Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Марина Юрьевна Тимофеенко

Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников

скачать документ

Вернуться назад

Обобщение опыта учителя физической культурыТимофеенко Марины Юрьевны Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение"Основная общеобразовательная школа с. Талон"Тема: Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников Содержание:1. Условия возникновения, становления опыта. 2. Актуальность опыта. 3. Цели и задачи. 4.Технология опыта. 5. Заключение. 6. Литература. 1.Условия возникновения, становления опыта. Знаменитый врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт одним из первых дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. П. Ф. Лесгафт подчеркивал качественные особенности игры, требующей от играющих осознанных действий и умения управлять своими движениями. Требования к играющим формируют характер. Все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, способствует воспитанию гармонически развитой, творчески мыслящей личности.Для физического совершенствования используются движения или двигательные действия - физические упражнения. Дети любят бегать, прыгать, метать мячи и т.д., но еще интереснее делать это в игре, соревнуясь. Тщательный отбор игр, систематическое их использование и проведение под руководством квалифицированных преподавателей позволяют добиваться больших результатов в воспитании. В то же время широкое применение игрового метода повышает общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учет возрастных особенностей и проведение игр в сочетании с другими видами физических упражнений оказывают благотворное влияние на развитие организма и физическую подготовку детей и подростков.Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остаётся урок физической культуры. Для улучшения физического развития детей и поддержания их здоровья, используются игровые и соревновательные технологии. Игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Вспомните, как играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.В данной ситуации очень актуальна проблема сохранения здоровья с раннего возраста. Одно из главных направлений в школьной физической культуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, увеличение двигательного режима и физической подготовленности школьников. Наша школа расположена в сельской местности, располагает спортивным залом, площадкой. Всё это помогает развивать интерес к занятиям физической культуры и стремление к совершенствованию каждого школьника. Немало способствует работе учителя физической культуры и учебно-материальная база, которая имеется в школе. Всё это способствует активности и вызывает огромный интерес учащихся. 2. Актуальность опытаТема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я считаю, что в школьном возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития личности ребёнка. Современному обществу требуется физически и духовно здоровый человек, который обладает определенными знаниями, умениями и навыками. На основании Концепции ФГОС общего образования второго поколения ученики должны обладать способностью практического применения ЗУН, полученных при обучении в школе в дальнейшей жизни. Школа - это общественный образовательный институт, который создает условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Без выработки непосредственного интереса к изучаемому предмету не получится сформировать физически развитого человека. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период младшего школьного возраста осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новых навыков и умению способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд; с другой - специально организованный мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. 3. Цели и задачи. Цель: совершенствование методики проведения уроков по различным видам программного материала с применением игровой деятельности, создающей возможности для комплексного развития двигательных навыков и качеств, умения решать внезапно возникающие задачи.Задачи:сделать урок более интересным;воспитывать у учащихся сознательное отношение к физической культуре, активизировать их мыслительную деятельность;повысить творческую инициативность в действиях;экспериментальным путём проверить эффективность использования игровых технологий как средства развития уровня физической подготовленности школьников.Сущность опыта: повышение у учащихся мотивации к занятиям физической культурой;овладение необходимыми двигательными умениями и навыками;закрепление их в игровых условиях; развитие физических способностей.При организации игровой деятельности на уроках соблюдаю следующие принципы:принцип развития игровой динамики;принцип поддержания игровой атмосферы;принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.Идея опыта: формирование умения ориентироваться в пространстве и во времени, способности к согласованию движений, к быстрому реагированию в сложных условиях.Актуальность: опыт является актуальным, так как повышает интерес учащихся к предмету, а также подтверждает, что игровые технологии являются незаменимым средством в процессе формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей обучаемых. 4. Технология опыта Основными направлениями использования игровых технологий в моей педагогической деятельности являются урочная и внеурочная деятельность. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствуйте двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног. Игры широко применяются на уроках в начальных классах. Например, на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей и способности ориентироваться в пространстве используются игры "Два мороза", "Пятнашки", "Пустое место", "Белые медведи". В подвижных играх "Зайцы в огороде", "Лисы и куры", "Удочка", "Волк во рву" совершенствуются навыки в прыжках, развиваются скоростно-силовые способности, а в таких как "Метко в цель", "Кто дальше бросит" происходит закрепление метаний на точность и дальность и вырабатываются способности к дифференцированию параметров движений и т.д. На занятиях в 1-4 классах я использую подвижные игры в течение всего урока: в подготовительной, основной и заключительной части. Рассмотрим урок подвижных игр в первом классе. Задачи урока:формировать умения участвовать в подвижных играх с соблюдением правил и техники безопасности;научить играть в подвижные игры "Стрелок" и "Кто дальше бросит";формировать навыки двигательных базовых действий;прививать систематическую потребность в здоровом образе жизни, осознанное отношение к своему здоровью;прививать интерес к совместной деятельности. В подготовительной части урока предлагаю выполнить разминку в подвижной игре "В мире животных" (под музыку "Гуми-гуми" дети расходятся по спортивному залу врассыпную и выполняют упражнения (движения того животного, которого называет учитель). Далее провожу игру "Займи свое место"(как только зазвучит энергичная музыка, дети разбегаются по залу, соблюдая технику безопасности, когда музыка замолкает, учащиеся смотрят на учителя, который указывает вид строя (рука вверх - построиться в колонну, рука в сторону - в шеренгу). В подвижной игре "Буря" ( по команде "Буря!" дети разбегаются по спортивному залу, бегают, подпрыгивают, кружатся, как снежинки во время бури до тех пор, пока не услышат одиночный сигнал свистка; услышав его, мгновенно замирают в стойке высокого старта до команды "Буря!"; если звучит 2,3,4 свистка, то "снежинки" не останавливаются) ученики выстраивают стратегию поиска решения задачи, осуществляют контроль и взаимоконтроль, развивают навыки сотрудничества и личной ответственности. В основной части провожу беседу о том, как появились подвижные игры, откуда и сколько подвижных игр насчитывается у нас в стране, в которой проживает более 190 народов и национальностей. У каждого народа есть свои национальные игры. Разучиваем башкирскую народную игру "Уксы" ("Стрелок"). Объясняю правила игры, провожу 2 параллельные линии на расстоянии 12-15 м друг от друга, между ними круг диаметром 2 м. Выбираем "стрелка" (стрелком становится тот, кто после внезапной команды "Сесть!" присел последним), который с мягким мячом или шапкой в руках стоит в круге, остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. "Стрелок" старается попасть в них мячом или шапкой. Тот, в кого попал, становится на его место. Если игрок поймал мяч, то это не считается попаданием. Перебежки выполняются по свистку. После игры участники самостоятельно определяют победителей и проигравших, подводят итог игровых действий. В этой игре развиваются ловкость, быстрота, воспитываются стремление к победе, личная ответственность и навыки сотрудничества. Затем предлагаю поиграть в татарскую подвижную игру"Кто дальше бросит", объединив ее с русской игрой "Попади снежком". В этой игре учащиеся осуществляют самоконтроль, вносят необходимые коррективы для того, чтобы их команда победила, т.к. от действий каждого участника зависит исход игры. В заключительной части урока использую малоподвижные игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве, например, "Класс, смирно!", "Совушка", "Запрещенное движение", "Хитрая лиса", "Фигуры". На уроках легкой атлетики в 5-9 классах учащиеся не всегда активно и с желанием выполняют учебные задания, особенно, когда они связаны с многократным повторением однообразных двигательных действий. Этого однообразия можно избежать, если предложить занимающимся выполнять различные задания в игровой форме. Подвижные игры, игровые задания и различные варианты эстафет помогают овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию физических способностей. Выбор игры зависит в основном от педагогических задач, которые ставятся перед уроком; от физической и технической подготовленности учащихся; от условий и места проведения; от наличия инвентаря и оборудования. Я использую эстафеты "Челночный бег", "Преследование прыжками" подвижные игры "Кто дальше", "Гранатометчики". Для того, чтобы закрепить и совершенствовать технические приемы и тактические действия при занятиях футболом используются:игры без мяча: "Пятнашки", "Спиной к финишу", "Бой петухов";игры с передачами мяча: "Мяч в стену", "Передачи мяча с перебежками", "Передачи мяча капитану", "Точный удар";игры с ведением мяча: "Футбольный слалом", "Ведение по кругу", "Скоростное ведение мяча по треугольнику";игры с перехватом мяча: "Не давай мяч водящему", "Ловец и перехватчик", "Через квадрат". Во всех вышеперечислинных играх развиваются скоростные, координационные, скоростно-силовые способности, выносливость. Во внеурочной деятельности учащихся по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые задания и эстафеты включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части. Выбор игр достаточно многообразен:игры с перемещениями игроков: "Спиной к финишу", "Бег с кувырками", "Челночный бег с переносом кубиков";игры с передачами мяча: "Мяч над головой", "Не урони мяч", "Передачи в движении", "Мяч в стенку", "Свеча", "Передал - садись", "Догони мяч";игры с передачами мяча через сетку: "Летающий мяч", эстафета "Мяч над сеткой";игры с подачами мяча: "Сумей принять", "Снайперы". 5. Заключение. "Игра - в значительной степени основа всей человеческой культуры", - сказал Анатолий Васильевич Луначарский. Важное место занимает игра и на уроках физической культуры, она позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Задача состоит в том, чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику. Ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. На этапе совершенствования двигательных действий их неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Использование учащимися подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время. Результатом применения игровых технологий на моих уроках стало изменение отношения к предмету. Использование игровых технологий на уроках способствуют:развитию физических способностей и двигательных навыков школьников;повышению мотивации к учению;активизации познавательной деятельности;повышению качественной успеваемости школьников;улучшению эмоционального комфорта обучающихся.Список литературы:1. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича, Волгоград: Учитель, 2016 г.2. «Поурочные разработки по физкультуре. Игровой подход. 1 класс», В.И. Ковалько, Москва «Вако», 2008 год.3. «Поурочные разработки по физкультуре. 5-9 классы», В.И. Ковалько, Москва «Вако», 2010 год.4. «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста», Е.В. Кузьмичева, Издательство «Физическая культура», 2008 год.5. Журнал «Физическая культура. Все для учителя!». Издательская группа «Основа», №1 2018 год, стр. 4.6. «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика», Г.А. Голодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, Москва «Просвещение» 2011 год. Пособие для учителей7. «Внеурочная деятельность учащихся. Футбол», Г.А. Голодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, Москва «Просвещение» 2011 год. Пособие для учителей.8 . «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол», Г.А. Голодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, Москва «Просвещение» 2011 год. Пособие для учителей.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X