Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Хабарова Изольда Вячсеславовна

Методы обучения, технологии в познавательной деятельности

скачать документ

Вернуться назад

899794360679изучаемых предметов. Развитие познавательных интересов хорошо идёт через игру.Подростковый возраст: ведущая деятельность - общение. Особенность – подростки пробуют себя во всех областях. Учителя оказывают на них наименьшее влияние.- Старший подростковый возраст: школьники определяются с интересами, формируется круг этих интересов, часто направленный на будущую профессию.По уровням:Любопытство: присуще всем, это поверхностный интерес, основанный на внешних факторах.Любознательность: лежит в основе действий человека (заставляет человека что-то делать).Интерес: проявление интереса в конкретной области, сопровождающийся активными действиями.Теоретический интерес: сопровождается творчеством в любом виде (изобретения, открытия, инновации).По природе:Внутренние интересы: основаны на способности к той или иной деятельности, на образе жизни.Внешние интересы: любопытство, любознательность, основанные на внешних факторах.По способностям:-гуманитарные дисциплины-естественнонаучныематематико-технические-спорт-художественно-эстетические-общественныеСтадии развития познавательного интереса (Г.И. Щукина):Любопытство;Любознательность;Познавательный интерес;2.Любознат ельность39919909651644Устойчивый познавательный интерес.Особенности познавательного интересаНосит интеллектуальный и поисковый характер.Окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность.Связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.Познавательный интерес – это аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса судят об общем развитии личности школьника.Познавательный интерес — интегральное образование личности. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса, другие рассматривают его как мотив обучения. Ряд ученых методистов изучают познавательный интерес как эффективное средство обучения. Познавательный интерес должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие.Я как учитель должна уметь определять, на каком уровне развития познавательный интерес у обучающихся, для того, чтобы развивать и укреплять интерес к географии, а также создавать условия для его дальнейшего роста. Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся.Этапы развития интереса и превращения его в деятельность4.Потребност ь вглубокихзнанияхРаскрытиезадатков и способнос тей1.Любопытст во3.Интерес к предмету5.Опираясь на опыт прошлого и на современные исследования, можно говорить о факторах, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.Факторы, влияющие на формирование познавательного интересаПознавательный интерес к географииМатериальные условия обученияВиды познавательной деятельностиФормы организации обученияСодержание предметаСредства обученияМетоды обученияЛичность учителяДругие факторы /родители, путешествияСуществуют диагностические признаки познавательного интереса по уровням:Наличие познавательных интересов у школьников поддается контролю с помощью специальных критериев:активное включение в учебную деятельность;сильная сосредоточенность на этой деятельности;появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.Характеристика уровней познавательного интересаУровни интересаКраткая характеристика уровней интересаЛюбопытствоНа первом плане занимательность того или иного предмета,тойилиинойобластизнаний;стремления к познанию сущности не замечается.ЛюбознательностьСтремлением проникнуть за пределы видимого, поиск путей преодоления трудностей; свойственны эмоции удивления, радостипознания.Познавательный интересПоступательное движение, содействующее переходу от незнания к знанию, от менее полного и глубокого к более полному и глубокому проникновениюв сущностьявлений; напряжение мысли, усиления воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа напроблемные вопросы.Познавательная активностьСтремление к познанию закономерностей, теоретических основ, применение их на практике; активное воздействие на мир, направленное на его переустройство.Этот уровень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов,правильного миропонимания.Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности. Познавательный интерес порождает активность, а повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Чтобы заинтересовать как можно больше учащихся географией, учителю нужно использовать в обучении предмету элементы различных технологий, знать основные пути формирования познавательного интереса.Формирование познавательных интересов происходит по двум каналам: с одной стороны, содержание учебного предмета несёт в себе эту возможность, а с другой стороны – путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Считаю, что познавательный и поисковый интерес, а вследствие него, и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, методами, приёмами, средствами обучения, личностью учителя и под влиянием внутренних потребностей и желания учиться.Деятельность учителя по активизации познавательной деятельности и развитию интереса у обучающихся к географииподчеркиваю, практическое значение знаний о природе, географической оболочке, являющейся средой обитания человека;опираюсь на жизненные наблюдения свои и опыт учеников;использую краеведческий материал;создаю на уроке ситуации занимательности, удивления /занимательные примеры, грандиозность цифр, необычность приводимого факта/;практикую игровые минутки, элементы соревнования, игровые формы урока;эпиграф по теме, загадки, стихи, народные приметы, отрывки из произведений;интегрирование знаний по географии, биологии, экологии, истории, математики, физике;целенаправленная ошибка;создание проблемной ситуации, познавательного конфликта /отрицание предложенного детьми решения, организация дискуссии/;«логические мостики» от ранее изученной темы к новому материалу;работа в группах - поиск;опережающие творческие работы;перед изучением материка или океана даю его краткий обзор с выделениемприродных рекордов;организация групповой и парной работы;интересные формы контроля /контурная карта, тест, взаимопроверка, перфокарта, ПК/.если у учащихся познавательный интерес является глубоким по отношению кдругим предметам, то для них в качестве мотивации создаю ситуации, разрешение которых требует знаний из интересующих их областей.интерес к познанию проявляется и через показ новейших достижений науки, поэтому знакомлю учеников с основными направлениями научных поисков и открытиями, в т.ч. с географическими;дифференциация (задания разного уровня сложности, дети с ОВЗ).Технологии обученияТехнологии деятельностного типа – инструмент, позволяющий построить образовательное пространство таким образом, чтобы в нём эффективно развивались способности учащихся через различные виды деятельности.Деятельность - это целеустремлённая система, она нацелена, прежде всего, на результат.Мы говорим об учебной деятельности - развитие, саморазвитие, самовоспитание личности, формирование УУД. Параллельно с учебнойдеятельностью всегда будет стоять познавательная деятельность. Учитывая психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребёнка, можно выделить игровую деятельность. Игра – это ведущая деятельность для детей младшего возраста возраста. Для подростков характерна деятельность общения (коммуникативные навыки). В рамках системно - деятельностного подхода очень важна исследовательская и проектная деятельность. Наряду с ними необходимо поставить и творческую деятельность. Известно, что только в деятельности рождается познание и умение. По результатам исследований человек помнит 10% прочитанного; 20% – услышанного; 30% – увиденного;50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошёл в деятельности.Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в большей степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, в специально организованных для этого условиях. Главным в деятельности учащихся должно стать чувство собственного роста в условиях ситуации успеха.Принципы работы со слабоуспевающими обучающими и с детьми с ОВЗ:при опросе слабоуспевающим ученикам даю примерный план ответа;разрешаю пользоваться планом, составленным при подготовке;даю больше времени готовиться к ответу;разрешаю делать предварительные записи и пользоваться наглядными пособиями;задаю ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал;в ходе опроса и при анализе его результатов стараюсь обеспечивать атмосферу доброжелательности;в процессе изучения нового материала чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала;отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий;оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении;предлагаю индивидуальный образовательный маршрут.Инновационные технологии, особенности:Функцияучителя:учителькакорганизаторсамостоятельной деятельности школьников.Установка учителя: установка на сотрудничество, объект воздействия не ученик, а целостная учебная ситуация.Учебный процесс: творческие и продуктивные задания, использованиеразных форм деятельности учащихся.Контроль: самоконтроль и взаимоконтроль.Ядро любой технологии: цель - средства - правила их использования – результат.Педагогическая технология – это совокупность методов, приёмов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение планируемых результатов.Учитель должен уметь искусно владеть большим разнообразием образовательных технологий, уметь выбрать правильные технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории учащихся. На уроках могуиспользовать сразу несколько технологий или их элементы, которые они дополняют друг друга.Технологии деятельностного типапроблемного обученияигровыекоммуникативныепроблемно-диалоговое;проблемное;проблемно-модульное идр.ролевые игры;деловые игры и др.обучение всотрудничестве;коллективные и групповые способы обучения и др.Виды технологий деятельностного типа, применяемые мною в урочной и внеурочной работеТехнологииСущностьЭлементы использования1.Здоровье - сберегающиеЭто психолого- педагогические технологии, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению иукреплению,Созданиекомфортных, отвечающих гигиеническим и санитарным нормам условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий, соблюдение режима проветривания, физминутки. Забота обосанке школьников приформированиепосадке.Играиигровыепредставления о здоровьемоменты,продуманноекак ценности, мотивациюсочетаниевидовучебнойна ведение ЗОЖ.деятельности,обеспечивающеекомфортныйдляздоровьярежимитемпработы.Психологическикомфортнаяобстановканауроке,созданиеситуацииподдержки и успеха.2. ИКТИспользованиеИнтернет-ИспользованиеИнтернет-ресурсов,дистанционноересурсов,обучение,использованиедемонстрационных,мультимедиа, презентаций,учебныхпрограмм,видео,компьютерноеанимационныхроликов,тестирование, тренажеры,звуковоесопровождение,интерактивныекартыифотографии,схемы,атласы.графики, показ природныхявленийипроцессоввдействии,осуществлениеконтролязнаний(тестирование на ПК), игры,презентации,ЭОР,тренажеры,интерактивныекарты, подготовка к ОГЭ иЕГЭ,дистанционныеконкурсы и олимпиады.3. МетодПроект–совокупностьСоздание проектов на урокепроектов иопределенныхдействий,ивовнеурочнойисследовательскаядокументов,замыселдлядеятельности.Участиевдеятельностьнаучно-практическихсозданияреального продукта. Требования:Наличие значимой проблемы.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.Самостоятельная деятельность уч-ся.Структурирование частей проекта.Использованиеисследовательских методов.конференцияхразного уровня. Исследовательская работа по отдельным темам.4. Разноуров- невое обучениеРазный уровень усвоения учебного материала, т.е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждомуученикуовладеватьучебным материалом на своём уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностейи индивидуальныхособенностей.Разноуровневые задания, вопросы, практикумы и тесты.Принцип«минимакса»:учитель предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоениенауровне социально-безопасного минимума (ФГОС).5. Обучение в сотрудничестве, работа в группахРезультат:публичныевысказываниесвоих мыслей, идей;обучение в коллективе;взаимооценку;обучение в группах.Сотрудничествов образовательном процессе, групповая и парная работа на уроках и во внеурочной деятельности.6. Проблемное обучениеУчитель ставит перед учащимися проблему и создает условия для активной самостоятельной деятельности учащихся поее разрешению.Постановка проблемных вопросовизадач, моделирование проблемных ситуаций на уроках.7. Игровые технологииСвязаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихсячерез реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли,деловое общение).Образовательные задачи включаются в содержание игры. Используют ролевые, занимательные, деловые, театрализованные,компьютерные игры.Игра используется как приём обучения и приём моделирования реальной действительности,как мотивацияучебной деятельности, как форма организации коллективной деятельности(игровые приемы и ситуации, уроки- игры, соревнования, КВН, конкурсы, путешествия и др.)8. Развивающее обучениеСмысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенномэтапе развития ребенок можетрешать учебные задачи подУрокиразвивающего обучения, на которых в зоне ближайшегоразвития формируются теоретическое мышление и творческиеруководством взрослых и в сотрудничествестоварищами.способности.Опорана познавательный интерес.9. Технология деятельностного методаПринципдеятельности заключаетсявтом,что формированиеличности ученика и продвижение его в развитии осуществляется нетогда,когдаон воспринимаетзнанияв готовом виде, а в процессе егособственной деятельности, направленнойна«открытие нового знания».Использование активных и интерактивных методик, проектнаяиисследовательская деятельность, вовлечение учащихсявигровую, оценочно-дискуссионную и рефлексивную деятельность.10. Технология рефлексииСпособностьученикак анализусвоейдеятельности - рефлексия. Рефлексияпомогает учителюконтролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Рефлексияпомогает ребенку не только осознать пройденныйпуть,нои систематизировать полученныйопыт, сравнитьсвоиуспехис успехами других учеников.Рефлексиюможно применять на любом этапе урока или после изучения темы, раздела. Приёмы: синквейн, лестница успеха и др., например, прием«Фитбек»: Урок:интересно;скучно;безразлично. Я на уроке:работал;отдыхал;помогал другим. Итог:1. понял материал;узнал больше, чем знал;не понял материал.11. Модульная технологияМодуль — это целевой функциональный узел, в которомобъединены учебное содержание и технология овладения им. Ученикполучает инструкцию, в которой определены: 1) цели усвоения модуля (урока);2) задания разного уровня сложности; 3) материалы для работы; 4) указания на вид и форму работы; 5) формыконтроля, определяющего степень усвоенияучебногоматериала.12. Технология развития критического мышленияУчитмыслить, прогнозировать, строить планы на будущее, видеть проблемыиконструировать выход из них. Этапы критического мышления:стадия вызова;стадия осмысления;стадия рефлексии.Способностьставитьосмысленныевопросы, вырабатывать аргументы, приниматьрешения.Методические приемы: инсорит,перепутанная логическая цепочка, кластер, синквейн, «тонкие» и«толстые» вопросы, фиш-бон.13. Технология интерактивногообученияЭто диалоговое обучение, в ходекоторогоосуществляетсяВзаимодействие обучающего и обучающихсявформеучебныхигр,взаимодействие учителя и обучающегося.Предназначенадля решения коммуникативно- развивающих и социально- ориентированных целей и задач.дискуссий,различных диалоговыхпроцедури видовдеятельности, проблемных и развивающих ситуаций,проектирование, обеспечивающих педагогически эффективноепознавательное общение.14. Кейс –Анализреальныхтехнологияжизненных илипроизводственныхзадач.Сталкиваясь с конкретнойситуацией,учащийсядолжен определить: есть лив ней проблема, в чём онасостоит,определитьсвоёотношениекситуации.Научитанализировать,сравнивать,аргументироватьипринимать решение.15. Технология«Портфолио» -комплектНачалаприменятьвэтомоцениваниядокументов,учебномгоду,оченьдостиженийпредставляющихмотивируем детей!!!учащихсясовокупность«Портфолио»сертифицированныхиндивидуальныхдостижений, исполняющихрольнакопительнойоценки.Портфолиоученика может выступатьсредствомобразовательного рейтингаученика.16. Интеллект-Интеллект-карта,Началаприменятьвэтомкарта, ментальнаяментальнаякарта,учебномгоду,оченькарта, диаграммадиаграммасвязей,картанравится детям!!!связей, картамыслей(по-английски —мыслейmind map) — метод можетназываться по-разному, ноэтовсегдавизуальноепредставлениеинформации,отражающеесистемныесвязимеждуцелым и его частями. Такаядиаграмма строится вокругцентральнойидеи,концепции,темыилипроблемы,от которойотходят«ветви»со связаннымиидеями.С помощьюментальныхкартможноструктурироватьлюбойматериал —от простогоспискалитературыдо учебного плана.17. Ролевыеи деловые игрыРолевые игры — это метод, которыйпозволяет обучатьсяна собственном опытес помощью определённымобразом смоделированных ситуаций.Какпредполагаетназвание метода,учащиесяберут на себянекиероли. А учительпридумывает игровую ситуацию, сюжет и контролируетпроцесс игры.Ролеваяигра помогаетв безопасном контекстеотработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этотметодшироко применяетсяот дошкольногообучениядо бизнес-тренингов.Деловая игра представляет собойсочетаниеанализа кейса и ролевой игры — это смоделированная профессиональная ситуация, в которойучастники, принявшиеопределённые профессиональныероли, должнынайтирешение проблемы. Как правило, она используетсядлятого, чтобыперевести теоретическиезнания в областьпрактического применения.15046967427976

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X