Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Матвеева Елена Александровна

«Развитие познавательной инициативы у детей дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности».

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие познавательной инициативы у детей дошкольного возраста в процессе использования проектной деятельности».Матвеева Елена Александровна, воспитатель.г. Серпухов, МБОУ СОШ № 17Коренные преобразования, коснувшиеся всего общества, не оставили в стороне и дошкольное образование. И одна из первостепенных проблем ДОУ, на сегодняшний день - формированиеинициативы и инициативности дошкольников. Такое сочетание слов, как «развитие инициативы», «инициативность дошкольниковвсе чаще можно встретить в документах, отражающих современный характер развития отечественной системы образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.В этом же документе указывается, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.Инициатива, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, раскрывается как «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких-нибудь действиях [5].К.А.Абульханова рассматривает инициативу как «свободную, отвечающую потребностям субъекта форму самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания», как опережение личностью внешних требований и проявление творчества. Исследовательская инициативность – это одна из фундаментальных форм взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание. В основе исследовательской инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности человека. Инициативность у детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов [4].Для поддержки детской инициативы необходимо:1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.6. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;7. поощрять различные начинания ребенка [1].Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Поэтому одним из эффективным средств развития любознательного, активного, инициативного и самостоятельного ребенка, поправу можно считать проектную деятельность.Проектирование в ряде исследований рассматривается, как метод познания и способ организации учебно-познавательной деятельности (А.Н.Веракса, Н.Е.Веракса, М.Б.Павлова, Е.С.Полат, И.А.Сасова, И.С.Сергеев, Л.Л.Тимофеева, И.В.Штанько и др.); как новая педагогическая технология, которая решает актуальные задачи обучения, как метод проектов, изменяющий организацию образовательного процесса (В.В.Гузеев, М.В.Кларин, Н.Ю.Пахомова, Г.К.Селевко, Т.И.Шамова и др.) [3].По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную  творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр» [2].Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.По мнению Н.Е.Веракса, одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор[2].Взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью взрослых. Применение метода проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.Дети 3,5–5 лет участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.Дети 5–6 лет имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.Дети 6–7 лет. Взрослому очень важно в этом возрасте развивать и поддерживать инициативу детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её [6].Что дает ребенку проектная деятельность? Во-первых, формирует у детей реальные представления об окружающем, позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок стремится к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем[2].В процессе организации проектной деятельности у дошкольников формируются такие компетенции как:- поисково-информационная (работа с информацией),- кооперативная (работа в сотрудничестве),- самоуправление, коммуникационная (общение),- рефлексивная (анализ, осмысление собственной деятельности).Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашей группе. В течение года нами были реализованы разнообразные проекты. Например, проект «Наш Город» помог детям узнать о возникновении родного города. Ребята, совместно с родителями, искали информацию об основателе города, достопримечательностях Серпухова и с удовольствием делились друг с другом добытой информацией во время бесед и занятий.Проект «Волшебница музыка» позволил детям больше узнать о великих композиторах, об их произведениях, о том, почему эти шедевры музыки люди слушают до сих пор и восхищаются ими. Мы предложили детям прослушать одни и те же произведения, исполняемые на разных инструментах разными музыкантами. В ходе проекта «Моя семья» дети узнали о своих предках и семейных традициях, а родословные древа, созданные ребятами и родителями, были очень разнообразны. Дети с увлечением работали над этим проектом, проводили вместе с родителями настоящие исследования прошлого и настоящего своего рода. Проект имеет огромное воспитательное значение: дети, познакомившись с семейной историей, начинают испытывать гордость за своих предков, стараются быть достойными членами рода.Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции,  удивление, радость от успеха – помогли детям стать более уверенными в себе, инициативными,  подтолкнули к поиску новых знаний.Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектный метод играет значимую роль в образовательном процессе и является эффективным методом обучения и воспитания. Он основывается на личностно – ориентированном подходе, развивает социальный интерес, формирует навыки сотрудничества и развивает познавательную инициативу.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 113–119.2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.3. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.4. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М.: Линка‐Пресс, 2002. – 64с.5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 846с. 6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X