Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Щёголева Лариса Александровна

Классный час «История развития отечественной науки. Выдающиеся открытия XX-XXI века»

скачать документ

Вернуться назад

Разработка классного часа, посвященный науке и технологии, в 6 классе: «История развития отечественной науки. Выдающиеся открытия XX-XXI века»Разработала: Щёголева Лариса Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа № 48» (МБОУ СОШ № 48 г. Шахты)Учитель английского языкаЦели урока: 1. Показать роль науки в жизни людей.2. Познакомить учащихся с личностями ученых из разных научных областей и их открытиями.3. Показать важность изучения разных наук в школе для общего развития школьников и для начала научной карьеры.Средства:1. Компьютер с выходом в интернет.2. Демонстрационный проектор и экран.Карта урокаМодули урокаВремяДействия учителяВидео/интерактивы12 мин.1. Приветствие учащихся 6 класса.2. Рассказ учителя о том, что такое «Наука» какие виды есть и почему они важныЗаставка «Науки»24 мин.Просмотр вводного видео, поддерживающего рассказ учителя.Вводное видео для 6 классов35 мин.Диалог со школьниками по материалам просмотренного видеоролика и об их знаниях в области наукиЗаставка «Год науки»45 мин.Интерактив «Наука и люди науки»Карточки-загадки (6 шт.) «Наука и люди науки»57 мин.На выбор: Интерактивная игра-филвордФилворд «Научные приборы и инструменты»62 мин.Подведение итогов урокаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИОписание урокаУрок строится по модульной технологии. В карте урока размещены модули, представляющие собой завершенные структурно-смысловые блоки, из которых может конструироваться урок учителем. Всего предлагается 6 блоков-модулей. Учителю рекомендовано заранее ознакомиться с представленной картой урока и методическими рекомендациями по его проведению, При этом необходимо учитывать, что время, указанное для проведения интерактивов, является примерным и может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса, количества обучающихся, их интересов.Преоведение урокаМодуль 1Урок начинается с приветствия учителя. Затем он сообщает, что тема сегодняшнего классного часа «Науки и технологии». Далее приводится рекомендованный для вступительного слова текст, который может быть расширен учителем дополнительными сведениями (например, сведениями регионального характера: в Сарове о разработках в области ядерной физики и энергетики, в Королёве — в области космонавтики, в Пущино — в области биологии; или сведениями, связанными с профилем школы или класса).Рекомендованный текст для учителя: Учитель: Дорогие шестиклассники!Сегодня тема классного часа связана с науками и технологиями, новым открытиям и вашим новым достижениям в будущем! И урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше. Как вы думаете, почему мы будем говорить именно о науках? (ответы школьников)Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных. Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Все это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами. Посмотрим видеосюжет об этом.Модуль 2Вводное видеоТекстовый материал для вводного видео (закадровый текст)Дорогие ребята, сегодня необычный урок. Возможно, первый раз в жизни у нас предстоит серьёзный разговор о науке и технологиях. Это потребует от вас внимания, но мы постараемся, чтобы этот разговор был интересным.Цель науки — узнать новое, ранее неизведанное об окружающем нас мире и использовать эти знания на благо людей. Человек с давних времён пытался понять, как устроен мир, что из себя представляет наша планета Земля, почему день сменяет ночь, почему бывают молнии, возникают приливы и отливы. Человек всегда был не только наблюдателем явлений природы, но и пытался их исследовать. Люди научились добывать огонь, делать каменные орудия труда, а затем плавить металлы и создавать простейшие механические приспособления, облегчающие труд людей.Человек стремился понять, насколько огромен мир, и построил первые корабли для морских путешествий. Фактически первые мореплаватели и путешественники были исследователями. Но для того, чтобы получать и расширять знания по географии, биологии, астрономии человеку потребовалось изобрести научные приборы. Конечно, вы с самого раннего детства знаете такие приборы, как компас, часы, микроскоп и телескоп.С помощью микроскопа учёные в мельчайших подробностях рассмотрели, как устроены листья растений, увидели, насколько удивителен мир насекомых, обнаружили, что всё живое состоит из мельчайших частичек — клеточек. Современная наука шагнула далеко вперёд. Созданы электронные микроскопы, которые позволяют «увидеть» и даже манипулировать мельчайшими частичками вещества — атомами.С помощью телескопа учёные смогли рассмотреть небесные тела, изучить их движение и доказать, что Земля вращается вокруг Солнца. Современные телескопы позволяют не только рассмотреть космические тела в пределах Солнечной системы, но и увидеть далёкие звёзды и галактики. Благодаря им мы знаем, что наша Солнечная система и планета Земля находятся в галактике Млечный Путь.На протяжении многих веков наука создавалась учёными из разных стран мира.Вы живёте в России. Это великая страна, и в ней тоже жили и работали великие учёные и изобретатели.Михаил Васильевич Ломоно́сов кроме великих достижений в различных областях науки, открыл первый в России университет, который расположен в Москве и носит его имя.Дмитрий Иванович Менделе́ев заложил основы современной химии.Русские путешественники также внесли огромный вклад в историю географических открытий и исследования земного шара. Например, Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен и Михаил Петрович Ла́зарев открыли новый континент Антаркти́ду.Константин Эдуардович Циолко́вский развивал идеи комических полётов, которые реализовал великий русский конструктор Сергей Павлович Королёв. Под его руководством был создан и запущен первый искусственный спутник Земли и совершён первый полет в космос нашим соотечественником Юрием Гага́риным. Наша страна занимает огромную территорию. С севера она омывается Северным Ледовитым океаном. Чтобы освоить Северный морской путь наш соотечественник адмирал Мака́ров создал первый ледокол. В России был создан и первый атомный ледокол.Сейчас Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. Мы можем гордиться, что наш соотечественник Александр Степанович Попо́в изобрёл радио, Владимир Козьми́ч Зворы́кин — телевидение, Николай Геннадьевич Ба́сов и Александр Михайлович Про́хоров — лазеры, под руководством Игоря Васильевича Курча́това была построена первая в мире атомная электростанция.В России работали такие великие учёные-биологи как Иван Петрович Па́влов, Илья Ильич Ме́чников и многие другие. Они внесли большой вклад в мировую науку и заложили основы развития биологии и медицины в России. Это позволило российским учёным первыми в мире создать вакцины для борьбы с коронавирусом.Мы живём в великой стране, и молодые учёные продолжают традиции российской науки. Возможно, кто-то из вас захочет стать учёным или изобретателем, чтобы делать новые открытия. Приглашаем в ваше первое путешествие в мир науки.Модуль 3Диалог со школьниками по материалам просмотренного видеоролика и об их знаниях в области науки.Рекомендуются следующие вопросы для обсуждения (вопросы для диалога являются примерными и отбираются учителем в зависимости от уровня подготовки и интересов класса):Нужна ли наука людям? Можно ли обойтись без неё?Чем может помочь наука в повседневной жизни? Какие вещи кажутся нам обыденными, но ученые много трудились над ними?Каких ученых вы знаете? Какие открытия они совершили?Модуль 4ИНТЕРАКТИВ «Наука и люди науки»Описание: 18 слайдов, которые сменяют друг друга. На «рубашке» карточек размещены логотипы года науки. Учитель начинает игру со слайда с логотипом, нажав на нее мышкой один раз. Открывается следующий слайд. Учитель предлагает по картинке угадать науку. Дети приводят варианты ответов. После правильного ответа учитель задает вопросы:Учитель: Каких деятелей этой науки вы знаете? Какие современные открытия в области этой науки вы можете назвать?Далее учитель нажимает на слайд ещё раз. Появляется картинка с названием науки, фотографией ученого, внесшего вклад в развитие этой науки, его имя и годы жизни.Учитель может спросить школьников, что знают дети об этом учёном, провести работу по анализу цитаты или факта из биографии ученого. Учитель зачитывает цитату или факт из жизни ученого.Учитель:Как вы понимаете цитату? Согласны ли вы с этим утверждением?Удивлены ли вы фактом из жизни ученого? Почему?Комментарии для учителя к карточкам:1 карточка: БИОЛОГИЯНиколай Николаевич Дроздов (род. 1937) — советский и российский учёный-зоолог, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник, автор серии книг об удивительных местах России. Николай Дроздов до сих пор не прерывает научную деятельность, он путешествует по России, изучает разные виды животных, их среду обитания и особенности».Цитата: «В наш век телевидения, когда без усилий можно «побывать» в любом уголке земного шара, в космосе и на морском дне, начинаешь особенно трепетно любить книгу как живительный и, пожалуй, незаменимый источник знаний. Может быть, лучше один раз прочесть, чем сто раз увидеть?»2 карточка: ГЕОГРАФИЯАртур Николаевич Чилингаров (род. 1939) — знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, крупный российский ученый, исследователь Арктики и Антарктики. Летом 2007 года Артур Чилингаров в ходе арктической экспедиции на судне «Академик Фёдоров», лично руководил погружениями глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на дно океана в точке Северного полюса. «Мир-1» установил на дне титановый флаг России и капсулу с посланием будущим поколениям, доказав, что земли Арктики принадлежит России.Факт об учёном: Артур Чилингаров занесён в Книгу рекордов Гиннесса как первый человек, в течение полугода побывавший на Северном и Южном полюсах.3 карточка: ХИМИЯДмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — русский ученый-химик, создал Периодическую систему химических элементов. Эта система позволяет прогнозировать свойства новых веществ, синтезировать вещества с заданными свойствами, разрабатывать новые материалы. Он также интересовался самыми разными областями знаний. Открытия Менделеева связаны с химией, физикой, метрологией, экономикой, геологией, педагогикой, воздухоплаванием. Менделеев написал 432 фундаментальные работы. Преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете; был членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.Цитата: «Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны».4 карточка. МАТЕМАТИКАСофья Васильевна Ковалевская (1850—1891) — первая женщина-математик в России и первая в мире женщина-профессор математики; первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН (1889 год). Софья Ковалевская преподавала математику в самых престижных вузах России и Европы, писала не только научные статьи, но и, обладая литературным талантом, написала несколько рассказов и повестей.Цитата: «Стоит только коснуться математики, и я опять забуду обо всём на свете!..»5 карточка. ИСТОРИЯВасилий Осипович Ключевский (1841—1911) – выдающийся российский историк. Магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Над этой научной работой он трудился на протяжении 5 лет, изучив за это время множество исторических документов. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований. Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, — «Курс русской истории» в 5 частях. Учёный трудился над ним более трёх десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.Цитата: «Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. умение пользоваться нашим знанием как следует».6 карточка. ЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОЗНАНИЕАндрей Анатольевич Зализняк (1935—2017) — русский ученый-лингвист, создатель грамматического словаря русского языка, вёл работы по систематическому изучению языка новгородских берестяных грамот, занимался историей языка, изучал формы слов. Без его открытий не было бы ни Яндекса, ни онлайн-переводчиков: А.А. Зализняк изобрёл систему хранения слов со всеми его формами, которая используется в интернет-поисковиках по сегодняшний день.Цитата: «Истина существует, и целью науки является её поиск.»Описание интерактива: Карточки-загадки» (6 шт.) с трехсторонним переворотом. Карточка с логотипом «Год науки» и цифрами от 1 до 6. Карточка переворачивается – на ней рисунки, соответствующие наукам. Карточка переворачивается ещё раз и на ней написана наука и портрет ученого. Важен порядок следования карточек.Модуль 5Филворд «Научные приборы и инструменты»Учитель: А теперь проверим ваши знания. Кто первый найдет ответ на вопрос?Текст задания: Найдите названия приборов и инструментов, которыми пользуются учёные.Описание интерактива: Филворд, поле 12 х 12 букв на весь экран без вопросов (вопросы читает учитель). Кнопка с перечнем вопросов.Возможно заполнение строго по вертикали и горизонтали (без загибов по диагонали).Заполнение происходит разными цветами (по умолчанию без выбора). После заполнения филворда сразу происходит проверка и слова фиксируются цветом.Промежуточные буквы расставляются случайным образом при запуске интерактива.После последнего вопроса завершающая картинка с салютом «Вы молодцы!»В древности этот прибор совершил настоящий переворот в истории мореплавания. Он стал первым навигационным прибором, который позволил отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море. Он помогал им ориентироваться в сторонах света. (компас) Без этого устройства не возможен ни один современный эксперимент. А у программистов это основной инструмент работы! (компьютер) Этот прибор в 1609 году изобрёл итальянский физик Галилео Галилей. С помощью него учёный смог подробно рассмотреть Луну, планеты Солнечной системы и их спутники. (телескоп) В XVII веке с помощью этого прибора английский учёный Роберт Гук сделал открытие. Он обнаружил, что все живые организмы состоят из мельчайших элементов – клеток. (микроскоп) Это прибор был изобретён ещё в XVI веке. С его помощью измеряют температуру воздуха, почвы, воды и так далее. (термометр) Это один из самых древних приборов. Он придуман человеком тысячи лет назад. С помощью него мы измеряем время. (часы) Это простейшее средство для измерения небольших расстояний. Первые приборы появились 2,5 тысячи лет назад. Их делали из слоновой кости. (линейка)Учитель: Подведем итоги! (учитель озвучивает результаты, благодарит команды за игру).Модуль 6Подведение итогов урока.Учитель: Дорогие друзья! Сегодня, на нашем классном часе мы прикоснулись к разным наукам, узнали новые имена ученых, внесших вклад в развитие науки. Возможно, в будущем благодаря этому уроку кто-то из вас станет великим ученым, о котором будут говорить школьники! Всего хорошего, до свидания!Список использованной литературыhttps://back-in-ussr.com/2015/07/https://www.culture.ru/materials/50791/andrei-zaliznyak-plyvushii-protiv-techeniyahttps://biographe.ru/uchenie/https://artur.rgo.ru/https://library.khai.edu/pages/matematika/Index_9.htmlhttps://trv-science.ru/2021/01/https://biographe.ru/znamenitosti/https://rosuchebnik.ru/material/mendeleev-biografiya/https://nauka.tass.ru/nauka/

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X