предназначена для проведения практичного занятия по теме: «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира».Представлена на рецензирование методическая разработка открытого занятия по дисциплине, выполнена на русском языке, полностью отвечает требованиям к выполнениям методических работ по содержанию, форме и структуре. Преподаватель выполняет современные способы визуализации учебного материала, что позволяет студентам лучше воспринимать и запоминать материал, а использование компьютерных технологий при решении практических заданий позволяет студентам развивать навыки по обработке анализа и синтеза информации.Структура и ход занятия рационально спланированы, логически сформулированы на высоком уровне. Использование современных форм и методов на различных этапах занятия формирует умение и навыки практического применения теоретических знаний путем использования студентами соответственно подготовленных заданий.Методическая разработка представляет интересный опыт преподавателя с его инновационными методическими находками и подходами к преподаванию дисциплины и может быть рекомендована для использования преподавателями географии в средних профессиональных образовательных учреждениях.ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫГеография населения, одна из основных составляющих социально-экономической географии, приобрела сегодня чрезвычайную актуальность. Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития, поэтому задача данного занятия – провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием.Цель занятия: обобщить знания студентов по темам «Политическая карта мира», «Население мира», определить понятие «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», используя статистические данные, сравнить трудовые ресурсы и структура занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы.Занятие проводится как практическое с применением компьютерных и мультимедийных технологий, на котором студенты должны овладеть умениями работать со справочными и картографическими материалами, анализировать столбиковые и круговые диаграммы. Во время занятия студент, используя текстовые, картографические и статистические материалы, характеризует и анализирует связь между частями населения, занятого в основных сферах хозяйства, и уровнем экономического развития стран. Составляет прогноз об изменении структуры занятого населения стран и регионов мира.Содержание занятия соответствует рабочей программе и рассчитан на студентов среднего профессионального образовательного учреждения.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯРабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Социально-экономическая география мира» 10-11 класс для общеобразовательных организаций, которая составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732).Требования:Знания по темам «Политическая карта мира», «Население мира».Умение работать в табличном редакторе Microsoft Excel.Умение работать с картографическими документами.Вид занятия: практическое.Методы и формы проведения занятия: выполнение практических заданий с использованием компьютерных технологий, письменные и графические упражнения, работа с картой, индивидуальная работа студентов и работа в парах, тестирование.ПЛАН ЗАНЯТИЯГрупа____Д-23 Дата «12» февраля 2024 г. № 4 Тема: «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ХОЗЯЙСТВА СТРАН И РЕГИОНОВ МИРА» Цель занятия:Методическая цель: усовершенствование методики использования компьютерных технологий в решении практических задач, активизация познавательной деятельности студентов на занятии в процессе работы с картографическими, графическими, статистическими и дидактическими материалами.Дидактическая цель: обобщить знания студентов по темам «Политическая карта мира», «Население мира», определить понятие «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «безработица», используя статистические данные, сравнить трудовые ресурсы и структура занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира; развивать умение пользоваться текстовыми, картографическими, графическими, статистическими материалами, сравнивать их и делать выводы. Воспитательная цель: воспитывать аналитическое мышление и интерес к изучению курса. Вид занятия: практическое Методы и формы проведения занятия: выполнение практических заданий на компьютере, письменные и графические упражнения, работа с картой, индивидуальная работа студентов и работа в парах, тестирование.Межпредметные связи: обеспечивающие: математика, информатика, всемирная история обеспечиваемые: экономика, правоведениеИнформационно - методическое обеспечение: атласы, задания для практической работы, опорные конспекты, тестовые задания для обобщающего контроля знаний, таблицы, мультимедийная презентация, методические указания к выполнению практической работы.Технические средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор.Информационные ресурсы: www.translate.google.ru, www.cia.gov, www.statinfo.biz, www.statinfo.biz, www.statinfo.bizЛитератураОсновные источники:Гладкий Ю.Н., НиколинаВ.В. География 10 класс Учебник для общеобразовательных организаций базовый и углубленный уровни. – М.: Просвещение, 2022 – 273 с.Гладкий Ю.Н., НиколинаВ.В. География 11 класс Учебник для общеобразовательных организаций базовый и углубленный уровни. – М.: Просвещение, 2022 – 223 с.Дополнительные источники:Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Африки. — М.: Юрайт, 2020. — 202 c.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география евроатлантического региона. — М.: Юрайт, 2020. — 371 c.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география зарубежной Азии, Австралии и Океании. — М.: Юрайт, 2020. — 420 c.Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Латинской Америки. — М.: Юрайт, 2020. — 242 c.Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник / Ю.Н. Гладкий. — М.: Академия, 2019. — 224 c.Голубчик М. М. Социально-экономическая география. — М.: Юрайт, 2020. — 476 c.Каледин Н. В. География мира в 3 томах. Том 2. Социально-экономическая география мира. — М.: Юрайт, 2020. — 297 c.Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил). — М.: Юрайт, 2020. — 432 c.Интернет-ресурсы:Электронные библиотечные системы «Национальная электронная библиотека[Электронный ресурс] https://нэб.рф, IPRbooks» http://www.iprbookshop.ru/Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ1. Организационная часть 2 мин. 1.1. Приветствие студентов. 1.2. Проверка наличия студентов на занятии. 1.3. Проверка готовности к занятию аудитории, студентов.2. Ознакомление студентов с темой и целью занятия 1 мин.3. Актуализация опорных знаний 15 мин.4. Мотивация учебной деятельности 1 мин.5. Инструктаж относительно выполнения работы с техникибезопасности 3 мин.6. Выдача заданий, методические указания для выполнения работы 5 мин.7. Выполнение заданий студентами 40 мин.8. Итог занятия 10 мин.9. Домашнее задание 3 мин.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Организационная часть 1.1. Приветствие студентов.1.2. Проверка наличия студентов на занятии.1.3. Проверка готовности к занятию аудитории, студентов.Ознакомление студентов с темой и целью занятия.Самое большое богатство каждой страны – это ее люди. Они создают материальные и духовные ценности. От их таланта, образования, профессионализма зависит уровень благосостояния государства.Сегодня мы рассмотрим с вами трудовые ресурсы мира, социальную и профессиональную структуру населения. Вы выполните практическую работу «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира».2.2.Цель нашего занятия – с помощью текстовых, картографических, графических, статистических материалов провести сравнительный анализ трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран с разным уровнем развития и найти связь между структурой занятости населения и ее социально-экономическим развитием. 3. Актуализация опорных знаний (проведения контроля знаний студентов с целью выяснения готовности студентов к практической работе)Для того чтобы выполнить практическую работу необходимо выяснить усвоили ли вы теоретический материал с предыдущих тем. Сейчас мы проведем тестирование. Работа выполняется по вариантам, всего два варианта. Каждый вариант состоит из одиннадцати заданий. Выполняя задания 1-6 необходимо найти один правильный ответ из четырех предложенных, правильный ответ оценивается в один балл. В 7-8 задании необходимо найти соответствие предложенным понятиям. В 9 задании устанавливается последовательность данных, которые сначала необходимо определить. В 10 задании необходимо найти неправильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Последнее 11 задание решение задачи на нахождение количества населения в стране, правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальный балл за тест 12, что соответствует оценке «отлично». Проведение обобщающего контроля знаний с помощью тестов.Проверка результатов тестов студентами. Студенты обмениваются работами и проверяют правильные ответы, считают баллы. Обсуждение выполненной работы. Комментарий преподавателя. Оценивание студентов за работой с тестами.Мотивация учебной деятельности: Современный мир вступил в информационную эпоху своего развития. Основой перехода к информационной экономике в любой стране мира является уровень квалификации и образованности ее населения. Знания нужны не только для продвижения вперед науки и технологий, но и для того, чтобы уметь пользоваться их продуктами, не быть изолированными от современного мира. Исследуя характер и структуру занятости населения страны, можно узнать уровень ее социально-экономического развития.Техника безопасности при роботе в компьютерном классе: – без надобности не трогать заднюю стенку системного блока, пломб, экрана монитора и электрических кабелей высокого напряжения;– не пытайтесь перемещать приборы, прежде всего монитор;– не подключайте новые устройства в режиме включенного питания;– не пытайтесь самостоятельно устранить замеченную неисправность;– не кладите на аппаратуру посторонние предметы;работая выдерживайте правильную посадку, расстояние от глаз до экрана монитора не менее 60 см; – придерживайтесь правильного режима работы за компьютером. 6. Выдача заданий, методические указания к выполнению работы Перед выполнением практической работы необходимо проработать теоретический материал. Давайте определим с вами такие понятия:1. Трудовые ресурсы.2. Экономически активное население. 3. Основные сферы хозяйства. 4. Проблемы занятости и безработицыОбсуждение понятий с применением мультимедийной презентации. 1. Трудовые ресурсыТрудовые ресурсы - это часть населения, что имеет физические и духовные способности, общеобразовательные и профессиональные знания и навыки для работы в хозяйстве. К трудовым ресурсам относятся здоровые люди трудоспособного возраста, работающие подростки и работающие пенсионеры. Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста, граница которого отличается в разных странах мира. ЕАН - это часть населения, занятая общественно полезной деятельностью и имеет от этого прибыль. К этой категории относятся не только люди, фактически работающие, но и безработные, которые ищут работу. От общего количества трудовых ресурсов мира экономически активное население составляет около 75 %. 3. Проблемы занятости и безработицыБезработные в определении Международной организации труда (МОТ) - лица в возрасте 15-70 лет (зарегистрированные и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют три условия: не имели работы (доходного занятия); активно искали работу или пытались организовать собственное дело в течение последних 4-х недель, предшествовавших опросу; готовы приступить к работе в течение двух ближайших недель. 4. Основные сферы хозяйства.Обсуждение понятийВыдача инструкции по выполнению практической работы. (Приложение В)7. Выполнение заданий студентами. Выполнение практической работы №1 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». Работа выполняется за компьютером, студенты работают в парах.Преподаватель объясняет, как выполнять задания.Задача 1. Вычислите долю населения стран в возрасте 15-59 лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу используя программу Microsoft Excel (по образцу).Ход выполненияНа рабочем столе открыть документ «География ПР1».Перейти на лист под названием «Задание 1».Вычислить «Населения среднего возраста в %» по формуле доля населения среднего возраста: =100% - Население младшего возраста (%)-Население старшего возраста (%)4. Вычислить «Разницу между долей населения среднего возраста и долей ЭАН в %» по формуле: = Население среднего возраста (%)-Доля ЕАН от общего количества населения (%)Рассчитанные данные внести в таблицу 1.Указать в таблице к какому типу страны и части света относятся указанные страны.Таблица 1СтранаНаселения (млн. лиц)Население младшего возраста (%)Население среднеговозраста (%)Населения старшего возраста (%)Тип воспроизводстваК какому типу стран относятсяДоля ЭАН в общей численности населения (%)Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭАН (%)Часть мира (регион)США3122017ІРазвитые51Германия81132548Россия1391519ІПостсоциалистические50Восточная Европа,Северная АзияБразилия20526948Китай (без Сягана и Макао)1343181359Индия1206309ІІРазвивающиеся страны39Южная АзияУкажите страны с максимальной и минимальной долей населения младшей возрастной группы... ... .....................................................................Укажите страны с максимальной и минимальной долей населения старшей возрастной группы …………………………………………………….Задание 2. Перейти на лист с диаграммой «Средний возраст», используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбиковые диаграммы, отражающие долю населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Задание 3. Укажите причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) одной из сравниваемых стран - ………………………………………………………………………………………□ Высокие показатели рождаемости и небольшая продолжительность жизни□ «Демографический взрыв», произошедший во второй половине ХХ в.□ Высокий уровень развития медицины, что способствует увеличению средней продолжительности жизни□ Низкий уровень рождаемости, что приводит к снижению доли населения младшего возраста□ Большая доля населения младшего возраста□ «Демографический взрыв», произошедший в это времяДругие причины:…………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………Задание 4. Перейти на лист с диаграммой «Сравнительная», сравните долю населения среднего возраста и долю ЭАН в одной из сравниваемых стран.Укажите причины, влияющие на долю ЭАН этой страны.□ Высокий уровень развития экономики□ Значительная часть населения, не вовлеченная в общественное производство.□ Низкий уровень развития экономики□ Большая доля населения среднего возраста□ Большая доля населения младшего возраста□ Большая доля населения старшего возраста□ Высокий уровень безработицы□ Низкий уровень безработицыЗадание 5. Дайте качественную оценку трудовых ресурсов и заполните таблицу для сравниваемых стран (по образцу).Перейти на лист под названием «Задание 5».2. Вычислите государственные расходы на образование и охрану здоровья сравниваемых стран в долларах США на одного человека. а) государственные расходы на образование на одного человека:= ВВП на одного человека * Державные затраты на образование /100 б) государственные расходы на здравоохранение на одного человека:= ВВП на одного человека * Державные затраты на охрану здоровья /1003. Расчетные данные занести в таблицу 2.Таблица 2СтранаВВП на душу населения (долл. США)Государственные расходы на образование (% к ВВП)Государственные расходы на здравоохранение (% к ВВП)Среднее количество учащихся на одного преподавателя (учащихся на одного учителя)Доля грамотных от общего числа населения (% в возрасте 15 лет и более)Доля населения, которое закончило высшие учебные заведения разного уровня (%)Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (годы)Государственные расходы на образование (долл. США на 1 человека)Государственные расходы на здравоохранение (долл. США на 1 человека)США430174,96,913,998,23678,5 Германия348544,48,2131002480,4 Россия145614,14,217,499,62868,8 Бразилия1016254,82390973,5 Китай 74761,91,826941173,5 Индия34683,20,929,362,8765,4 Задание 6. Заполните пропуски в цепочке причинно-следственных связей.↓Высокий показатель ВВП на одного человекаВысокий уровень государственных расходов на образование и здравоохранение↓↓Вывод 1 Классификация стран по занятости ЭАН в основных сферах производстваСтранаДоля ЭАН, занятого в непроизводственной сфере (%)Тип страныРегионПостиндустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 10 % и меньше)Германия64РазвитаяЗападная ЕвропаИндустриальные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 11 до 35 %)Бразилия55СреднеразвитаяЛатинская АмерикаИндустриально-аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет от 36 до 59 %)Аграрные (доля занятых в сельском хозяйстве составляет 60 % и более)Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами? Укажите причины, обусловившие в этой стране более высокие: долю населения трудоспособного возраста, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.Учитывая то, что рассматриваемые вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой(какие) из них лучше обеспечен(нет) трудовыми ресурсами как с количественной, так и с качественной точки зрения.Задание 7. В зависимости от доли ЭАН, занятого в основных сферах хозяйства (прежде всего в сельском хозяйстве), различают аграрные, индустриально –аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Заполните таблицу 3 (по образцу), используя данные картодиаграммы.Таблица 3Задание 8. Укажите правильную логическую цепочку.Большая доля занятых в непроизводственной сфере+Незначительная доля занятых в сельском хозяйстве→Развитая странаБольшая доля занятых в сельском хозяйстве+Незначительная доля занятых в непроизводственной сфере→Среднеразвитая странаРазвивающаяся страна→Большая доля занятых в промышленности+Большая доля занятых в непроизводственной сфереВывод 2Охарактеризуйте связь, которая существует между долей населения, занятого в основных сферах хозяйства, и уровнем экономического развития страны (типу). Учитывая то, что рассматриваемые вами страны относятся к разным регионам мира, укажите, какой (какие) из них характеризуется(ются) самой высокой долей ЭАН, занятого: а) в сельском хозяйстве; б) в непроизводственной сфере.Преподаватель поддерживает внимание студентов, корректирует деятельность, помогает в случае необходимости.8. Итог занятия Сегодня мы рассмотрели трудовые ресурсы мира и отдельных регионов, социальную и профессиональную структуру населения, нашли различия в обеспечении трудовыми ресурсами стран разного типа. Достаточно много знаний мы с вами получили закончил изучение темы «Население мира», а теперь давайте узнаем, что есть интересного согласно изученных тем:Больше 20% населения Земли зарабатывает в год менее 425 долларов. Ежедневное население Земли увеличивается на 237.748 человек, ежесекундно рождается минимум 4 ребенка. Средняя зарплата в странах бывшего СССР на май 2000 года: Россия - $73, Украина - $39, Беларусь - $67, Узбекистан - $49, Азербайджан - $46, Армения - $37, Молдова - $33, Кыргызстан - $22, Таджикистан - $8,9.Население Земли увеличилась на миллиард (с одного до двух) за 123 года — с 1804 до 1927, при этом понадобилось всего 12 лет (с 1987 до 1999), чтобы население увеличилось с пяти до шести миллиардов человек.Агломерация Токио насчитывает 35,2 млн человек — это больше, чем население всей Азиатской части России (около 31 млн.), что включает Сибирь и Дальний Восток и что занимает больше 3/4 ее территории. Численность население Португалии примерно равна 10 миллионам человек, что сравнимо с населением Москвы, однако, не смотря на это португальский язык шестое место в мире по популярности.На наибольшем количестве языков разговаривает население Африки - число африканских языков превышает две тысячи. Самая редкая из них - речь бикья. На этом языке в 1998 году разговаривала лишь одна 87-летняя бабушка из деревни на границе между Камеруном и Нигерией.Голландия - это провинция в составе Нидерландов, которая в XVI-XVIII веках была политическим и экономическим ядром государства. С тех пор история этой провинции настолько слилась с историей всей страны, что Нидерланды стали называть Голландией.Стамбул, Турция, является единственным городом в мире, который расположен на двух континентах.Наименьшие державы: Ватикан - приблизительно 0,44 кв. км. Население 770 человек;Монако - примерно 1,9 кв. км. Население - 32 000 человек;Науру - примерно 21 кв. км. Население в 13 000 человек;Тувалу - примерно 25 кв. км. Население - 12 000 человек;Сан-Марино – примерно 61 кв. км. Населения в 29 000 человек.10 процентов доходов правительства России поступает от продажи водки.Полное название Лос-Анджелес является "Эль-Пуэбло-де Нуэстра Сеньора ла Рейна де лос Анджелес де Порсиункула" и может быть сокращено до 3,63% от оригинального размера: "LA".9. Домашнее заданиеПовторить теоретический материал по изученным темам [1] ст. 11-76.Дополнительное задание по образцу (сообщение о населении страны)