Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Рыбникова Валентина Григорьевна

Нестрашный ЕГЭ

скачать документ

Вернуться назад

МКОУ «Нижнечирская СОШ» станицы Нижний Чир Волгоградской областиКОНСПЕКТ УРОКА - ПРАКТИКУМАПО РУССКОМУ ЯЫКУПО ТЕМЕ: «ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ «Нестрашный ЕГЭ» для 11 КЛАССАВыполнила:учитель русского языка и литературывысшей категорииМКОУ «Нижнечирская СОШ»Рыбникова Валентина ГригорьевнаНижний Чир, 202Цели урока: закрепить знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестового задания ЕГЭ (зад. 4).Образовательные задачи: закрепить и расширяить знания орфоэпических, норм.Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации презентации, сопровождающей все этапы урока. …Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы… А.А. Бестужев - Марлинский.Ход урока: 1.Оргмомент. Постановка целей урока.Учитель: Дорогие ребята, прочитайте , пожалуйста, эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Это слова Бестужева - Марлинского. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Какому разделу лингвистики он будет посвящен ?( Учащиеся, опираясь на эпиграф к уроку и на данное к уроку домашнее задание, формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь).II. Орфоэпическая минутка.  зад.4  Слайд 3Карточка. Задание: расставить в словах ударениекрасивеекамбалакоклюшобеспечениевероисповеданиеворожеятортыжалюзиплесневетьначалсяходатайствозвонишьпремироватьзубчатыйгенезисбралаисчерпатьбалованныйдоверхуиздревлекаталогмастерскибантышарфыуглубленныйОблегчить1. Словарно – орфоэпическая работа.В полученной карточке расставить в словах ударение.(Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник« Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическим словарём)Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен.Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит.2. Упражнение « Говорите правильно по-русски». Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся.Работа в группах:1 группаУчащиеся получают карточку с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на тему « А у нас сегодня гости!»:Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис ,торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма.Один из вариантов ответа:Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис.А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу!2 группа:Конкурс дикторов центрального телевидения. Учащиеся получают готовый текст.Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова :В районной Думе Суровикинского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президент. Намерение правительства углубить социальные реформы , начатые несколько лет назад ,конечно , оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2021 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.КАРТОЧКА – СПРАВОЧНИКОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты :*Слово обладает единственно правильным значением (откупорить, свекла, кухонный)*Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (творог, августовский, колледж)*Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию (ракурс – ракурс)*Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи ( компас – компас, осужденный – осужденный)Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию:*Различает формы разных слов (ношу – ношу)*Различает формы одного слова (снега – снега).Изменение места ударения в слове.*Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени.*А также в глаголах прошедшего времени.В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу.(Начата, начат, начало, начаты).Поняла, понял, поняло, поняли.*В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты: властный – властна- властна.*Обратите внимание на формы глагола КЛАСТЬ с ударением на основу слова: клал, клала, клало, клали.КАРТОЧКА 1.Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит.Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен.КАРТОЧКА 2.1 группа. Упражнение « Говорите правильно по-русски».Задание: используя данные слова, составьте текст на тему « А у нас сегодня гости!» и прочитайте его, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис, торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, кедровые орешки, камбала, долма.КАРТОЧКА 3.Упражнение « Конкурс дикторов центрального телевидения».Задание: выразительно прочитайте предложенный вам текст, соблюдая присущие книжному стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова.В районной Думе Суровикинского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно , оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2021 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.Самостоятельная работаОтветы1-22-43-44-15-16-47-3Работы учащихся собираются и оцениваются после уроков.5.Подведение итогов урока.Учитель: Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили орфоэпию, рассмотрели различные орфоэпические нормы.Урок завершает проблемный вопрос.*Нужно ли изучать орфоэпию?Варианты ответов:а) Орфоэпия и фонетика - важная сторона литературного языка. Известный ученый-лингвист Р.И.Аванесов считал, что «произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.б) С.Я.Маршак, рассматривая произведения А.С.Пушкина, писал: «При помощи звуков речи, «музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный…»Учитель: Чтобы овладеть орфоэпией, то есть правильным литературным произношением, надо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащая речь является основной формой существования языка. Даже когда мы читаем про себя, слова воспринимаются нами в их звуковом составе.Время нашего урока истекло. Благодарю всех за работу. Очень надеюсь, что урок был вам не только в удовольствие, но и на пользу.Домашнее задание будет следующее.- Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а может быть, даже в рекламной кампании. Ребята, вам необходимо написать рекламный текст, призывающий изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 150 слов).

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X