Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Складанная Дина Алексеевна

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ «ТЕХНОЛОГИИ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

скачать документ

Вернуться назад

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ «ТЕХНОЛОГИИ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ» В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИАвтор статьи: Складанная Дина Алексеевна. Должность автора: учитель ИЗО, технологии и педагог дополнительного образования.Наименование организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» пос. Ханымей (МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района, ЯНАО)Аннотация: практика показывает, что учебный процесс в школе усложнился, наполнился самыми разнообразными технологиями и видами подачи материала. Обучение рассчитано уже ни на среднего ученика, а на самого способного и активного. С использованием авторской «Технологии быстрого реагирования» такое обучение стало возможным с разноуровневыми учениками в любом классе. Быстрое реагирование рассчитано на отстающего ученика и на ученика, идущего на опережение при получении знаний, дает большое преимущество на уроке, потому что нет потери учебного времени, идет сглаживание в деформации неравномерного исполнительского действия ученика при выполнении творческого задания или при усвоении теоретической части урока. В классе наступает момент одновременной работы всего класса и отдельного ученика в частности, как на начало, так и на конец урока. В течение урока параллельно вкладываются понятия важности предмета технологии при выборе будущей профессии учениками. Ключевые слова: технология быстрого реагирования, профориентация учащихся, интерактивные уроки, моделирование и конструирование на уроках.На первый взгляд может показаться, что технология в школьной среде второстепенный предмет, но это далеко не так. Этот предмет дан ученикам для сменяемости мозговой деятельности на тектильно - механическую с большим уклоном. Ничего, конечно, в чистом виде не бывает. Так и на уроках технологии существует метапредметность, параллельность предметов, частичное введение других предметов в технологию. Урок может полностью быть выстроен на черчении, но чаще идет в паре с изобразительным искусством декоративно-прикладного характера. Не только ИЗО и черчение, но и химия, физика, математика, история тоже неплохо дружат с технологией. Проводились мною интегрированные уроки с учителем математики и технологии в разделе «кулинария». По математике изучали «Проценты» в 6 классе и тут же рассчитывали набор продуктов в процентном отношении с переводом на количество каждого ингредиента для салата «Оливье». Считали количество продуктов, затем взвешивали, нарезали продукты и к концу урока салат был готов. Этот урок вели два учителя, каждый объяснял свою часть предмета, показывая как можно знания, полученные на одном предмете, использовать в практической деятельности на другом предмете. Так как я являюсь еще и учителем ИЗО и черчения, мне легко проводить интегрированные уроки на технологии. Технология – это такой предмет, который требует режима во всем, но при этом и снятия напряжения, усталости, стресса в момент творения на листе бумаги, или на другом материале, где учащийся может свободно самоутвердиться, самовыразиться и самореализоваться, а что может быть лучше и ценнее для ребенка. Не секрет, что от такой предметной модуляции уроки технологии приобретают позитивный солнечный оттенок, поэтому ученики на этих уроках более оживленные, эмоциональные и подвижные. Учитель хочет большего, чтобы во время уроков важным фактором становилась способность учеников испытывать радость от процесса и результата труда, состоящего из интеллектуальных, волевых и физических сил. Труд через рукотворение в данном предмете необходим, а как же иначе создать какой-то «шедевр» собственными руками. Не каждый ученик с полной ответственностью «рвется» к активному труду на данных уроках. Его надо вовлечь в процесс работы, помочь работать и вывести на конечный положительный результат труда. Ребенок, обучаясь в школе, хочет быть успешным, заметным и полезным, даже, если он не вынес из семьи таких качеств характера, но он мечтает быть ярким и по-своему особенным учеником. Учитель должен разглядеть индивидуальный детский потенциал, определить тягу к какому-то творчеству или полезному делу. С 2016 года я стала апробировать свою авторскую «Технологию быстрого реагирования» на уроках технологии в 6 классе. Сейчас эти ученики обучаются в 8 классе, поэтому можно проанализировать эффективность и действенность данной технологии. Когда я стала внедрять на уроках свою «Технологию быстрого реагирования» с учащимися 6 класса, то, несомненно, понимала, что с ними мне будет легко и комфортно работать. Дети этого возраста еще позитивны и внимательны. Им нравится все новое, подвижное и красивое. В технологии есть много таких динамичных тем, где можно ярко и красочно что-то показать, что-то выполнить, чем-то удивить и чем-то удивиться. Вместе мы выполняли много интересной работы и использовали разнообразные методы и приемы, а также использовали различные виды информации: компьютерные, репродуктивные и энциклопедические для расширения знаний по определенным темам на уроках и во внеурочной деятельности по предмету. Вот ученики в 5 классе, и в этом возрасте много звучит вопросов от детей: почему, зачем, где это пригодится (подразумевается обучение технологии)? Рассмотрев эти и другие вопросы, ситуации и обстоятельства, я взяла курс в своем преподавании на оперативное обучение, на конкретное нацеливание учащихся в выборе определенных профессий, которые могут быть им интересными. Что это за «Технология быстрого реагирования», какие реформы я внесла в образовательную деятельность?Цель авторской «Технологии быстрого реагирования» - это быстрое включение в деятельный процесс учителя и учащегося, стимулирующий обоюдный творческий потенциал, который целеполагает ученика на успешный итоговый результат его деятельности.«Технология быстрого реагирования» применялась мною на протяжении 3 лет и показала свои положительные результаты. На сегодняшний день наблюдается та же активность и та же жажда и интерес к предмету, как и на начальной стадии внедрения «Технологии быстрого реагирования». Она состоит из следующих составляющих: Изучение характеристики класса; моделирование заданий для учащихся с учетом их способностей, мотивации и хризматичности каждого в отдельности.Снабжение и наполнение стола ученика учебниками, материалом и инструментами для работы.Подготовка творческих и практических работ индивидуально для каждого ученика в одних классах и общих заданий в других классах.В накоплении банка идей, презентаций, изделий, наглядных и раздаточных материалов и т. д.Сбор информации по модным новым направлениям в технологии и в проектировании современного урока.Обязательное участие в конкурсах любого уровня.Контроль за выполнением работ на каждом этапе. Разработка и накопление методического материала.Использование инновационных методик на уроках.Дополнительная групповая и индивидуальная работа по предмету.Уроки в основном носят дифференцированный характер, каждый учащийся нередко работает с индивидуальным эскизом, макетом, схемой, тестом, но, в то же время, урок может в одночасье принять самые другие формы работы: работа в парах, коллективные, групповые. На своих уроках я на первый план выдвигаю понятия эстетики, красоты, качества и гармонии в том творчестве, какое они выполняют, стараясь сплотить коллектив класса, заставляя их работать со всеми членами класса, чаще в парах. Эта форма удобна, так как дети сидят за партой вдвоем, то и общение в период выполнения творческого задания предполагаемо обоюдное. Вместе обсуждают, перепроверяют, согласовывают, дополняют все тонкости творческого процесса с соседом по парте. Удобно и комфортно, чем в большой группе, где перекладывается вся ответственность на одного лидера. Покладистый характер основного состава детей объединил их в одно целое – в полноценный работающий коллектив. А с таким классом уже можно добиться хороших результатов, что они и демонстрируют. Создается творческая атмосфера на занятиях, которая располагает к обсуждению выполненных эскизов, готовых или частично готовых изделий, идет отбор лучших работ с итоговой ее демонстрацией на доске, на выставке, для участия в конкурсе. Особый стимул к творчеству – положительный конечный результат.Учащиеся так же любят изучать свойства бумаги, качество чертежного и художественного материала. Им хочется комбинировать и применять разнообразные формы работ, фантазировать и реализовывать свои фантазии. Макеты корзин, коробок, упаковок, панно и открыток позволяют ученикам активней работать на уроках, ввиду их заинтересованности - использовать эти предметы в личных целях: кого-то поздравить, что-то украсить, пополнить свою полочку дома новой поделкой, или повесить на стену для украшения интерьера новое панно. Изготавливали сумочки из джинсовой б/у ткани, футляры для очков и сотовых, бейсболки и панамы, проводили в школе выставки детского творчества, что повысило на порядок результативность работы на уроках. Каждый хотел для следующей выставки что-то сделать свое. С большей охотой оставались после уроков на дополнительные занятия. Благодаря этому, появились ненецкие подвески из меха и бисера, куклы из сукна на ненецкую тематику, мозаичные и аппликационные панно, юбки разного фасона, а так же составляли эскизы для создания солдатских платков, макетов монументов и памятников из картона, плотной бумаги, ракушек, камушек, фетра, гофрированной бумаги и мн. др.Я 12 лет работала архитектором в проектном институте, поэтому опыт в этой профессии имею приличный. Признаюсь честно, что многое из прежней профессии использую в учебных практиках. Занимаясь проектной деятельностью на уроках, выбираю и целеполагаю учащихся на архитектурно - строительное проектирование. С учащимися выполняем проекты в виде макетов отдельных зданий, собираем их в микрорайоны и организуем улицы и площади в соответствующем масштабе. Усилила роль и значение профессии художника оформителя при прохождении раздела «кулинария», когда учащиеся занимаются дизайн-проектами по оформлению интерьеров помещений, где принимается пища. Технология быстрого реагирования – это стремительность действий, быстрота реакции детей, учебная и трудовая активность, «мозговой штурм» и оригинальность идей, гибкость действий, согласно запросу времени. Трудно ли это, да нет, потому что активность учителя подхватывается учениками. «Муравьиная» работа по большей части превращает детскую мечту в продуктивный результат. Общие дела сплачивают коллектив; он становится коммуникабельным и дружелюбным.Все коллективные дела нынешний 8 класс на сегодняшний день выполняет безоговорочно. Дружба внутри класса помогает им проявлять заботу о других, оказывать помощь учителю в наполняемости необходимым материалом кабинета и рабочих столов, в уборке кабинета в конце занятия, в поддержании приятной атмосферы на уроках. В целом класс хороший и социально благополучный. Для учебного процесса это очень важно!В классе, в котором я работала с 6-го по 8-й, умеющих трудиться и учиться больше, чем слабомотивированных, поэтому общий фон класса складывается как пазлы в положительную картину. Встречаясь с детьми на уроках технологии, на дополнительных занятиях по предмету, меняя сферу деятельности и условия для выполнения творческих и практических заданий, все-таки нахожу, что дети не боятся трудностей и могут довести работу до финального состояния, а помощницей им в этом стала технология быстрого реагирования. На своих уроках я на первый план выдвигаю понятия эстетики, красоты и гармонии в том творчестве, какое они выполняют, стараясь сплотить коллектив класса, заставляя их работать в группах, со всеми членами класса, чаще в парах. Последняя форма удобна больше для классной работы, так как дети сидят за партой вдвоем, то и общение в период выполнения творческого задания предполагается комфортным в паре. Вместе обсуждают, перепроверяют, согласовывают, дополняют все тонкости творческого процесса с соседом по парте. В большой группе перекладывать всю ответственность на одного лидера даже неприлично. Покладистый характер основного состава детей объединил их в одно целое – в полноценный работающий коллектив. А с таким классом уже можно добиться хороших результатов, что они и демонстрируют.На своих уроках попутно я сообщаю школьникам о многофункциональном и многообразном присутствии этого предмета во многих профессиях. Профориентация учащихся может звучать на любом отрезке урока и в любом объеме, но так, чтобы дети понимали не на словах, а на деле важность приобретения знаний, которые лежат в основе этих профессий.Мой секрет общения с детьми прост. Мы всё будем делать вместе: фантазировать, моделировать, комбинировать, преобразовывать, воплощать идеи в практику, отталкиваясь от эскиза до готовой творческой работы, и в этом нам помогает «Технология быстрого реагирования».Использую в работе с учениками новые материалы и новые приемы. В интернете можно найти любую информацию и любой материал в помощь  учителю и ученику. Надо научить детей пользоваться этой возможностью – работать с информационным полем и материалом по конкретному запросу в интернете. Когда горит сам учитель, тогда загораются и ученики. В таком предмете как технология всегда есть место для быстрого внедрения чего-то нового, оригинального и модного. Вот несколько примеров тому.Рисунок на ткани можно выполнить разными методами: напылением специальными красками на мокрую или на сухую ткань, на скрученную форму, на гладкую, под трафарет.  Можно на ткань перенести карандашом рисунок, а затем проработать детали рисунка акриловыми красками по ткани. Сейчас это сделать легко, но даже три года назад, мы акриловыми красками писали по ткани добрые милые композиции на тему: «Лето», «Бабочки на цветущих полянах», «Мои фантазии», «Осенний лес» и мн. другое.Для активизации рабочего момента на уроке авторская технология быстрого реагирования предусматривает использование различных методик обучения (словесных, наглядных, практических). Словесные методы – рассказ, беседа – сопровождаются демонстрацией наглядных пособий, иллюстрированного материала, таблиц, схем, дополняющих объяснение сложных приемов художественной работы на заданную тему. Учащиеся что-то анализируют, что-то сравниваю; в результате учитель выясняет степень усвоения изучаемого материала. Основное место на уроке отводится практической работе. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность проверить силы в самостоятельном творчестве.Технология быстрого реагирования учитывает ограничение в восприятии дополнительного материала на уроке, поэтому желательно не перегружать зрительный ряд лишними экспонатами. Следует учитывать в зрительном ряду такие условия как вариативность, многофункциональность, применяемость, эстетичность, но в дозированной форме. Ничего лишнего, ничего ненужного!Новый резерв получения быстрой и разноплановой информации через интернет, дал шанс многим более рационально использовать свое время, свои способности и свои возможности. Еще хорошо, когда идеи преподавателя накладываются на аналогичные желания учащихся, а в результате готовый проект и готовая вещица: топиарий, панно в технике скапбукинга, квиллинга, изонити или мозаики, ободок для волос, футболка, блузка. Сшили костюмы для Снежной Королевы, Лешего, Золушки, Золотой Осени из различных материалов, а ткань брали утилизированную: тюль, арганзу, шторы, то, что сняли с окон, ведь теперь жалюзи во всех кабинетах. Какие только мы не моделировали изделия с учащимися на занятиях. Опять же, что-то из знакомого оформительского опыта брали, что-то вносили новое, смешивали старое с новым. Понравился скапбукинг, и сделали объемные панно на Рождество Христово, на 8 Марта, на 9 Мая. Такого рода проекты выполняются быстро, носят практичный характер, занимают небольшое пространство в квартире, имеют легкую сменяемость, удобны в хранении, а главное - на них есть спрос. На занятиях шили из искусственной кожи и из суровой ткани сумочки, летние шорты, бейсболки и чехлы под очки. Украшали эти изделия цветными ленточками, паетками, бисером и кружевом. Изготавливали ободки для волос, украшая их шелковыми самодельными цветами. Хочу отметить, что ручная работа в наше время очень востребована. Почему бы ученикам не заниматься подобными проектами, почему бы не развивать фантазию, практические и трудовые навыки, которые помогут им в будущем помочь в выборе профессии, где проектные технологии составят основу их трудовой деятельности. Таких профессий много. Желательно вносить в традиционный план нетрадиционные уроки, это подогревает детский интерес к приобретению новых знаний, а технология быстрого реагирования дает возможность ученикам «прикоснуться» ко многому сегодня, а не когда-нибудь, стать автором своего изделия, своего проекта и все это реально! Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Ученик запланировал изготовление какого-то изделия, потрудился, поупражнялся в новом трудовом деле, получилось, да еще как получилось! Технология быстрого реагирования может стать спутницей и в дальнейшей жизни, она подойдет для детей и людей любого возраста, а иначе, какой в ней прок. Я часто перечитываю Библию и для себя обязательно нахожу что – то ценное. В Евангелие в главе 25 от Матфея повествуется о том, как один господин делил таланты среди своих рабов. Одному он дал пять талантов, другому – два, а третьему – один. Получивший раб пять талантов, употребил их в дело, да еще приобрел пять талантов. Точно так поступил второй раб со своими двумя талантами. Зато третий раб пошел и закопал в землю свой единственный талант и ничего не приобрел за него. Господин отблагодарил первого и второго рабов за их старание, а третьему повелел за лукавство и лень изъять его талант и отдать тому, кто имеет десять талантов. « Ибо всякому кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». В итоге хочу сказать, что технология быстрого реагирования активизирует работу и учителя, и ученика. Чем ярче будет «гореть» учитель и быстрее реагировать в своей профессии на различные образовательные изменения, тем быстрее будет и ученик вовлекаться в обновленный образовательный процесс. Всем желаю плодотворной работы!

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X