Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Епишева Елена Иваноана

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамоте"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей «Детский сад №27 «Рябинка»Конспект открытого занятияпо обучению грамотев подготовительной группе.Тема: «Грамотеи» разработала и провела: воспитатель Буреева Ольга Николаевнаг. Новочебоксарск, 2020 г.Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматике, поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.Закреплять умение делить слова на слоги.Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.Закрепить графический образ букв.Продолжать учить составлять слова из слогов.Учить вставлять пропущенные буквы в словах, разгадывать зашифрованное слово-ребус.Продолжать учить работать со схемой предложения.Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.Совершенствовать навык чтения слогов слов и слов.Развивающие задачи:Создание проблемной ситуацииРазвивать фонематическое восприятие.Развивать память и внимание.Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.Формировать навыки самоконтроля и самооценки.Воспитательные задачи:Мотивация (стимулировать позитивную мотивацию детей).Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.Формировать навык совместной работы в паре.Формировать навыки самоконтроля и самооценки.Рефлексия (самоанализ).Форма детской деятельности: беседа, просмотр слайдов, дидактическая игра, подвижная игра (физкультминутка), рассуждение, обсуждение результата, самоконтроль.Материал:Демонстрационный: доска, фланелеграф, ТСО, изображения Звукомора на слайде, Феи Грамоты за каменной стеной, мяч, звуковые часы, слайды со слоговыми домиками, настольная игра — подарок.Раздаточный: картинки со слогами, картинки для звукового анализа, карточки со схемеми предложений, звуковые пеналы.Предварительная работа и связь с другими видами деятельности:-проведение викторин по речевому развитию и обучению грамоте;-настольные и дидактические игры по обучению грамоте;-речевые игры;-разгадывание простых ребусов, кроссвордов.Методы и приемы: игровая ситуация, создание ситуации успеха, беседа, разминка, рассуждение, физкультминутка, дидактическая игра, разгадывание ребусов, работа в паре, индивидуальная работа детей, контроль и самоконтроль, рефлексия.Ход занятия:Организационный момент.Воспитатель в кругу с детьми.Психогимнастика:Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.Мы пожмем друг другу руки,Побежит тепло по кругуВместе будем очень дружно на вопросыНа вопросы отвечать.Все хотим мы заниматься,Все хотим мы много знать.Дети здороваются с гостямиВведение в тему:Воспитатель:— Послушайте пословицу: «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица? (Ответы). Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Вам тоже скоро предстоит идти в школу за знаниями. И я вас сегодня хотела бы пригласить в страну Знаний! Но я узнала, что недавно в стране Знаний произошло ужасное событие.Злой волшебник Звукомор похитил Фею Грамоты и спрятал в своем замке за каменной стеной, кроме того он попрятал много звуков и букв. Но так как вы умные ребята, многому научились на занятиях по обучению грамоте, я надеюсь, что мы с вами станем командой умных и грамотных спасателей и освободим Фею Грамоту. Как вы думаете, сможем мы помочь и освободить Фею Грамоты?Дети:— Да!Воспитатель:— Нам надо разрушить каменную стену. А чтобы ее разрушить, нужно пройти испытания — выполнить задания. Стена очень крепкая, за каждым выполненным заданием стена начнет постепенно разрушаться. И так — вперед!Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»(воспитатель задает вопрос, дети отвечают)Из чего состоит наша речь? (из предложений)С какой буквы пишется начало любого предложения? (с большой)Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)Из чего состоят предложения? (из слов)Из чего состоит слово? (из слогов)Из чего состоит слог? (из звуков и букв)Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)Какие бывают звуки? (гласные и согласные)Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)Воспитатель:— Молодцы, все справились с первым заданием и разрушили первый ряд каменной стены.Задание № 2. Называется «Звуковые часы».Воспитатель:— Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «солнце — синица». (Дети выполняют задание)Воспитатель:— Молодцы, выполнили задание. Второй ряд стены разрушен.Задание № 3 «Подели слова на слоги и определи их количество».Воспитатель:— Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три окошка. Перед вами звери. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) Как мы сможем определить количество слогов?Дети:— При помощи хлопков.Воспитатель:— А еще какое правило мы знаем?Дети:— Сколько в слове гласных, столько и слогов!(Дети выполняют задание).Воспитатель:— Молодцы вы правильно выполнили задание и разрушили третий ряд стены.Задание № 4 «Собери слово».Воспитатель:— Перед вами слоги. На одном столе слоги из начала слова. На другом — конечные слоги. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать.Дети в парах, подбирая слоги, составляют слова.Воспитатель:— Молодцы, вы выполнили и это задание. Стена дальше разрушается.Воспитатель:— Ох, нелегкий у нас путь, надо детям отдохнуть.А теперь настал черед сыграть в игру «Большой- маленький».(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно- ласкательное суффиксальным способом)мяч — мячикподушка — подушечкаперо — перышкостул — стульчикстол — столикокно — окошкодверь — дверкакнига — книжечкалист — листочекведро — ведеркокуртка — курточкаплатье — платьицетуфли -туфелькискатерть — скатеркаочки — очечкиветер — ветерокдерево — деревцелиса — лисичкаверблюд — верблюжоноккровать — кроваткасалфетка — салфеточкаваза — вазочка(Дети садятся за столы)Задание № 5 «Звуковой анализ слов».Воспитатель:— Вот картинка перед вами. На ней нарисована белка. Возьмите звуковые пеналы.Вам надо выполнить звуковой анализ слова «белка». А мы потом посмотрим, какие звуки живут в этом слове (Дети выполняют задание. Предлагается какому-нибудь ребенку рассказать про свое слово, какие звуки живут в этом слове).— Молодцы, стена продолжает разрушаться.Задание № 6. «Буква потерялась».Воспитатель:— Ребята, в словах потерялись буквы, вам надо вставить в пропущенное место нужные буквы, чтобы получилось слово.З _ _ Т (зонт)С _ У _ (стул)_ _ Ю Г (утюг)Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей. Убирает ряд стены.Задание № 7. «Нарисуй схему предложения».Воспитатель:— Ребята вам нужно нарисовать схемы предложений, которые я вам прочитаю.1. Дует ветер.2. На улице хорошая погода.3. Сколько стоит мороженое?А теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три)|___________ ___________ ___________.Дети выполняют задание.Воспитатель:— Молодцы, ребята, остался последний ряд стены.Задание № 8 «Разгадай слово»Воспитатель:— Ребята, перед вами зашифрованное слово (алфавит), разгадав которое вы окончательно разрушите злые чары волшебника Звукомора и освободите Фею Грамоты.Вам нужно отгадать загадки, вставить буквы в слово и прочитать слово.1) Загадка: Айболиту все сперва говорили букву… (А)2) Самое жаркое время года начинается с этого звука…(Л)3) Этот звук стоит последним в слове шарф (Ф)4) Этот гласный звук стоит посередине в слове мак (А)5) Этот звук звонкий парный брат глухого звука Ф… (В)6) У ежа и у елки есть колючие…иголки…. Первый звук у слова иголки назови ну конечно это…(И)7) В слове рот и бегемот этот звук последний — вот. (Т)Дети выполняют задание.Воспитатель:— Ребята, какое слово у вас получилось?Дети:— Алфавит!Воспитатель:— Молодцы, выполнили все задания и разрушили заколдованную стену. Смотрите, Фея Грамоты освобождена!РефлексияВоспитатель:— Ребята, вам понравилось быть спасателями- освободителями?Дети:— Да!Воспитатель:— Как вы думаете, почему вы смогли помочь Фее Грамоты? Почему у вас это получилось? (Ответы детей)— Что было трудным для вас сегодня? (Ответы детей)— Что запомнилось или понравилось больше всего? (Ответы детей)— Вам нравится учится? (Ответы детей)— Да, когда все получается — мы радуемся! Вы стали совсем взрослыми, многому научились. Фея Грамоты благодарит вас, дарит вам игру и желает быть такими же успешными в школе.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X