Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Гостева Лариса Николаевна

Проект Развитие математических способностей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 "Огонёк» Проект«Развитие математических способностей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»Выполнила Воспитатель Гостева Л.Н.г.Сургут, 2021гПояснительная записка.Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.Актуальность темы:Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.Б. ПаскальОбучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.Цель:Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.Задачи:Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).Формирование представлений о числе и количестве:развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Развитие представлений о величине:делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.Развитие представлений о форме:уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.Развитие пространственной ориентировки:учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).Развитие ориентировки во времени:дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.Принципы:природосообразности;целостного представления о мире;психологической комфортности;наглядности;доступности;научности.Ожидаемый результат.Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)Учить успешно решает логические задачи;Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;Развивать быстроту мышления;Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.Срок реализации проекта:Начало с 1 сентября 2020 по май 2021гг. Проект реализуется во вторник во второй половине дня, во время занятий, а также в течение всего дня.Вид проекта:долгосрочный,на 2020- 2021 учебный год.Тип проекта: познавательно исследовательский719327451234719327783466Участники проекта: Дети старшего возраста Воспитатель группыПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 летДатаНазваниеПрограммное содержаниеСентябрьКонсультация для родителей«Учим математику дома»«Что общего и чем отличаются»«Подбери по форме»«Найди, кто лишний»«Какой фигуры не хватает?»Учитьсравниватьсвойства предметов.Закрепить свойства предметов. Закрепитьсравниватьсвойства предметов.Закрепить свойства предметов.ОктябрьПодгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.«Что изменилось»«Третий лишний»«Четвертый лишний»«Лабиринты: кто кому звонит?»Развивать мелкую моторику рук.Учитьнаходитьсвойства предметов.Учить детей умению сравнивать группы предметов.Закрепитьумениесравнивать группы предметовЗакрепитьумениесравнивать группы предметов.Ноябрь«Дорисуй и раскрась»«Продолжи закономерность»«Найди одинаковые игрушки»«Четвертый лишний»Учитьсоотношении:часть- целое.Закрепитьпространственные отношения: на, под, над.Учитьпространственные отношения: справа, слева.Закрепить пространственные отношения: справа, слева.Декабрь«Дорисуй»«Чем отличаются клоуны»«Поменяй признак»«Лабиринты»Закрепитьвзаимосвязьмежду целым и частью.Закрепить числа и цифры 1,2 Учитьдетейпространственным отношениям: внутри - снаружи.Развивать глазомер и образное мышлениеЯнварь«Продолжи закономерность»«Что общего»«Соедини предметы»«Дорисуй»Учить детей дорисовывать фигуры,развивать изобразительныенавыки, образное мышление.Учить детей умению составлять равенства.Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.Закрепить числа и цифры 1-3.Февраль«Догадайся, как надо раскрасить»«Разбей фигуры по признаку»«Какой домик лишний и почему»«Логические цепочки»Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлятьфигурыиз треугольников.Закрепить число и цифру 4. Закрепитьпредставлениео многоугольниках.Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.Март«Перехват»«Обведи дорожки»«Раскрась»«Раскрась так же»Закрепить число и цифру 5. Закрепитьпространственные отношения: впереди - сзади.Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.Закрепить сравнение групп предметов по количеству.Апрель«Что сначала, что потом»«Математические задачки»«Вместе весело шагать»«Новоселье»Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.Умение решать простейшие задачи.Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве.Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры.МайТанграм «Сложи фигуру»«Части суток» Палочки Кюизенера»Итоговое занятие «Математическое королевство»Расширять представление о геом. фигурах.Игра на закрепление временных представленийРазвивать у детей представление о числе на основе цвета и измеренияЗакрепить пройденный материал.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X