Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Светлана Валентиновна Зуева

«Формирования компонентов музыкальности у старших дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

«Формирования компонентов музыкальности у старших дошкольников»Зуева Светлана Валентиновна, МКДОУ Частоозерский детский сад «Родничок» Современные педагоги имеют широкий выбор программ, технологий и методик, которые направлены на всестороннее развитие ребенка: моральное, психическое, эстетическое, трудовое и физическое. Но традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, поскольку не устраняют первопричину этих нарушений. В отличие от них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Использование этого метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и когнитивные способности. Сегодняшние дошкольники - это будущее третьего тысячелетия, и им нужно научиться ориентироваться в огромном потоке информации, изучать колоссальные объемы знаний и готовиться к успешному обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полном здоровье.Миссия нашего дошкольного образовательного учреждения - интеллектуальное и творческое развитие дошкольников в здоровьесберегающем пространстве. Поэтому приоритетными направлениями работы являются: интеллектуально-творческое развитие и охрана здоровья детей дошкольного возраста. Изложив проблему интеграции приоритетных направлений работы в рамках программы развития, мы попытались по-новому взглянуть на синтез развития умственных способностей и физического здоровья с помощью определенных двигательных (кинезиологических) упражнений.Наиболее распространенная проблема, встречающаяся в музыкальной и педагогической практике, заключается в том, что ребенок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать и повторять даже самые простые танцевальные движения. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все усилия по выполнению задач. Что случилось? Что мешает способностям, которые присущи каждому из нас, вспыхнуть? Поиск наиболее оптимального решения этой проблемы привел нас к методу «кинезиологии».Метод кинезиологии позволяет нам координировать деятельность основных центров головного мозга у детей. Ведь обучая левое полушарие, мы тренируем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы тренируем весь мозг. Дифференцированное обучение, учитывающее функциональную асимметрию полушарий головного мозга ребенка, является одним из наиболее эффективных способов обучения. Таким образом, основными целями метода кинезиологии являются развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания и мышления.Познакомившись с работами российских педагогогов и психологов, которые занимались этой проблемой (Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Разумный и др.), можно с уверенностью сказать, что музыкальное творчество детей в форме игры - это прямой способ вовлечения их в музыку, активный способ познания законов музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.Нарушения речи и двигательного развития являются наиболее распространенными отклонениями в формировании у ребенка высшей психической деятельности. По экологическим, медицинским и социальным причинам в наше время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Раннее выявление таких проблем позволяет не только исправить существующие отклонения, но и предотвратить появление новых, достичь более высокого уровня развития ребенка. Эти объективные факторы обусловили особый интерес к одному из способов преодоления речевых проблем, а именно к жанру музыкальных пальцевых игр.Нейробиологи и психологи, занимающиеся изучением мозга и умственного развития детей, доказали связь между мелкой моторикой и развитием речи. Большинство из этих упражнений несут тренировочную нагрузку: некоторые предназначены для изучения счета, другие знакомят ребенка с названиями частей тела и самих пальцев и т. д. Во многих из них ребенок действует двумя руками - это помогает ему лучше перемещаться в пространстве.Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на человека во время двигательной активности улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, единство, переключаемость, чтобы сопровождать или петь; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентация, то есть способность укладывать свои движения во времени в соответствии с разным ритмическим рисунком мелодии.Использование музыкальных пальчиковых игр в педагогической практике основано на определенных принципах и методах: прежде всего, нацелено на создание общей благоприятной атмосферы. Процесс совместного проигрывания музыки вызывает у детей эмоциональную реакцию, развивает мышление и воображение. Перед игрой необходимо обсудить ее содержание, одновременно отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения, которые подготовят детей к правильному упражнению.Учитывая, что объем внимания детей невелик, важно помнить принцип доступности материала: лаконичные песни-игры с четкой формой, запоминающаяся мелодия в удобной гамме способствуют развитию певческих навыков. Вспомогательным моментом может стать небольшое вступление: оно настроит детей на определенный характерный образ и поможет в восприятии игры. Особенно актуальны принципы постепенности и систематичности. Важно выбирать упражнения так, чтобы они соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребенка. В будущем хотели бы направить детей не только на повторение, но и на самостоятельный творческий процесс изобретения движений и интонаций.Концентрации внимания ребенка и его распределению помогает выразительность представления материала: разнообразные интонации в голосе, четкая дикция, выразительные выражения лица и яркие художественные исполнения песни. Процесс может сопровождаться яркими иллюстрациями. Например, дети очень эмоционально реагируют на слайд-шоу, предварительно подготовленные и продемонстрированные с помощью проектора на большом экране. Также большой интерес для дошкольников представляет процесс общения с персонажами кукольного или пальчикового театра.Кинезиологический метод наиболее эффективно воздействует на такие показатели музыкальности, как эмоциональная отзывчивость, высокий слух, чувство ритма, музыкальное мышление и, конечно же, способствует развитию особой музыкальной способности - координации движений.На практике метод кинезиологии используется как система упражнений, сопровождаемых музыкальным пением, и построен на принципах:1. Усложнение упражнений в соответствии с возрастными способностями детей:- упражнения с младшими дошкольниками выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой или симметрично расположенными пальцами. Несмотря на кажущееся сходство, кинезиологические упражнения не имеют ничего общего с логоритмикой, поскольку они имеют совершенно разные цели. Например, упражнение «Наш ребенок»: этот палец - дедушка, этот палец - бабушка, этот палец - папа и т. д. Постепенно отгибающие пальцы, начиная с большого, от камеры, ребенок должен озвучивать, чтобы изобразить движение мелодия, позволяющая включить в работу оба полушария, заставить их взаимодействовать друг с другом. Такое упражнение развивает не только мелкую моторику рук, но и звуковысотный слух.- упражнения, проводимые с дошкольниками старшего возраста, усложняются, объем заданий, темп выполнения задач увеличиваются, меняется использование мелодий (постепенный переход от полученного движения к движению трезубца, резкие движения), одновременные различные типы движения рук используются. В отличие от дружественных движений, регуляция которых происходит на уровне спинного мозга, гетерогенные движения требуют более высокого уровня регуляции. В связи с этим расширяются резервные возможности мозга ребенка, развиваются координация движений и основные признаки музыкальности: эмоциональная отзывчивость, высокий слух, музыкальное мышление.2. Альтернативная передача влияния от одного психического процесса к другому во время упражнений ребенка. Этот принцип основан на использовании упражнений для развития творческого и логического мышления; влияет на развитие чувства ритма:упражнения типа марионетка, кросс-ролл с пением разнообразных попевок;- симметричные рисунки, наклоны, повороты, гимнастика для глаз с пением; - замена слов при пении различными движениями (хлопки, кивки и т. д.).3. Использование упражнений для обеспечения эмоционального комфорта детей.Это специальные группы упражнений, применимые ко всем возрастным группам. Иногда одного такого упражнения достаточно, чтобы полностью снять стресс, усталость, активировать внимание и устранить чрезмерную возбудимость. Такие упражнения используются при необходимости. В общем, упражнения для снятия эмоционального напряжения можно разделить на три типа. Это:1. Дыхательные упражнения не только снимают эмоциональное напряжение, но и стимулируют движение диафрагмы, улучшают кровообращение и укрепляют дыхательные мышцы.2. Маятниковые упражнения - это различные плавные движения головы и рук. Такие упражнения не только снимают мышечный зажим, но и развивают высокий слух.3. Дирижирование. Эта методика снимает эмоциональное напряжение, позволяет сосредоточить внимание детей и может быть использована в любой форме детской музыкальной деятельности. Практическое применение этого метода возможно только при соблюдении следующих условий:Первое условие - кинезиология как метод, может существовать только в системе других инновационных методов. Практика нашей работы доказала, что метод кинезиологии можно легко комбинировать с такими методами, как моделирование, ручные знаки, творческие задания (ритмопластика, поиск ассоциации, игровые ситуации - музыкальные дидактические игры, импровизация, сочинение мелодий).Все эти методы объединены тем, что вершиной развития ребенка при выполнении этих задач является проявление его творчества. То есть, выполняя упражнение, ребенок может предложить свою версию мелодии или движений, способен варьировать, комбинировать, придумывать, импровизировать.Второе условие - координация действий всего преподавательского состава. Учителя высоко оценили важность кинезиологических упражнений и успешно применяют их на своих занятиях.Третье условие - применение метода должно осуществляться при различных формах организации музыкальной деятельности детей.Отслеживание эффективности метода кинезиологии привело нас к необходимости изучения индивидуальной организации мозга ребенка. Метод педагогического наблюдения ежегодно получает данные о функциональной организации мозга каждого ребенка. Психолого-педагогическая диагностика И.П. Павлова, которая в течение двух лет использовалась для старших дошкольников, дает нам возможность выбрать лучшие методы обучения, наиболее подходящие для данного типа организации мозга ребенка.Анализ литературы по данной проблеме позволил нам сделать выводы. Динамика роста развития основных компонентов музыкальности во всех возрастных группах составляет в среднем от 40% до 75%, что позволяет сделать вывод о значимости использования метода кинезиологии в музыкальном воспитании детей. Игривой характер кинезиологических упражнений помогает обеспечить устойчивый интерес ребенка к музыке, появление таких новообразований личности, как любопытство, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативой.Выводы Музыкальное искусство - одна из специфических и сложных форм искусства. Специфика заключается в использовании специальных средств выражения - звука, ритма, темпа, силы звука, гармонической цветовой окраски. Сложность заключается в том, что звуковой образ, созданный с использованием перечисленных средств выражения, воспринимается и интерпретируется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Развитие музыкальных способностей является одной из основных задач музыкального воспитания детей. Основополагающим для педагогики является вопрос о характере музыкальных способностей: представляют ли они врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах развития музыкальной психологии и педагогики, в развитии теоретических, а следовательно и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей, существуют различные подходы.Дошкольное детство - это очень короткий период в жизни человека, оно имеют большое значение. В этот период развитие идет быстрее, чем когда-либо. Ребенок проявляет огромное стремление к самостоятельности, к различным действиям, в том числе к музыкальной деятельности. У детей есть музыкальные интересы, иногда к какой-то музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. Кинезиологический метод наиболее эффективно воздействует на такие показатели музыкальности, как эмоциональная отзывчивость, высокий слух, чувство ритма, музыкальное мышление и, конечно же, способствует развитию особой музыкальной способности - координации движений. Игривый характер кинезиологических упражнений помогает обеспечить устойчивый интерес ребенка к музыке, появление таких новообразований личности, как любопытство, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативой.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X