Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Петрусь Екатерина Геннадьевна

Техника КПТ рескриптинг в психокоррекционной работе с подростками

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (МБОУ ГО Заречный «ЦППМиСП»)Техника КПТ рескриптинг в психокоррекционной работе с подросткамиПедагог-психолог: Петрусь Екатерина ГеннадьевнаПодростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда актуализируется большое количество страхов. Это связано с тем, что, с одной стороны, ребенок начинает сепарироваться от взрослых, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Кроме того, этот период сопровождается гормональной перестройкой, которая также влияет эмоциональное состояние.Рескриптинг – одна из техник когнитивно-поведенческой терапии, направленных на изменение мышления, в рамках которой клиент с помощью специалиста представляет себе сцену из прошлого, связанную с сильными негативными эмоциями, и переписывает ее. У каждого из нас есть не только рациональный, но и эмоциональный мозг. Именно в нем живут наши болезненные детские воспоминания, которые продолжают влиять на нашу жизнь и определяют отношение к себе.Что с этим можно сделать? Техника рескриптинг предлагает вернуться в свои детские переживания, переписать их в воображении, изменить ощущение беспомощности и т.д. А наш мозг не видит разницы между воображением и реальностью.Техника «Рескриптинг в воображении» состоит из нескольких этапов и является частью психотерапевтического процесса.Алгоритм рескриптинга.1. Релаксация (если клиент возбужден или напряжен)2. Вызываем в воображении актуальную болезненную ситуацию и эмоции3. Аффективный мост: Когда была наиболее ранняя ситуация, где ты почувствовал себя так (детально расспрашиваем)?4. Вводим в воображаемую ситуацию «помогающую фигуру» (придумать и описать).5. Устранив опасность, усиливаем чувства безопасности и привязанности.6. Переносим эмоциональное разрешение детской ситуации на текущую ситуацию в жизни клиента.Пример из практики.На консультацию пришла девушка 14 лет, испытывающая страх перед учителями.1. Релаксация в нашем случае не потребовалась.2. Прошу девушку вспомнить наиболее пугающую ситуацию с учителями. Какого учителя она больше всего боится? Прошу рассказать конкретный случай. - Расскажи мне про тот случай, как бы ты рассказывала какую-то историю. У каждой истории есть начало, середина и конец. Расскажи с чего все началось, как разворачивался ваш разговор с учителем, и чем все закончилось.Девушка рассказала о том, что готовила школьный проект на защиту. Она уделила ему много времени и сил. Но когда принесла проект на проверку, учительница нашла массу недостатков и сказала, что ученица отнеслась к проекту безответственно. Девушка никак не возразила учительнице. Она очень переживает, что как бы она ни старалась, учительнице все равно не понравится ее проект. Чувства, которые она испытывает, это вина, стыд и обида. Мысль, которая сопровождает эти чувства: «Я неспособная».3. Прошу девушку вспомнить, была ли в детстве аналогичная ситуация, где она испытывала те же чувства. Девушка вспоминает, что была болезненная ситуация в детском саду. Воспитательница заставляла ее есть гречневую кашу, которое она не любила и даже физически не могла проглотить. Девочка запачкала платье, а воспитательница поставила ее перед другими детьми и сказала: «Посмотрите, какая некрасивая девочка!.. Не может даже кашу съесть!» Тогда она испытала те же чувства: вину, стыд и обиду.4. Предлагаю девушке подумать, кто бы мог помочь ей тогда, в ситуации с воситательницей. Нужно придумать помогающую фигуру, описать ее и простроить ее действия. Может быть мама? Нет, оказывается мама сама человек боязливый. Тогда может быть папа? Да, папа бы смог защитить. Вводим фигуру папы в ситуацию. Девушка описывает, что он там делает, что говорит, какие действия осуществляет по отношению к обидчику и к ней самой, как разрешает конфликт.5. Оказывается папа бы в той ситуации поддержал дочку и строго поговорил с воспитательницей. Спрашиваю девушку, что она сейчас чувствует. Отвечает: «Силу, смелость и гордость!»6. Переносим это состояние на текущую ситуацию. Предлагаю девушке представить, что папа стоит за ее спиной и поддерживает ее, что она чувствует силу, смелость и гордость за свою работу. Спрашиваю, что бы она ответила тогда учительнице. «Я очень ответственно отнеслась к своей работе. Если у вас есть замечания, я их учту», - ответила девушка, и как будто выдохнула.Всю эту ситуацию мы проигрывали в песочнице. В данном случае песочница очень хороша для визуализации и помогает посмотреть на ситуацию со стороны, также песок снимает эмоциональное напряжение. Девушка ставила и переставляла фигуры. Сначала фигура учительницы оказалась стоящей на горе (так чувствовала девушка). Но когда позиции поменялись, на горе стояли девушка и ее папа.И наконец, чтобы в будущем противостоять негативным «автоматическим мыслям», мы создали несколько более рациональных убеждений:- Все люди разные. И у каждого свои способности.- Учитель тоже человек, и он может ошибаться.- Все, что я делаю достойно уважения.- Я могу спокойно и с достоинством принимать критические замечания.Данный способ «переписывания историй» в безопасном пространстве помогает подростку трансформировать травмирующие переживания, создавать новые паттерны эмоционального реагирования. В ходе таких упражнений образы, связанные с опасностью и угрозой, перерабатываются и изменяются, а негативные эмоции заменяются на позитивные, такие как безопасность, защищенность, радость и удовольствие.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X