Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бабкина Ирина Владимировна

Реки Курского края

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятия Тема: Реки Курской областиВыполнила: Бабкина Ирина Владимировна,МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» педагог дополнительного образованияЦель: познакомить обучающихся с особенностями рек родного края, историей топонимов, причинами течения рек, их сохранением. Задачи:Образовательные – способствовать формированию у обучающихся представления о водных богатствах Родины; научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.Развивающие – развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.Воспитывающие – воспитывать любовь к родному краю и желание в будущем развивать водные ресурсы. Учебные технологии: технологии критического мышления: мозговой штурм, синквейн, филворд; информационные, здоровьесберегающие.Оборудование: проектор мультимедиа, карта Курской области.Ход занятияI. Организационный момент.II. Актуализация знаний.1. Разгадайте филвордкрепнаубляолрекамыобестапсёлюматратьоусожавобляэРеки: Крепна, Вобля, Убля, Обеста, Усожа, Рать, Кур, Олым, ПсёлПоказ рек на карте Курской области2.Загадка.Лес на берегах стоит,Под мостом она бежит,И течёт вода куда-то,Догадались вы, ребята?Умолчу ответ пока,Под мостом течёт… (Река.)– Как вы думаете, что сегодня на занятии мы будем изучать?– Тема нашего занятия “Реки Курской области”.3. «Мозговой штурм» -Что бы вы хотели узнать о реках? На какие вопросы вы бы хотели найти ответы? - Какая главная река нашей области? Общая длина всех рек?-Почему вода в реке не кончается? Для чего нужны реки?-Речной транспорт и его польза. Чем Сейм отличается от Семи?- Сколько рек и их названия в нашей области? Какие товары отправляли по рекам?- Почему воды в реке стало мало?III. Совместное постижение знаний. Чтение текста. Составление таблицы: Знаю. Хочу узнать. Интересно. «Курский край расположен в бассейнах рек Днепр и Дон. На территории области протекает более 900 рек и ручьев. Общая длина рек составляет около 8000 км. Большинство рек области относятся к малым. Но есть и более крупные реки, которые относятся к средним. Г лавная река Курской области – Сейм, является притоком реки Десны. Длина реки составляет 717 км. Протекая по широкому дну долины, река то в одном, то в другом месте образует большие излучины. В древнерусских памятниках река называется Семь. К сожалению, с каждым годом мелеет наша река, в своих верховьях ежегодно после прохода весенних вод пересыхает на протяжении 25 километров. Удивительно, но раньше Сейм был судоходным. Оказывается, сам Пётр Великий «помышлял о судоходстве по реке Семи». В 1788 году подданный князя Трубецкого из села Козль Льговского уезда построил судно и сплавил его с грузом по Сейму в Киев. На Украину по Сейму и Тускари отправляли пшеницу, рожь, муку, овёс, ветчину, сало, мыло, уксус, чёрные кожи, бечёвку, воск, мёд.К 1861 году судоходство по Сейму прекращается, так как гидротехнические сооружения: 12 шлюзов с обводными каналами, которые были введены в 1837 году- приходят в негодность. В советское время участок   реки Льгов- Глушково использовался   для   пассажирского   судоходства   на  теплоходах   типа «Заря». Сейчас мы можем лишь мечтать о том, чтобы наш Сейм стал судоходным, хотя бы в черте города и его окрестностях.»   IV.Проверка таблицы ЗХИ. Мы узнали много нового и интересного о судоходстве Сейма и наметили способы получить новые знания. Физминутка. Выполнение действий в соответствии с чтением стихотворения На уроке отдохнём –На рыбалку мы пойдём! ( Шагаем)Накопаем мы червей , ( Копаем)Удочку возьмём скорей,И вприпрыжку побежим – ( Бег)Порыбачить мы хотим.В воду удочку закинем, (Закидываем ) Посидим тихонько.Рыбка, кажется, клюёт?Вытащим легонько.Ах, какая красота –Рыбка небольшая.Пусть живёт себе в реке,Выпущу тебя я!Быстро в школу побежим –Вот такой у нас режим.V.Соотнесите определение с термином1С высоты большой срываясь, грозно он ревет, шумит и , о камни разбиваясь, пеной шелестит.АПриток2Ключик, ключ – начало равнинной реки, ты его береги!БИсток3Как называется место, где река впадает в другой водоемВБерега, лес, река 4 В образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушкиГУстье5Двое говорят: „Постоим", Двое говорят: „Покачаемся", Один говорит: „Побежим".  Д Водопад6Место рождения реки называетсяЖРодникОтвет:1-Д, 2-Ж, 3-Г, 4-А, 5-В, 6-БVI. Работа над чтением художественного текста. Характер течения реки зависит от местности, питания. Давайте узнаем из отрывков из стихотворений, какие перед нами реки. Как поэтам удалось передать картину равнинной и горной реки? 1.Тихо, между берегамиШирока и глубока,Наполняясь родникамиВдаль бежит, течёт река.2.Я рождаюсь из снегов,Ручейков и родников.То быстра я и игрива,То теку неторопливо.Мелкою бываю в русле,Или же глубокою.Я вверху бываю узкой,А внизу – широкою.3.Только Курск Города, города... Я в РоссииПовидал их немало в лицо,Есть и больше они, и красИвей,Только Курск для меня, как кольцо.Будто я обручился навекиС речкой Сейм, с соловьями в лесу...Знать, родное всегда в человекеЗаслоняет любую красу.(Л. Боченков)5.Соловьиный край Какие только бури не слетали,На молодость твою и седину,А ты стоял, как сделанный из стали.И в Огненной Дуге и в старину.Горжусь, что я родился в колыбелиПолей широких, перелесков, рек,Что мы с тобой не тлели, а горели,Что я курянин и с тобой навек.Ты стал сейчас прекрасней и моложе,Где бой кипел, хлеба стоят стеной.Любой земли ты для меня дороже,Край соловьиный, близкий и родной.(Г. Ильин) VII. Работа с картой Курской области.1. Реки на карте обозначены синими линиями, показывать начинаем от истока – начала реки- к устью. Левый и правый берега реки определяются по течению1-группа учащихся показывает реки на севере области: Свапа,  притокиправые: Турейка, Турьи, Белый Немед, Песочная, Чернь, Понашевка, Осмонь , Харасея, Береза, Амонька, Рыло.левые: Молотычи, Красавка, Усожа, Суслов, Жигаевка, Усперт, Беличка, Шмача, Вандарец.2-группа учащихся показывает реки на западе области: Сев, Нерусса, Васько, Сосница, Стенега, Лемешовка, Уль, Тара; Клевень, притоки: правые - Локня, Эсмань, левые-Обеста, Берюшка . 3-группа показывает реки на юге области: Псел, притоки: Илек (л), Пена (л), Суджа (п), Удава (л), Рыбица (л), Олешня (п), Сумка (п), Сыроватка (местное неофициальное название Сага) (л), Устя (л), Ворожба (п), Ольшанка (л), Будылка (л), Бобрава (л), Веприк (л), Грунь (п), Рашевка (п), Лютенька (п), Грунь-Ташань (п), Тух (л), Гнилица (л), Бакай (л), Хорол (п), Говтва (л), Манжелия (п), Омельник (п), Беличка (п), Багачка (п); Оскол: притоки: Бахтын, Соленая, Гороховатка, Лозовая, Синиха, Песчаная,Сенек 4-группа учеников показывает реки на востоке области: Олым, Кшень, Речица, Тим, Быстрая Сосна, Ведуга, притоки: Серебрянка (20 километров), Ольшанка (24 километров), Гнилуша (25 километров) и Трещёвка (30 километров); Олымчик, притоки правые: Берёзовка, Берёзовец, Верхний Олымчик, левый: ручей Ивановский. 2. Узнайте реку по описанию Описание реки: … — река, левый, наибольший приток реки Десны (бассейн Чёрного моря).В древнерусских литературных источниках (летописи, Книга Большому Чертежу) река называется Семь. По преданию, название произошло благодаря образующим реку семи притокам, называемых «Семицами»: Пузацкая Семица (Пузатый Сейм), Котлубанская Семица, Донецкая (Донская) Семица, Сухая Семица, Полная Семица (Полный Сейм) и т. д.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона также склоняется к этой версии появления названия реки. Однако в числе основообразующих указывает другие притоки: Рать, Млодать, Озерна, Полная и дрОтвет : СЕЙМ….. — река в Курской области, третий по величине приток реки Сейма. Относится к бассейну Днепра. Берёт своё начало у деревни Новоалександровки Щигровского района. Притоки правые — Снова, Неполка, Обметь и Кур, левые — Виногробль, протоки — Кривец и Ровец.ИсторияОдно из первых упоминаний в «Списке русских городов дальних и ближних» :А се Киевьскыи гроди:…Путивль на Сѣми, Рылескъ, Курескъ на Тускорѣ…ГидронимНе исключена возможность иранского происхождения названия, учитывая, в частности, местоположение этой реки. Вероятно, из иран. *tusk- «пустой», распространённого суффиксом -ara-, ср. авест. tusa-, ормури tusk-, пушту taš‎ из *tusa-, др.-инд. tucchá. Славянское и балтийское слова того же корня имеют иной фонетический вид. ОстроваВ городской черте Курска река с протокой Кривец, впадая в Сейм, образуют остров. На нём расположены Стрелецкая и Очаковская слободы и Цыганский бугор. Ответ: ТУСКАРЬVIII. Закрепление изученного. Творческие работы.1. Нарисуйте реки по описанию.Эта река берет начало из озера и впадает в другую реку, являясь её левым притоком. Главная река впадает в море. Эта река берет начало от слияния двух горных речушек. Имеет один правый приток. Впадает в озеро. Этот остров находится в левом притоке реки, вытекающей из озера.2. Составление синквейна на слова- топонимы.Начало Крошечное, мелкое Вытекает, радует, очищаем Наши реки- богатство края. Исток Усожа Разбойничья, купеческая Грабили, усаживали, ждали Купцы платили большой выкуп. Название3 .Нарисуйте схему города по описанию.«Как многие древнерусские города, Курск возник на месте славянского поселения, превращенного в крепость для защиты земель от врагов. Город, стоявший на высоком холме берега реки Тускари при впадении в нее Кур, по преданию, и дала ему название.» 4. Расскажи по картинкам, как люди используют реки. Укажи места возможного загрязнения реки. Предложи способы её защиты. IX. Итог.– Рассмотрите рисунки, прочитайте синквейны. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?X. Рефлексия.– Что вам на занятии понравилось?– Какой информацией, полученной сегодня, вы бы хотели поделиться с родителями?– Получили ли вы ответы на свои вопросы?– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?XI. Проектное задание.Постарайтесь найти ответ на вопрос: «Защита рек от загрязнения»На выбор:Подготовить сообщение о крупных реках Курской области.Написать сочинение о роли рек в жизни человека.Составить филворд или синквейн по теме “Реки”Нарисовать отдых или труд на рекеЛитератураУчебник: Окружающий мир. Учебник для 2 класса: Наша планета Земля. В 2 ч. Ч.1 /А.А.Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2014.Медникова Н.А. Интернет http:// wikiraf.ru/im/539/tovnoadSource: https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/352-kurskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-krae.htmlhttps://komanda-k.ru/Россия/реки- курской- областиhttps://nash-ostrov.ru/kurskie-rekihttps://needlewoman.ru/articles/rasskaz-o-reke-seym-kurskoy-oblasti.html

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X