Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Карагенова Татьяна Александровна

Доклад на тему : «Формирование коммуникативных умений через арт- терапию»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 31 г. Челябинска»)454080 г. Челябинск, пос. Мелькомбинат 2, участок 1, д. 40 тел/факс (351)280 -47-41 E-mail:detsad_31@mail.ru, сайт: http://дс31.рф Доклад на тему:«Формирование коммуникативных умений через арт- терапию» Составила: Карагенова Т.А. Старший воспитатель МАДОУ «ДС №31 г.Челябинска»Роль коммуникации в жизни человека была представлена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многих других. Они называют общение одним из основных условий развития человека, важным фактором формирования человеческой личности. Оно выполняет ряд важных функций в жизни человека: организация совместной деятельности; обеспечение психологического комфорта личности; управление поведением и деятельностью; удовлетворение потребности в общении; самоутверждение. Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения, владения технологией общения, коммуникативными умениями. Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек превращается в персонифицированный субъект общения. Коммуникативные умения составляют важную часть коммуникативной культуры, с одной стороны являясь составляющей структуры личности, а с другой, представляя собой необходимое условие эффективной работы для представителей большинства профессий. Результат любого коммуникативного процесса зависит непосредственно от степени развития коммуникативных умений его участников. Существуют трудности, возникающие в процессе общения. В современном мире они обусловлены, в том числе, цифровой средой, ростом тенденции к опосредованному общению. Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проявляются они, соответственно, в виде деформаций аффективной, когнитивной и поведенческой сфер человека. Отсутствие стремления понять собеседника и согласовать диалог соответственно его состоянию, нарушения социальных контактов, эскапизм и враждебность - одни из наиболее частых результатов коммуникативных деформаций, однако последствия данных нарушений так же разнообразны, как и их формы. В связи с этим одной из задач современного психолога можно назвать содействие в формировании коммуникативных умений, а потому существует необходимость в поиске результативных способов решения обозначенной проблемы. Одним из мощных подходов, применимых, в том числе и к формированию коммуникативных умений является арт-терапия. С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы — побудить участников группы учиться посредством такого опыта, который ранее не был ими осознан. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении. В качестве одной из серьезных проблем современной арт-терапии А. И. Копытин отмечает недостаточность научных исследований. По его словам, низкий уровень арт-терапевтических исследований за рубежом, отвечающих научным требованиям, объясняется целым рядом причин. Среди них можно назвать то, что многие арт-терапевты в этих странах имеют художественное образование в качестве основного. Представители зарубежного арт-терапевтического сообщества отдают, в большинстве своём, предпочтение «качественным» или феноменологическим методам исследования, связанным с описанием процесса арт-терапии и анализом различных поведенческих, эмоциональных и творческих проявлений его участников в контексте психотерапевтических отношений. Имея большую ценность, такие исследования не могут, однако, рассматриваться как достаточные и адекватные современным требованиям, условиям работы специалистов и принципам научной доказательности. Исходя из вышеизложенного, существует необходимость совмещения качественных и количественных методов деятельности. В арт-терапии существует большое количество упражнений, большинство из которых подразумевает одиночное вертикальное рисование и парное или групповое горизонтальное рисование. Существуют разные подходы определению понятия «навык». Например, отечественный психолог Е. А. Пырьев определяет навык как “Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие”. Представители бихевиоризма утверждают, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или “зазубривания” одного и того же действия. Говоря о коммуникативных навыках мы, безусловно, подразумеваем не только подобный процесс, однако важно также помнить, о существовании моторных оснований коммуникативного процесса. В рамках такой постановки настоящего вопроса обратим внимание на теорию Н. А. Бернштейна, на основании исследований которого был сформулирован важнейший для формирования навыков вывод: тренировка навыка состоит не в стандартизации команд, не в «научении командам», а в научении каждый раз отыскивать и передавать такую команду, которая в условиях каждого конкретного повторения приведет к нужному двигательному результату. Из этого следует еще один не менее важный вывод: движение не хранится готовым в памяти, как это следует из условно- рефлекторной теории, не извлекается в случае нужды из памяти непосредственно, а каждый раз строится заново в процессе самого действия, чутко реагируя на изменяющуюся ситуацию. В памяти хранятся не штампы самих движений, а предписания для их конструирования, которые, в свою очередь, строятся на основе механизма не стереотипного воспроизведения, а целесообразного приспособления. Правильное и результативное выполнение любого движения возможно только благодаря стройному взаимодействию нескольких уровней построения движений. Такое взаимодействие, разумеется, не возникает сразу. Для его формирования требуется значительная работа. Этот процесс и есть то, что называется упражнением, в результате которого и происходит формирование умений и навыков. Процесс функционирования навыка характеризует автоматичность совершения действий; она обеспечивает плавность протекания действия и определенную его скорость. Иными словами, автоматичность представляет собой степень автоматизированности. Не менее существенным в данном вопросе является лабильность, гибкость навыка. Е.И. Пассов пишет: «Гибкость — жизненно важное качество для навыка. Именно на этом качестве основан перенос, без чего навык остается «вещью в себе», не включается в новых ситуациях».Термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.Основная цель: гармонизация внутреннего состояния человека, т.е. восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояния равновесия.Задачи арт-терапии:1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.3. Получить материал для психодиагностики.4. Проработать подавленные мысли и чувства.5. Установить контакт с клиентом.6. Развить самоконтроль.7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.8. Развить творческие способности и повысить самооценку.Основная техника арт –терапевтического воздействия –это техника активного воображения, открывающая человеку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.Приемы арт – терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и не подготовленный, способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.Арт – терапия применяется как в групповой, так и в индивидуальной форме. Особенности индивидуальной работы учитывается склонность человека присущему ему одному темпу работы. В настоящее время групповая форма арт – терапии используется очень широко – в образовании, в социальной сфере, в здравоохранении. Возможности групповой арт–терапии: Позволяет развивать ценные социальные навыки;Передача информации осуществляется так или иначе посредством разнообразных знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы 12 использует речь и предполагает знание языка. По своим возможностям она гораздо богаче всех видов и форм невербальной коммуникации, в то же время не может полностью заменить её. Развитие вербальной коммуникации базируется на невербальном взаимодействии, следовательно, развитие навыков невербальной коммуникации может служить способом к развитию навыков коммуникации в целом. Согласно мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации. Кодирование и декодирование информации осуществляется при помощи речи. Коммуникативная деятельность предполагает: обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, осуществление передачи и освоения содержания социально-исторического опыта, передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата. По мнению Е. В. Клюева, передавая информацию, участники коммуникации в процессе общения ставят перед собой определенные цели, намерения. Коммуникативная цель — это стратегический результат, на который направлен коммуникативный процесс. Большого внимания заслуживают взгляды D. Sherratt, M. Peter. Исходя из их работ, эффективность коммуникации человека определяется совокупностью следующих параметров: способностью понимать и использовать телодвижения в процессе коммуникативного акта (язык тела, мимика и т. д.), умением использовать и способностью верно интерпретировать жесты в соответствии с их значением; наличием коммуникативной помощи, включающей разнообразные объекты: фотографии, картинки, изображения конкретных объектов или событий; символы и т. д., которая определяется в зависимости от уровня когнитивного развития коммуницирующего; умением слушать и слышать собеседника; умением использовать речь и вокализации для выражения различных интенций в разнообразных коммуникативных ситуациях. Недостаток одного или нескольких из этих условий ведет к нарушениям процесса коммуникации. Общение, являющееся сложной и многогранной деятельностью, можно определить, как процесс специфического контактирования лицом к лицу. Структурным компонентом коммуникативной деятельности является предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект. Любой субъект общения должен обладать коммуникативными навыками для успешности внутри коммуникативной деятельности. Коммуникативные навыки можно определить, как способность человека использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений.Приводятся разные психологические причины, которые не способствуют достижению целей, вызывают недовольство частично достигнутым или полностью не достигнутым результатом, такие как: 1. цели, не соответствующие реальным возможностям; 2. оценка партнера, его способностей и интересов не соответствующая реальности; 3. ошибочные представления о своих собственных возможностях; 4. использование способов общения, не подходящих в условиях данной ситуации. Характер перечисленных выше трудностей во многом зависит от содержания и\или направленности мотивации, воздействие которой проявляется в качестве нарушения определенной функции общения. Трудности и деформации общения также изучаются рамках возрастной психологии, здесь мы можем говорить о тех сложностях, которые возникают из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Разница их жизненного опыта накладывает отпечаток не только на представление собеседников о мире, его природе, обществе, но и на конкретное поведение индивидов в реальных ситуациях жизнедеятельности .Что касается процесса общения, то непохожесть жизненного опыта проявляется в неидентичных уровнях развития и проявлениях познавательных процессов, различных между собой запасах и характерах переживаний, и богатствах поведенческих форм, которые в свою очередь по-разному соотносятся с мотивационно-потребностной сферой, которая отличается своей спецификой в разных возрастных группах. В связи с этим в анализе такого рода трудностей психологи советуют учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы для того, чтобы делать поправку на их проявление у ребенка, подростка или человека пожилого возраста [91]. С позиции психологии личности деформации и трудности общения рассматриваются в контексте индивидуально-личностных различий. Разнообразные индивидуальные особенности могут по-разному деформировать общение. Речь идет о таких индивидуальных особенностях как: 1. эгоцентризм (человек, чрезмерно сконцентрированный на себе и собственных мыслях, переживаниях и т.п., не способен адекватно воспринимать другого участника взаимодействия, что проявляется в отсутствии сочувствия к собеседнику, в отсутствии координации действий с партнером и т.п.); 2. когнитивная сложность личности (низкий уровень когнитивной сложности личности вызывает повышенную агрессивность и враждебность в общении, когнитивно- сложные люди, согласно исследованиям, статистически чаще испытывают радость по поводу общения, чем когнитивно- простые, которые нередко терпят непонимание со стороны окружения); 3. чрезмерная уязвимость (при наличествующей потребности в общении такие люди не реализуют ее ввиду исключительной сдержанности, повышенного уровня тревожности, высокой степени самоотрицания, иногда - самоунижения); 4. отрешенность, чрезмерная стеснительность, одиночество и др. С позиции социальной психологии в той или иной степени рассматриваются все перечисленные выше группы трудностей. Принято также выделять так называемые барьеры в общении. В частности, коммуникативные барьеры, то есть разнообразные психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации. Среди них выделяют фонетические, семантические, стилистические и логические барьеры. Известны научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах могут препятствовать общению и приводить к его сбоям. Существуют исследования, где выделяют социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятием, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии партнеров) барьеры. Результатом усилий многих ученых (в том числе психологов, этнографов, культурологов, философов, социологов, психотерапевтов) стало возникновение отдельного направления в психологии, получившего название социальная психология затрудненного общения. Это сложный феномен, который имеет как субъективную, так и объективную природу и формируется в пространстве координат «культура - личность - общение». Данное понятие используется как в широком, так и в узком смысле. Широкий контекст категории «затрудненное общение» включает в себя такие явления, как трудности, барьеры, конфликты, сбои, преграды и т.п., а узкий - фиксирует незначительные трудности общения, которые преодолеваются партнерами в процессе взаимодействия. К важным характеристикам затрудненного общения принадлежат также степень выраженности трудностей, их глубина и интенсивность.В наше время существует множество разнообразных техник, направленных на развитие коммуникативных навыков, однако не многие из них удовлетворяют потребностям человека, испытывающего трудности в общении. Как мы уже сказали, причин для таких трудностей может быть множество, часто они кроются глубже, чем кажется на первый взгляд. Один из методов в психологии, практика которого в теории позволяет решать вышеперечисленные проблемы – это арт-терапия. Создаваемые клиентом в процессе арт-терапевтических занятий продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми людьми (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956). Отечественный психолог О.А. Карабанова отмечает, что основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я». Важнейшей техникой арт- терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Список литературы:1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: Учебное пособие для вузов / Т.З. Адамьянц. – М.: Дрофа. 2009. – 204 с.2. Адамьянц Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания / Т.З. Адамьянц. — М.: Общественные науки и современность. - 2014. - №4. с. 121-131.3. Андерсен Д. Когнитивная психология / Д. Андерсен. — СПб.: Питер, 2002. - 496 с.4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Артюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. – 905 с.5. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.6. Величковский Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. М., 1973. — 105 c.7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. - М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.8. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Вурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002. – 480 с.9. Горский Д. П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания / Д. П. Горский // Логическая семантика и модальная логика. — 1967. — №1. — с. 54-83.10. Дейк Т. А. Ван. Язык, познание, коммуникация / Т. А. Ван Дейк. — М.: Прогресс, 1989. — 404 c.11. Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга: учебное пособие / Г. И. Захарова. – Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2008. –44 с.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X