Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Звягина Юлия Владимировна

"Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольниковЗвягина Ю.В.(воспитатель), Нейфельд Е.А(воспитатель), Калашникова П.А.(воспитатель), Чуверова Л.Н.(воспитатель), Романова Ж.А.(воспитатель)МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №192 г.Кемерово (МБДОУ №192 г.Кемерово)Актуальность изучения экологического воспитания дошкольников обоснована развитием нескольких параллельных процессов — усугублением экологической трудности планеты и их осмыслением населением планеты. В конце 20-го века на одно из первых по важности мест выдвинулась проблема улучшения экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Ранее, когда численность населения была значительно меньше и любой человек располагался в непосредственном контакте с природой, экологические правила усваивались людьми в их повседневной жизни. Во второй половине 20-го века, когда значительно сильно усилились процессы урбанизации, главная численность людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. По итогу поменялось их поведение, люди стали брать от природы по максимуму, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Беспристрастной предпосылкой такого поведения является тот факт, что любой человек не «чувствует» природы, не имеет контакта с ней. Природа стала для людей незначительным словом, не наполненным конкретным содержанием. Чем лучше изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Наиболее подходящим периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Как же научить детей заботиться и оберегать природу, все живое и неживое? Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к миру, научится ли быть заботливым, любящим хозяином понимающим природу, воспринимающим себя как доля единой экологической системы, в большинстве зависит от старшего поколения, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, на первое место стоит выдвигать систему знаний о природе, обучить детей воспринимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, работать согласно с полученными знаниями. Цель: сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры с помощью дидактических игр. Беря во внимание сезонность, местные условия детского сада, возраст детей и поставленную перед собой цель решающую следующие задачи: – познакомить детей с природой, давая все доступные, научные знания о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе; – приобщить к систематическому осознанному труду по уходу за растительностью и животным миром; – воспитать бережное и осознанное отношение к живой и неживой природе. Одним из наиболее важных залогов успешного экологического воспитания становится создание такой атмосферы, которая содействует развитию психологической восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по версии психологов, считаются могучими побудителями человеческой деятельности. Этой деятельностью в дошкольном возрасте, является игра, которую педагоги рассматривают как важное средство формирования экологической нравственности и личности ребёнка. Для этого в детских садах организуют уголок природы, в котором имеются календари природы и птиц, комнатные растения. В ходе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание беречь и охранять нашу природу. Для эффективной работы с детьми педагоги используют различные картотеки дидактических игр. Одним из эффективных средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачки. Например, в старшей группе используют игру «Меню для птиц», целью которой является, уточнить представление о том, чем питаются птицы, и научить составлять «меню» для отдельно взятой птицы. Игровое действие заключается в следующем: педагог называет птицу, а дети должны назвать, чем питается данная птица и где можно найти этот корм. Работа с детьми ведётся и во время прогулки. Дети любят превращаться в деревья, искать разные листья, прятаться среди стволов и разгадывать загадки, одним словом — играть. На прогулке детям нравится, играть в такие игры, как «Если б я был деревом…», «Раз, два, три — к дереву беги!». Закрепить умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки нам помогает «Чудесный мешочек». В младшей группе дети достают предмет из мешка и называют его. В средней группе дети на ощупь определяют и называют предмет. В старшей группе определяют уже сложные предметы, материал, из которого сделан предмет и м.д. Задача детей описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ. Наряду с иными методами педагогического процесса используют метод наглядного моделирования. Значимость этого метода заключается в том, что использование моделей помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, согласно результатам исследований известного детского психолога Л. А. Венгера, основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования. Игры с элементами моделирования используют с младшего дошкольного возраста. Например, такие игры, как «Кто где живет», «Кто скорее соберет», «Кто во что одет» и другие. Дидактические игры экологического характера являются эффективным средством речевого развития дошкольников. Поэтому включают игру в занятия, труд, наблюдения, организую игровые обучающие ситуации, инсценируем литературные произведения с помощью кукол и других игрушек, обыгрываем персонажи сказок. Научить каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир невозможно без помощи семьи. Выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно при помощи анкетирования. Провести беседу о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю.В результате у детей: – повышается познавательный интерес к природе; – накапливается определённый багаж знаний, умений; – дети становятся общительнее, раскованнее, добрее; – сформировываются элементарные трудовые навыки по уходу за растительностью и животными. Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии. Инструкция дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте настоятельно требует от педагога большой, обдуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X