Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Афанасьева Анастасия Николаевна

Основные факторы, влияющие на речевое развитие.

скачать документ

Вернуться назад

Основные факторы, влияющие на речевое развитие.Афанасьева Анастасия НиколаевнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 62» (МАДОУ «Детский сад №62»)Учитель-логопедМатери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Масару ИбукаРаннее детство - исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех выполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе.Каждый ребенок индивидуален и  психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора (компонента), которые влияют на речевое развитие:Физиологический компонент.Для формирования речевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определенный уровень зрелости нервной системы. Важен своевременный поток информации от внешних объектов и от рецептов собственного организма в виде импульсов, идущих в центральную нервную систему.Среди корковых зон, ответственных за речь, особенно важное значение имеют центр Вернике, расположенный в левой височной доле мозга, и центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга. Последний представляет собой двигательный центр речи, при его разрушении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Сохраняется лишь способность издавать отдельные звуки.Центр Вернике называют также слуховым, его повреждение приводит к нарушению восприятия слов- к словесной глухоте. Человек все слышит, но не понимает речи.Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. В результате его собственная речь характеризуется отсутствием смысла. Часто такие люди не могут также читать про себя и вслух, плохо воспринимают музыку. Нарушается письменная речь.Следует отметить, что письменная речь связана со многими отделами коры: регулирующими движение рук, ответственными за зрение, с центрами Брока и Вернике и другими.Доказано, что речевое развитие влияет и состояние мелкой моторики- развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры.На речь ребенка, конечно же, будет влиять анатомические особенности - правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание.Своевременное обращение к специалистам- врачам, при наличии какой либо патологии играет большую роль в формировании речевого развития ребенка.Эмоциональный компонент.Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. В это время, идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. Ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодарят положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок - обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.На этом этапе, прежде всего, важна, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).Социальный компонент.Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье проходит первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей.Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Особенное же значение имеет речь мамы, которая для ребенка является источником жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью. Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.Наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи.Используемая литература:1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Изучение этиологии речевых нарушений при патологии центрального и периферического отделов речевого аппарата // Логопед. - 2005. - №6. - С. 16-21.2. Корпев АН. Механизмы нарушений звуковой стороны речи: гипотезы и факты // Логопед. - 2005. - №5. - С. 36-51.3. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000.4. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студ. пед. интов. - М: Просвещение, 1971.5. Педиатрия. Руководство. Общие вопросы: развитие, питание, уход за ребенком. Пер. с англ./ Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Медицина, 1991.6. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: ООО «Издательство АС Г», 2002.http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/4832-emocii.htmlhttps://dohcolonoc.ru/stati/14863-emotsionalnoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta.html

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X