Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Развитие функциональной грамотности обучающихся на предмете географии и биологии при выполнении домашних, практических и проектных работ.Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:- работу с текстом учебника;- работу с географической картой;- работу со статистическими данными;- работу с опорой на собственные наблюдения, поездки и путешествия.Работа с текстом. При подготовке домашних заданий практикуется работа с текстом параграфа учебника- составление развернутых планов и конспектов параграфа, создание схем, выбор конкретных примеров из текста, ответы на вопросы.8класс. Пар.38-прочитать, составить схему природных ресурсов России с примерами; выписать примеры растений и животных России, занесенных в Красную Книгу8класс пар. 18-сделать конспект параграфа «Болота» по плану: определение, как образуются, какие растения и животные встречаются, распространение по территории России, значение.9 класс. Пар.35- выписать из параграфа специализацию хозяйства Европейского Юга с примерами городов, с/х культур и животных.По мимо составления развернутых планов и конспектов параграфов творческими заданиями являются создание рефератов с рисунками по выбранной учеником теме.Творческая работа в 9 классе- «города России»-создание туристического буклета. Этой работе предшествовали задания по географическим картам субъектов РФ, работа с текстом учебника, подбор дополнительной информации и иллюстраций. Данная работа способствует развитию интереса к конкретным городам и территориям нашей страны, желанию их посетить или поделиться познавательной и интересной информацией об уже увиденном.Творческая работа. 8 класс. «Заповедники России» на основе материалов параграфа и географических карт атласа 8 классаТворческая работа по биологии 7 класс «Семейства Двудольных и Однодольных растений». Домашнее задание охватывает работу с учебником и дополнительной информацией, подбор иллюстраций и оформление работы, создание стенда в классе с использованием творческих работ обучающихся.Работе с картой следует уделять на каждом уроке. По карте можно определить: географическое положении любого пункта Земли, насколько он удален от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.Как известно, характер той или другой местности во многом определяется географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое. Карта, как и книга, при умении ее читать, может быть источником географических знаний. Понимая, как осуществляется переход от реальной действительности к образно-знаковому ее изображению в уменьшенном виде, вы можете «читать» карту по условным знакам.Обучение конкретной работе с географической картой, правильному пониманию её условных обозначений осуществляется на каждом уроке географии и при подготовке домашних заданий.Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:-«Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору, -нахождение объекта по его условным знакам, - расшифровка легенды карты, -объяснение причинно-следственных связей при работе с условными знаками карты;-знание закономерностей природы, показанных на географических картах.9 класс. Художественные промыслы Центральной России (атлас с.32)-нахождение по условному обозначению народных промыслов Центральной России, установление его названия, знакомство с особенностями изделий.9 класс. Места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей России (атлас с.33)- работа по географической карте идет с привлечением учебника и дополнительной литературы: Ясная Поляна, Константиново, Поленово, Щелыкова и др. объекты. Для объяснения значения этих мест используются знания по истории, литературе, искусству и связь с географией-местонахождение этих объектов на территории России.5-11 классы –Практические работы на контурной карте, с выполнением конкретного задания по данной территории.Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;-расшифровка диаграмм, таблиц, схем.Работа с климатодиаграммами занимает особое место в уроке географии, так как способствует лучшему пониманию всегда сложной темы Климат и установлению причинно-следственных закономерностей.Ну, и заключительный блок работ, связанных с опытом обучающихся , их путешествиями и поездками.Домашняя практическая работа в 9 классе по теме «Пищевая промышленность России». Задание –записать место производства конкретного продукта питания и фактора, оказывающего влияние на размещение данной отрасли пищевой промышленности. Для выполнения этой работы обучающиеся пользовались набором продуктов питания в своем доме или магазине.Проектная деятельность обучающихся позволяет, опираясь на их опыт путешествий и поездок, создавать интересные работы и представлять их в разных номинациях.-Устимова Юлия проектная работа «Карелия и красота её природы»-городская конференция по географии-участник; школьная научная конференция по естественным наукам-победитель (2023-2024 учебный год);-Литвинов Тимофей проектная работа «Мой Прадедушка»-городская конференция по географии-победитель; школьная научная конференция-победитель (2022-2023 учебный год), Всероссийский конкурс патриотического творчества «Стоит на страже Родины солдат»-диплом 1 степени (2023-2024 учебный год).Это небольшой перечень работ наших обучающихся под моим руководством по предмету география.И, конечно, совместные поездки с 7б классом-расширяют кругозор детей, знакомят с достопримечательностями нашей страны, развивают творческий интересс.
Автор публикации: Ахмадеева Елена Александровна
Развитие функциональной грамотности на уроках географии
скачать документВернуться назад
Развитие функциональной грамотности обучающихся на предмете географии и биологии при выполнении домашних, практических и проектных работ.Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:- работу с текстом учебника;- работу с географической картой;- работу со статистическими данными;- работу с опорой на собственные наблюдения, поездки и путешествия.Работа с текстом. При подготовке домашних заданий практикуется работа с текстом параграфа учебника- составление развернутых планов и конспектов параграфа, создание схем, выбор конкретных примеров из текста, ответы на вопросы.8класс. Пар.38-прочитать, составить схему природных ресурсов России с примерами; выписать примеры растений и животных России, занесенных в Красную Книгу8класс пар. 18-сделать конспект параграфа «Болота» по плану: определение, как образуются, какие растения и животные встречаются, распространение по территории России, значение.9 класс. Пар.35- выписать из параграфа специализацию хозяйства Европейского Юга с примерами городов, с/х культур и животных.По мимо составления развернутых планов и конспектов параграфов творческими заданиями являются создание рефератов с рисунками по выбранной учеником теме.Творческая работа в 9 классе- «города России»-создание туристического буклета. Этой работе предшествовали задания по географическим картам субъектов РФ, работа с текстом учебника, подбор дополнительной информации и иллюстраций. Данная работа способствует развитию интереса к конкретным городам и территориям нашей страны, желанию их посетить или поделиться познавательной и интересной информацией об уже увиденном.Творческая работа. 8 класс. «Заповедники России» на основе материалов параграфа и географических карт атласа 8 классаТворческая работа по биологии 7 класс «Семейства Двудольных и Однодольных растений». Домашнее задание охватывает работу с учебником и дополнительной информацией, подбор иллюстраций и оформление работы, создание стенда в классе с использованием творческих работ обучающихся.Работе с картой следует уделять на каждом уроке. По карте можно определить: географическое положении любого пункта Земли, насколько он удален от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными, политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.Как известно, характер той или другой местности во многом определяется географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое. Карта, как и книга, при умении ее читать, может быть источником географических знаний. Понимая, как осуществляется переход от реальной действительности к образно-знаковому ее изображению в уменьшенном виде, вы можете «читать» карту по условным знакам.Обучение конкретной работе с географической картой, правильному пониманию её условных обозначений осуществляется на каждом уроке географии и при подготовке домашних заданий.Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:-«Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору, -нахождение объекта по его условным знакам, - расшифровка легенды карты, -объяснение причинно-следственных связей при работе с условными знаками карты;-знание закономерностей природы, показанных на географических картах.9 класс. Художественные промыслы Центральной России (атлас с.32)-нахождение по условному обозначению народных промыслов Центральной России, установление его названия, знакомство с особенностями изделий.9 класс. Места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей России (атлас с.33)- работа по географической карте идет с привлечением учебника и дополнительной литературы: Ясная Поляна, Константиново, Поленово, Щелыкова и др. объекты. Для объяснения значения этих мест используются знания по истории, литературе, искусству и связь с географией-местонахождение этих объектов на территории России.5-11 классы –Практические работы на контурной карте, с выполнением конкретного задания по данной территории.Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;-расшифровка диаграмм, таблиц, схем.Работа с климатодиаграммами занимает особое место в уроке географии, так как способствует лучшему пониманию всегда сложной темы Климат и установлению причинно-следственных закономерностей.Ну, и заключительный блок работ, связанных с опытом обучающихся , их путешествиями и поездками.Домашняя практическая работа в 9 классе по теме «Пищевая промышленность России». Задание –записать место производства конкретного продукта питания и фактора, оказывающего влияние на размещение данной отрасли пищевой промышленности. Для выполнения этой работы обучающиеся пользовались набором продуктов питания в своем доме или магазине.Проектная деятельность обучающихся позволяет, опираясь на их опыт путешествий и поездок, создавать интересные работы и представлять их в разных номинациях.-Устимова Юлия проектная работа «Карелия и красота её природы»-городская конференция по географии-участник; школьная научная конференция по естественным наукам-победитель (2023-2024 учебный год);-Литвинов Тимофей проектная работа «Мой Прадедушка»-городская конференция по географии-победитель; школьная научная конференция-победитель (2022-2023 учебный год), Всероссийский конкурс патриотического творчества «Стоит на страже Родины солдат»-диплом 1 степени (2023-2024 учебный год).Это небольшой перечень работ наших обучающихся под моим руководством по предмету география.И, конечно, совместные поездки с 7б классом-расширяют кругозор детей, знакомят с достопримечательностями нашей страны, развивают творческий интересс.