Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Максим Андреевич Буланов

Значение игры в развитии учащегося на занятиях адаптированной физической культуры

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка«Значение игры в развитии учащегося на занятиях адаптированной физической культуры»Проводить игру следует так, чтобы дети самостоятельно продолжали играть, находя удовольствие и удовлетворение в выполнении двигательных действий и правил Жуков М.Н., 2000г.ПланАктуальность игровой деятельности в развитии личности ребенкаПодвижные игры - главное средство физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностямиОсновные характеристики игрыТребования к проведению подвижных игрВыбор игрыВыбор спортивного инвентаря и организация места проведения игрыДозирование нагрузки при проведении подвижных игрОрганизация и методика проведения подвижных игрОсобенности методики проведения подвижных игр детьми с нарушениями опорно-двигательного аппаратаПрактические рекомендацииКлассификация подвижных игрАктуальность игровой деятельности в развитии личности ребенкаОдна из важнейших проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса на занятиях по АФК – создание системы управления процессом развития личности ребенка. Развитие личности ребенка происходит в различных видах деятельности, в том числе и игровой – наиболее ярко выраженной в дошкольном и младшем школьном возрасте.Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Подвижные игры - главное средство физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностямиБольшинство игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченных установленными правилами или без правил. Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения – развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества. Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику.Основные характеристики игры Подвижная игра – совокупность действий, объединенных сюжетом и единой целью. Основными чертами игр является:1. Наличие сюжета.2. Наличие соперничества.3. Проявление интереса, эмоциональных переживаний.Единой классификации подвижных игр нет даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Требования к проведению подвижных игр:4.1. Выбор игрыПрежде всего необходимо определить, какие задачи решаются в игре. Нужно подбирать подвижные игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений (игры, связанные с ходьбой, бегом, прыжками).Необходимо также обратить внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям занимающихся, их возрасту, условиям проведения игры, доступности. Подвижные игры должны воспитывать творческие способности детей. Для этого необходимо:– стимулировать творчество детей при разучивании подготовительных игровых упражнений;– последовательно обогащать знания детей об окружающем мире через сохранные анализаторы с целью развития их воображения;– подбирать эмоционально насыщенные подвижные игры;– вводить в игру свои элементы.Выбор игры осуществляют согласно классификации и по степени педагогического воздействия на физическое и нравственное развитие детей с нарушениями в развитии.Выбор атрибутов и организация места проведения игрыПри подборе спортивного инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовке места для проведения игры с детьми необходимо знать специфику контингента занимающихся. Необходимо предусмотреть безопасность этих мест, продумать меры страховки, чтобы это позволило детям безбоязненно передвигаться в пространстве. Например, чтобы незрячий ребенок чувствовал себя увереннее на площадке, многие линии ограничения позиций игроков должны быть осязаемыми, то есть рельефными. В спортивном зале ограничениями могут служить сетки, резиновые коврики. Для слабовидящих детей это линии, нарисованные цветными мелкими, или полоски цветной ткани (Маллаев Д.М., 2002).При проведении игры необходимо следить за ее ходом, видеть всех играющих. Вовремя использовать метод стимулирования, остановить нарушившего правила игры. По окончании нужно дать анализ игры и похвалить победителя.4.3. Дозирование нагрузки при проведении подвижных игрВеличина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по ЧСС, а регулировать нагрузку – временем игры.Организация и методика проведения подвижных игрПодготовка к проведению подвижных игр начинается с их выбора. Важно учесть состав занимающихся, их количество, возраст, место и форму проведения.До начала игры необходимо подготовить игровую площадку, инвентарь, проверить помещение.Особенности методики проведения подвижных игр детьми с нарушениями опорно-двигательного аппаратаПри проведении подвижных игр с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует помнить, что они имеют особое значение для занятий, проводимых в гетерогенных группах, так как позволяют сильным и слабым (в двигательном отношении) детям соперничать на равных условиях; дают возможность учащимся с тяжелыми нарушениями в развитии выбирать игры и, несмотря на тяжелые нарушения двигательных функций, принимать участие в спортивных занятиях.При организации подвижных игр с детьми, у которых наблюдается нарушение опорно-двигательного аппарата, в гетерогенных группах М. Шоо предлагает:1. Вводить специальные правила, которые облегчают задания для учащихся с тяжелыми нарушениями в развитии или усложняют их для более подвижных детей.2. Вводить специальные функции – дети с тяжелыми двигательными нарушениями получают задание, не предъявляющее высоких требований к моторике, но имеющее для детей особое значение.3. Ставить альтернативные задачи – для детей с тяжелыми нарушениями даются специальные задания (попасть в специальную мишень), это сравнивается с попаданием в нормальную мишень.4. Учитывать конфронтацию – совместная игра бегающих игроков и игроков на колясках, они получают различные задания, связанные с движением, но в игре они становятся равноправными соперниками.В игровой деятельности детей сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети развиваются физически, с другой – получают моральное, эмоциональное и эстетическое удовольствие от этой деятельности (Павленко В.Г., Жиленкова В.П., Малышев А.И., 2002).Практические рекомендацииПри организации и проведении игр различного характера с детьми с нарушениями в развитии необходимо:– проверить наличие специального оборудования и инвентаря, соответствующих гигиеническим требованиям, которые обеспечивают безопасность здоровья детей;– проверить состояние спортивной одежды, обуви;– освободить от игр детей с выраженным утомлением или перенапряжением;– тщательно изучить медицинские карты обследования детей;– определить состояние физического развития;– выявить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей;– выявить уровень развития двигательных функций;– предъявить повышенные требования к мерам предосторожности с учетом специфики детей.Предпочтительная для программы классификация подвижных игр (по методике Л. В. Шапковой)№Вид подвижной игрыПример подвижной игры1По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку Подвижная игра незначительной психофизической нагрузки (до 100 ЧСС)2По преобладающему виду действия Подвижные игры с ходьбой, бегом; игры с прыжками;игры с метанием, бросками;с ползанием и подлезанием;с ловлей и передачей мяча;с различными предметами3По преимущественному развитию физических качествДля развития координационных способностей4По форме организации и проведения подвижных игрС водящим; в парах; в тройках; командные5По виду использования межпредметных связейС речевой деятельностью; спредставлениями о частях тела, о направлениях движения; с информацией об окружающем мире6По преимущественной активизации психических процессовНа развитие внимания; на память; на мышление; на восприятие; на воображе-ние; на активизацию речевой деятельности7По оздоровительной направленностиНа формирование осанки;на укрепление мышечно-связочного аппарата, профи-лактику плоскостопия; на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системИтак, подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.Подвижные игры можно использовать во всех нозологических группах, в том числе и с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Автор методической разработки активно использует подвижные игры  в адаптивном физическом воспитании (на уроках адаптивной физической культуры).ЛитератураАртамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. - 400 c.Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2013. - 248 c.Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 424 c.Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015.Губанова, Я. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 568 c.Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод, пособие / А. В. Калинченко, В. Н. Сидоренко, Ю. В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2004.Козлова, С. А. Счастливый ребенок: программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям / С. А. Козлова. — М.: Школьная Пресса, 2012.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002.Краспощекова, Я. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2017.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X