Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Зудилкина Ирина Евгеньевна

Статья: "Как научить ребенка думать?"

скачать документ

Вернуться назад

Как научить ребенка думать Автор статьи – Зудилкина Ирина Евгеньевна.Почемучки, почемучки –Любознательный народПочемучка, почемучка Всем вопросы задает.Почемучкам, почемучкам Интересно все узнатьПочемучка, почемучка –Это каждый из ребят. Л. ТуркинаНаступает время, когда ребенок начинает задавать вопросы, много вопросов.Как часто мы – родители, педагоги начинаем раздражаться на ребенка, отмахиваться от его нескончаемых «почему?» А нужно радоваться. Ребенок начинает таким образом познавать окружающий мир, так и проявляется познавательный интерес. Этот возраст можно назвать «эпохой великих открытий». И кому же, как ни педагогам и родителям помочь ребенку, создать необходимые условия для развития этого познавательного интереса. В результате этого ребенок получит представление как поступать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Таким образом ребенок накапливает жизненный опыт – полезный и важный. Если взрослый ленится ответить на детский вопрос, отмахивается от малыша как от назойливой мухи, есть опасность загубить детскую любознательность, которая является двигателем развития.Дети – великие исследователи и экспериментаторы. С самого раннего детства они исследуют все, что их окружает и таким образом познают окружающий мир. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.А начинается все с элементарного любопытства, которое не знает границ. С самого рождения дети проявляют любопытство, из которого вырастает любознательность. Как только ребенок начинает задавать вопросы, с этого момента начинается его путь к познанию. И вот тут задача родителей и педагогов поддержать детский интерес, стремление к познавательной деятельности. А. М.Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь – узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос – большое искусство, и оно требует осторожности». Следует избегать готовых ответов на все детские вопросы. Гораздо лучше предложить ребенку «добыть» ответы. Готовые ответы, конечно дают детям новые знания, но никак не способствуют самостоятельности, развитию мышления и стремлению к поисковой деятельности. Даже самый увлекательный, красочный и интересный рассказ о каком-то явлении или предмете не удовлетворит детское любопытство. Те знания, которые ребенок через пробы и ошибки, через самостоятельный поиск решений добудет сам, принесут ему самоудовлетворение от радости открытия, от собственной значимости, надолго, а скорее на всю жизнь останутся в его памяти, поднимут его самооценку. Как же научить ребенка думать, размышлять? Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Суть активизации познавательного интереса дошкольника заключается в такой организации образовательной деятельности, при которой ребенок приобретет основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать эти знания». Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать. В дошкольном возрасте высока познавательная активность, вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Родители, а зачастую и педагоги озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. В жизни дети часто встречаются с проблемами и мы стараемся оградить их от этих проблем, защитить, все решить за них. Не даем возможности ребенку самостоятельно найти решение и справиться с проблемой. Мы не должны препятствовать способности детей к развитию познавательного интереса. А наоборот, поощрять этот интерес и создавать условия для его развития.Познавательная деятельность – этот естественное желание детей. Научить детей мыслить можно лишь когда возникает ситуация, требующая осмысления, затруднения, необходимости поиска решения. Это и есть проблемная ситуация. Осознание трудности, невозможность разрешить их привычным путем, недостаток знаний побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытия мира. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их добыть. Актуальность использования проблемных ситуаций заключается в том, что они доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое важное, обеспечивают развитие познавательной самостоятельности, их творческой активности. Особенно познавательная активность дошкольника проявляется в опытно -экспериментальной деятельности. Дети очень любят экспериментировать и именно в этой деятельности соединились два ведущих в дошкольном детстве вида деятельности: игра и познание. Дети представляют себя первооткрывателями, великими исследователями, учеными, изобретателями, а заодно и размышляют, выдвигают гипотезы, ищут пути решения проблемы, а затем получают ответы, способы решения. С. Л.Рубинштейн говорил: «Человек подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом». Итак, проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью ребенка, формирования его мыслительных способностей.Используемая литература:1. Татьяна Черниговская (российский психолингвист и нейробиолог, профессор СПБГУ, лекция «Как научить мозг учиться»2. Татьяна Ерофеева  (ведущий методист отдела методической поддержки педагогов ГК «Просвещение») «Как научитребенка размышлять?»Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-nauchit-rebenka-rassuzhdat-razvivaem-logicheskoe-myshlenie-article/3. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. Электронная версия: Портал Исследовательской деятельности учащихся ´Исследователь.ruª.http://www.researcher.ru/methodics.esp, раздел ´Методика и программыª.4. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X