Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Якушова Оксана Михайловна

конспект нод по развитию речи для старшего дошкольного возраста "Докучные сказки"

скачать документ

Вернуться назад

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«Докучные сказкиЯкушова Оксана Михайловна, воспитатель, МАДОУ «Синеглазка», г. Ноябрьск, ЯНАОПредмет: развитие речиВозрастная группа: старшаяМесто проведения: групповое помещениеПрограммные задачи: Познакомить детей с одним из жанров устного народного творчества – докучной сказкой;Учить детей составлять докучную сказку по картинке;Упражнять в подборе определений к заданному слову;Развивать пространственно-временные представления о сезонных изменениях в природе, интонационно-выразительную речь, творческое воображение, чувство юмора, умение согласованно действовать в коллективе;Создать эмоционально-благоприятную атмосферу;Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчестваСловарная работа: способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей;ввести новое понятие «докучная сказка»Предварительная работа: разучивание русской народной игры «Зима и дети», рассматривание иллюстраций, беседы о временах годаОборудование и материалы: платок, снежки, фланелеграф, портрет Яшки, свеча, подсвечник, спички, лист бумаги, ручка, мольберт, сюжетные картинки «Зима», «Лето»Ход деятельности:Воспитатель встречает детей. У входа в групповую комнату насыпаны «сугробы»: снежки разбросаны и выложены горкой.Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как чудит зимушка-зима. Вам и не пройти… столько снега намело…пройдете через сугробы? (ответы детей) Пойдем вместе.Вместе произносят текст потешки и выполняют движенияМы шагает по сугробам,По сугробам, по сугробам.Поднимай повыше ногу,Проложи другим дорогу.Тело отклонено назад, подбородок слегка поднят, на лице улыбка; дети энергично маршируют, поднимая ногиОчень долго мы шагали, Наши ноженьки устали.Плечи опущены, поникшая голова. Еле передвигают ногамиСейчас сядем, отдохнемИ беседовать начнем.Дети садятся на стулья. На фланелеграфе выложена картина-нелепица «Зима-лето».Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, ребята, на картину. Какое время года на ней изображено? (ответы детей) Зима? Лето? Как лето? Не может быть. Какое сейчас время года? (ответы детей)Воспитатель смотрит на фланелеграфВоспитатель: Это кто все перепутал? Вы, ребята? (ответы детей) Как же теперь все исправить? (ответы детей) Действительно, давайте уберем все, чего не бывает зимой. Воспитатель вызывает детей по очереди. Дети убирают по 1 картинке и объясняют почему. На фланелеграфе остается только ель. Воспитатель: Теперь и картина не картина… Как нам быть… (ответы детей) Воспитатель: Вот на столе лежат картинки. Может, из них выберем походящие? (ответы детей)Воспитатель вызывает 2 детей, и они составляют картину о зиме. Воспитатель: Пока наши «художники» работают, мы с вам подумаем: какие слова можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, вьюжная, красивая, снежная, сверкающая) Как ласково называют зиму? (зимушка, красавица) В какие игры играют зимой? (ответы детей)Воспитатель: Наши художники« уже «нарисовали» новую картину. Молодцы! Садитесь на места. А вот еще одна картинка осталась. Почему-то перевернута… (поворачивает картинку, на которой нарисован портрет Яшки)Ах, вот кто над нами пошутил! Это мой друг Яшка! Давайте, мы с вами расскажем Яшке приметы зимы (ответы детей)Воспитатель произносит потешкуЗимушка-красавицаОт зимы старается:Ветки снегом серебритИ ребяток веселит.Воспитатель: Приглашаю вас поиграть в русскую народную игру «Зима и дети»Дети берут по 1 снежку и становятся в круг. С помощью считалки выбирают зиму.1,2,3,4,5,Выходи, зима, играть!Зима выходит в центр, дети показывают ей снежки и дразнят:Вот снежок мой, посмотри!Вот снежок мой, посмотри!Если хочешь его взять,То попробуй нас догнать!Дети разбегаются. Ведущий меняется местами с тем, кого догнал.Игру повторяют 2 раза.Воспитатель: Садитесь, ребята! Вот и когда-то, давным – давно, дети прибегут домой с улицы веселые, шумные. Зимние деньки короткие, а вечера – длинные. Соберутся дети вместе и… (воспитатель зажигает свечу и продолжает говорить шепотом) рассказывают друг другу сказки. Хотите, я вам одну старинную сказку расскажу? (ответы детей) Сказочка эта хитрая да длинная. Слушайте и не перебивайте. Воспитатель рассказывает докучную сказку:В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мальчик.Шел он как-то через мост,Глянь – ворона мокнет!Взял ворону он за хвост,Положил ее на мост.Пусть ворона сохнет.Шел он как-то через мост,Глянь – ворона сохнет!Взял ворону он за хвост,Положил ее под мост.Пусть ворона мокнет.Воспитатель: Продолжать? (ответы детей) Тогда рассказывайте вместе со мной. (воспитатель вместе с детьми повторяет сказку и подводит к пониманию того, что одно и то же повторяется бесконечно. Воспитатель гасит свечу)Эту сказку, ребята, мы можем повторять без конца. Такие сказки называются докучные. Это значит надоедливые, как мухи. Повторите со мной это слово: докучные. У этих сказок есть начало, но нет конца. Такие сказки дети легко сочиняли сами. Давайте мы сейчас сочиним свою сказку. Мой друг Яшка очень любит шутки. Давайте о нем сказку шуточную и сочиним! Но сначала поиграем в игру «Вопрос - ответ»:Воспитатель: Чей это портрет?Дети: Это портрет Яшки.Воспитатель: Какого цвета у него рубашка?Дети: У него красная рубашка.Воспитатель: Что у него на голове?Дети: На голове у него шапка.Воспитатель: На шее?Дети: У него на шее тряпка.Воспитатель: Что у него в руках?Дети: У него в руках ключей связка.Воспитатель: Как начинаются сказки?Дети: Жил-был Яшка…Воспитатель начинает рассказывать докучную сказку, а дети заканчивают строчку:Жил-был Яшка.Была у него … красная рубашка,На голове… шапка,На шее … тряпка,В руках… ключей связка.Вот и вся сказка…Воспитатель: Кто желает рассказать сказку? Я ее запишу и Яшке передам. Воспитатель «записывает» сказку.Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот вы и научились сочинять сказки. Как называют такие сказки? (ответы детей)Воспитатель: Я обязательно передам записанную сказку Яшке.Постарались вы, ребята,Верю, сказка очень рада.В путь пора ей собиратьсяИ с ребятами прощаться.К вам же сквозь пургу и вьюгуСказка новая спешит,Вам подарит радость встречи,Вас она повеселит!До свидания!Литература:Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн./ авт.-сост. С.Д.Томилова – Москва: АСТ, 2014.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.-М.: Мозаика-Синтез, 2015Науменко Г. М. Детское поэтическое творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2003

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X