Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Якушева Галина Ивановна

Народная кукла - творец мира вокруг себя

скачать документ

Вернуться назад

Народная кукла – творец мира вокруг себяЯкушева Галина ИвановнаГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского» (ГБПОУ «ССПК»)Преподаватель художественных дисциплин На Руси кукла была предметом, полным внутреннегшо значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: Обрядовые, куклы-обереги, игровые. Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. За семь недель до Пасхи справлялась масленица. В последний день масленичной недели делали чучело Масленицы и передавали его огню. Сожжение Масленицы является отголоском языческой веры. Чучело Масленицы отождествляли со стихиями зимы. С помощью этого обряда народ гнал зиму прочь и с нетерпением ждал весну. Существовали и другие куклы – чучела, которые наделяли силсми стихий. Это Купава, Ярило, Семик и Семичиха. Кукол – чучел, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, а после сжигали, кидали в реку или рвали и разбрасывали по полю. Взамен просили хороших урожаев, теплого лета, счастливой любви. Что касается кукол – оберегов, то самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы – скрутки. После того как женщина узнавала, что она ждет ребенка, она уединялась для создания куклы. При этом она погружалась в состояние любви и добра и творила куклу – оберег своему будущему ребенку. Творила она ее без иголки путем сворачивания и скручивания. Считалось, что куклу нельзя ни порезать, ни уколоть. За две недели до рождения ребенка куклу клали в пустую колыбельку – обжить, обогреть. А когда малыш рождался, куколку укладывали рядом с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Кукла – оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда рядом с ним была кукла – оберег. А чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Получается, что кукла здесь выступает в роли личного психолога. Ведь не все можно было доверить маме, подруге, другу, они могли и не понять и осудить, а кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она молча слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть. Подтверждение обереженного значения куклы можно найти в русской народной сказке «Василиса Прекрасная». Там говорится о том, что умирая мать дарит дочери куклу со словами: «Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем несчастью помочь». Беспрекословно Василиса выполняла наказы матери, и кукла помогала ей в любом горе, «а куколку Василиса по конец жизни своей всегда носила в кармане». Тряпичную куклу – берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благославляяее на замужество. А во время свадебного застолья куколки в красных платьях украшали праздничное печенье – «рощу», «куличку», «пряницу». Гости также дарили кукол с пожеланием, чтобы родилось побольше детишек. А в северных местностях за свадебным столом передавали куклу из рук в руки с песней: «Раздайся народ! Девья краса идет…». Старинный обычай «приглашать куклу на свадьбу» сохранился до наших дней: молодожены сажают нарядную куклу на свадебную машину. В русской избе обязательно жили разные куклы – обереги, у каждой из которых было свое назначение. Была такая и у печи. Печь в русской избе была жизненным центром. В печи рождался хлеб, она давала тепло, ее использовали для лечения хвори. Недаром есть такая поговорка «плясать от печки». Кукле – оберегу печки была дана честь хранить и оберегать жилище огня. Она делалась из тряпочек, внутрь закладывался уголек, поэтому и называли ее Золянка. Делали обереги не только из тряпочек, но и из глины, дерева, соломы, ниток и даже творога. Однако все славянские куклы – обереги похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух. Зато большое внимание уделялось кукольному наряду. Платья шили целиком из кусочка и пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и руковам – считалось, что красный цвет бережет от сглаза им увечий. Узор, которым расшивали наряд, тоже не был случайным: каждый его элемент и мел магическое значение. Слово «узор» значило надзор, присмотр. Поэтому на платье вышивали, например, круги, розетки, кресты – знакивсемогущего солнца. Фигурки женщины и оленей символизировали плодородие, волнообразные линии – землю и воду, а вертикальные – деревья, вечную живую природу. О куклах сочиняли сказки, в которых они представляли волшебными помощницами. Они охраняли, спасали, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, прередавали по наследству, ими любовались, носили с собой. И, наконец, с ними играли. Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей было не миновать. В некоторых избахобитло не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали бабушки, мамы или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. Играли в куклы не только маленькие девочки, но и девушки на выданье и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте куклы судили о вкусе и умение ее хозяйки. Бывало, что девушка, выйдя замуж, брала своихх любимых кукол и играла ими в свободное от домашних хлопот время, пока у нее не рождалась дочка. Тогда куклы переходили к малышке по наследству. И даже совсем взрослые люди с удовольствием следили за детскими играми. Одним из самых любимых занятий была игра в свадьбу. В ней принимало участие множество кукол: невеста, жених, родители, подруги, сваты, гости. Разыгрывался целый спектакль, представлявший весь свадебный обряд: сватовство, посиделки, девичник и т.д. Интересно, что мужчину изображал просто кусок скатанной ткани. В игре девочки знакомились с обычаями, традициями, обрядами, проигрывали главные моменты своей будущей жизни. Создавая куклу, человек познавал и творил мир в себе и вокруг себя. Существует предание, что в глубокой древности женщины – волховянки творили куклу – оберег рода, которая оберегала ее род от всего недоброго, что могло его коснуться. Чтобы эта кукла была сильной, волховянка садила и собирала лён для полотна, из которого потом творила куклу, в определенные дни. При этом она пела обрядовые песни, говорила заговоры, и совершала другие магические действия. Когда полотно было готово, она зажигала костры, распускала свои косы и просила в песнях и молитвах благословения у Солнца, Земли и Воды. Так, настроившись на волну любви и добра волховянка за один присест творила куклу – оберег. Затем она помещала ее возле своего сердца, чтобы напитать ее своей любовью. А затем какое-то время воспитывала, «кормила» ее своими разговорами. Может, был силен наш народ еще и потому, что творились куклы – обереги. Времена изменились, и теперь кукол делают на производстве. Соответственно теряется обереговое значение куклы. Но у человека сохраняется потребность иметь куклу, сделанную своими руками. Поэтому дети с большим интересом и желанием делают традиционную куклу. Творя куклу – скрутку, дети познают традиции своего края, познают себя. Творя куклу, дети учатся творить мир вокруг себя. Литература:Артаматова Е. Куклы. – М. Эксмо-Пресс, 2000.Берестенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. Белый город, 2010.Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М. Профиздат, 2000.Юрина Н. Куклы. – М. Слово, 2002.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X