Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Голеншина Нина Олеговна

Открытый урок. «Работа над гаммой в классе гитары»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ТРУБЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А. ВЯЛЬЦЕВОЙ»Открытый урокТема «Работа над гаммой в классе гитары»преподаватель Голеншиной Н.О. с учащимся 2 класса…Трубчевск2022 г.Тема урока: Работа над гаммой в классе гитары. Цель урока: Методы и приемы работы над гаммой для технического развития учащегося Задачи:Образовательные:1) систематизация теоретических знаний;2) знание о посадке (постановка корпуса, руки, пальцев обеих рук);3) основные приемы звукоизвлечения в гаммах;4) основные правила исполнения гамм;5) формирование аппликатурных принципов на основе гаммы;6) знания и умения в области звукоизвлечения, метрической доли при исполнении гамм.Развивающие:1) развитие навыков игры одноголосной гаммы;2) развитие музыкальной памяти;3) постоянная активизация слухового контроля при изучении гаммы;4) гамма как технический материал для изучения всех приемов, штрихов, артикуляции, фразировки, ритма, темпа, динамики;5) работа над четкостью и независимостью пальцев обеих рук при исполнении гаммы;6) отработка синхронности действия обеих рук при игре гаммы;7) развитие технического аппарата (развитие пассажной техники, растяжки пальцев и т.д.) при исполнении гаммы;8) развитие навыка рационального использования аппликатуры гаммы в музыкальных произведениях.Воспитательные:1) воспитание равномерности ритмической пульсации;2) воспитания навыка организованной и уверенной игры;3) воспитание сознательного отношения к аппликатуре;4) воспитания исполнительского аппарата (учебный тренировочный материал);5) воспитания координации рук;6) воспитание трудолюбивого отношения и систематичности к занятиям.Здоровье сберегающие:1)совершенствование учащегося с его благотворным развитием: физическим, психологическим, духовно- нравственным;2) сохранение здорового микроклимата на уроке;3) реализация творческих задач;4) развитие творческих способностей учащегося для развития личности и его спокойной адаптации в социуме.Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.Методы обучения:1) словесный;2) наглядный;3) практический.Дидактические СО:1) простые;а) словесно- учебные;б) визуально-наглядные.2) сложные ТСО:а) механические визуальные (фотоаппарат);б) музыкальные инструменты (акустические гитары).Ход урока. 1.Вводная часть. 2. Основная часть: а) Проверка у учащегося теоретического материала. б) Объяснение преподавателем артикуляции (фразировка, штрихи и т.д.).Во время урока должно быть правильное сочетание опроса и практической части. В течение всего урока по десять минут можно закреплять практические навыки и дальше продолжать выполнять поставленные цели и задачи.в) Работа над дыханием, фразами, штрихами, ритмом. Проверка творческого домашнего задания у учащегося. г) Опрос учащегося. д) Работа над динамикой, темпом.3) Заключительная часть. е) Анализ работы учащегося преподавателем на уроке. ж) Домашнее задание.Вводная частьПреподаватель. Тема открытого урока: «Работа над гаммой». Урок проводится с учащимся 2 класса… Цель урока: Методы, приемы работы над гаммой для технического развития учащегося. Урок направлен на формирование умений и навыков, и на дальнейшее их развитие и совершенствование.Основная часть Гамма – технический материал, или техническая формула, направленная на развитие и совершенствования технического уровня учащегося. На основе гаммы изучаются все штрихи, приемы, артикуляция, фразировка, ритм, темп и динамика. Опрос учащегося: – скажи, что такое гамма, ее виды, строения и к какому ладу относится гамма C –dur? Что такое параллельные гаммы и как они строятся?Ответ учащегося….Преподаватель. Гамма развивает исполнительский аппарат гитариста и его пальцевую технику. Гамма помогает овладеть грифом инструмента, позиционной игрой. Работа над гаммой освобождает игровой аппарат, корпус исполнителя. При исполнении гамм повышается выносливость исполнительского аппарата, координация обеих рук. Гамма учит исполнителя правильно дышать во время игры. Гамма помогает выработать аппликатурные формулы, которые будут использоваться в произведениях с гаммаобразными пассажами. Гамма помогает отработать сложные места в произведении, яркость штрихов, ритмические рисунки, артикуляционные группировки. Обратите внимание на правильную посаду и на правильную постановку корпуса и рук. Вначале освобождается корпус и освобождается правая рука. Пальцы правой руки должны быть легкими. Левая рука также сильно не зажимает струны. Струны нужно зажимать до той степени, когда струна зазвучит. Не передавливать струны левой рукой. При исполнении гаммы пальцы левой руки обязательно ставятся только у соответствующего порожка для яркого и чистого звучания. Если пальцы левой руки ставятся на середину лада, то звук получается с треском, без четкого и чистого звучания. При исполнении гаммы нельзя поднимать высоко пальцы обеих рук. Следить нужно за пальцами левой руки, а пальцы правой руки будут повторять движения левой руки, т.е. будет синхронная работа обеих рук. Ты знаешь, что существует два основных приема звукоизвлечения на гитаре: apoyndo и tirando.Опрос учащегося: - что такое apoyndo и tirando? Ответ учащегося….Преподаватель. Необходимо играть гамму двумя приемами игры. Особенно на начальном этапе работы с гаммой нужно делать акцент на прием tirandoи закреплять полученный материал в пьесах. При исполнении гаммы приемом tirandо, кисть правой руки более высокая. При исполнении гаммы в быстром темпе приемом apoyndo, кисть правой руки опускается, вытягивается, округлость кисти спадает и кисть становится вытянутой и прямой. Аpoyndo – это сложный прием звукоизвлечения на гитаре и отличается от tirando плотностью и динамической мощностью.Tirando, в сравнении с apoyndo, - это легкий защип струны при экономном движении пальцев. Оба приема исполняются при неподвижной кисти руки. Начнем урок с гаммы До мажор. Играем гамму по системе А. Сиговии. Гамму играем в две октавы. Размер 2/4. Штрих Legato, прием apoyndo, Играем гамму ровными четвертными длительностями в медленном темпе на piano, обращая внимание на дослушенность второго звука гаммы. Обязательно считаем про себя раз и, два и, т.е. восьмыми длительностями, или в голове держим пульс 1 2 ; 1 2, где 1 2 есть восьмые длительности, которые составляют один четвертной звук и 1 2 другой четвертной звук т.д. В твоем исполнении гамма прозвучала на Legato, или некоторые звуки звучали на Detache? Detache- это штрих-прием показывающий расчлененное, не связное исполнение звуков. Обрати внимание на плавность и связность звуков в произношении гаммы. Штрих Legato в гамме добиваются путем задерживания предыдущего пальца на ладу и соединения его с последующим пальцем. Хорошо, сейчас у тебя более связно прозвучали звуки гаммы. Работа над гаммой помогает овладеть такими приемами игры левой руки как: скольжение, опережение, подмена пальцев и т.д. Теперь гамму играем по звеньям, т.е. фразируем и делаем акцент на каждый первый звук звена. Каждое звено включает в себя по две восьмые длительности. Дальше, каждое звено включает в себя по три восьмых, по четыре шестнадцатых длительностей и т.д. При исполнении гаммы, из последовательности звеньев, звуки гаммы необходимо петь и делать вдох - ауфтакт перед началом исполнения каждого звена. Вместе со вдохом делается движение корпуса, или движение головы для показа сильной доли звена. Дыханием показывается фразировка. Обязательно со вдохом пропеваются ноты звеньев тихим звуком на –а-, или придумываются слова на ритм каждого звена.Опрос учащегося: прочитай придуманные тобою слова на звенья из восьмых длительностей, из триолей, из квартолей, квинтолей т.д. (творческая домашняя работа учащегося).На придуманные тобою слова, организующие звенья, сыграй гамму делая вдох и движение корпусом, и пропевай ноты в каждом звене гаммы. Ответ учащегося….Преподаватель. Молодец! Ты правильно подобрал слова к каждой ритмической структуре звена. Но во время игры, не всегда перед началом исполнения каждого звена, делал дыхание и движение корпусом. Сыграйте в медленном темпе гамму из звеньев с восьмыми длительностями, обращая внимание на дыхание, движение корпуса и на тихое пение. Хорошо. С поставленной задачей ты почти справился. Дома продолжай работать над фразировкой, дыханием и движением корпуса. Пение во время игры гаммы помогает исполнителю правильно выстроить смысловую фразу, правильно дышать во время игры. Пение помогает связывать ноты между собой, играть их штрихом Legato. В гамме есть динамический акцент. Атака на звук есть смысловой акцент. Вдох, движение корпуса головы, акцент на первый звук (сильную долю) – есть смысловой акцент (артикуляция). Смысловой акцент есть в звене и в фразах гаммы.Опрос учащегося:- что такое акцент? Ответ учащегося….Преподаватель. Теперь сыграйте фразу из двух звеньев (фраза выстраивается из четного количества звеньев). Обрати внимание на дыхание: вдох и движение корпуса делай перед 1звеном и к началу 3 звена делай выдох и освобождения корпуса. Теперь повтори дыхание и движение корпуса с 3 звена и т.д. Пропевай тихо ноты в каждом звене, рассчитывай свое дыхание на всю фразу. Тихое пение увеличивает фразу, а громкое – уменьшает. С пением изменяется и сам звук, и его динамика. Теперь играй гамму До мажор от одного звена и доводи до исполнения многих звеньев. При исполнении большой фразы со многими звеньями, первое звено играй под акцент, а последующие звенья играй без акцентов, легкими пальцами рефлекторно, освобождая кисть правой руки и не забывая при этом про дыхание и движение корпуса. Хорошо. Ты справился с поставленной задачей. Правильно дышал, делал движение корпусом, тихо пропевал ноты, не спешил, рассчитывал свое дыхание, играл гамму большими фразами.Опрос учащегося:- давай вспомним, что такое штрихи и приемы? Ответ учащегося….Преподаватель. Сейчас сыграй гамму, используя комбинацию штрихов: 2 legato +2 staccato; 2 staccato+2 legato. Обязательно дослушивай 2 звук при исполнении гаммы. Все звуки должны быть ровные по длительности.Теперь послушай гамму в пунктирном ритмом и блюзовом ритмом. Преподаватель исполняет на инструменте гамму пунктирным ритмом и блюзовым ритмом. Учащийся повторяет в медленном темпе эти ритмы. Хорошо. Дома продолжай работать над фразировкой и над штрихами. Существуют основные правила исполнения гаммы:играть гамму на piano; играть гамму на mf (mp);играть гамму на forte;играть гамму До мажор вверх от ноты «до» I октавы на piano до ноты «до» IIIоктавы на crescendo вверх до ff и обратно от «до» III октавы на ff на diminuendo до ноты «до» I октавы вниз на piano. Продемонстрируй на инструменте основные правила исполнения гаммы. Сыграйте гамму До мажор в медленном темпе на piano; на mf; на forte; на crescendo к вершине гаммы и на diminuendo к началу гаммы. Обрати свое внимание на звукоизвлечение. Звук зависит от давления кисти на струны.- Легкие, расслабленные пальцы исполняют piano.- Постоянное давление кисти правой руки на струны- это forte.- Равномерное усиление давление кисти правой руки на струны - это постепенное усиление звучания (creschendo).- Равномерное уменьшение давление кисти правой руки на струны- это постепенное уменьшение звучания (diminuendo). Ты обратил свое внимание на неровный звук во время исполнения гаммы? На piano все звуки гаммы нужно играть тихо, ровным звуком. При исполнении гаммы на forte, все звуки нужно играть очень громко, насколько выдерживает инструмент. Звуки все должны быть одинаковыми по длительности и по динамике. Внимательно отнеситесь к этим замечаниям.Опрос учащегося:- что такое динамика? - Какие динамические оттенки ты знаешь? - Каким способом можно показать динамические оттенки на гитаре? Ответ учащегося….Преподаватель. На гитаре динамические оттенки показываются движением корпуса. Если звук ровный на mf или на mp, то исполнитель делает покачивание из стороны в сторону. При crescendo делается наклон вперед с гитарой с усилением давления кисти правой руки на струны. При diminuendo делается наклон с гитарой назад с ослаблением давления кисти правой руки на струны. Отрабатывается динамика на конкретном звуке, исполняя сразу несколько звеньев, а также на примере гаммы. Сыграй восходящую гамму До мажор до ноты «до» I октавы на crescendo,делая вдох- ауфтакт к сильной доле звена с движением корпуса. Пропевай словами каждый звук в звене и делай постепенно наклон корпуса вперед с гитарой на протяжении всех фраз. Равномерно выдыхай воздух, рассчитывая его на все фразы к ноте «до» III октавы. От ноты «до» III октавы вниз на diminuendo, с положения корпуса, к которому ты пришел во время восходящего исполнения гаммы, ты делаешь опять вдох- ауфтакт к сильной доле звена, пропевая слова в каждом звене и делая постепенно наклон корпуса с гитарой назад на протяжении всех фраз и равномерно распределяя дыхание на все фразы. Обязательно дома, во время исполнения гаммы, следи за дыханием, распределяй его более точнее на фразу, работай над динамикой и фразировкой. Темп. На начальном этапе работы над гаммой нужно добиваться легкости и быстрого темпа, не обращая внимание на качество звучания: на зацеп соседних струн, на не чистое звукоизвлечение. Освобождение аппарата, легкость и темп- это основы, на которые делается акцент при первоначальной работе над гаммой. Дальше с освобождением аппарата и легкостью исполнения гаммы в темпе, нужно следить за чистым и правильным звукоизвлечением. Темп добивается работой с метроном. Исполнитель «идет» за метрономом, концентрирует внимание на нем. Метроном дает четкий темп и исполнитель реагирует на него, на его темповое требование, начинает увеличивать свой темп. Переход к более быстрому исполнению гамм должен осуществляться лишь после выполнения указанных требований преподавателя и при полной координации движения пальцев обеих рук. Часто молодые, неопытные исполнители стараются играть гамму громко, в особенности на басах, не обращая внимание на возможность инструмента. Звучный и красивый тон на гитаре является результатом свободного удара пальцев правой руки по струнам, при правильной постановке и систематичностью знаний. Теперь сыграй гамму в быстром темпе, не обращая внимание на недочеты во время исполнения. Не бойся темпа. Пробуй быстро и синхронно работать пальцами обеих рук. Молодец, ты пробуешь играть гамму в темпе и самое главное ты не боишься это делать. Но есть небольшие огрехи во время игры. Теперь обрати внимание на четкость движение самих пальцев при свободной кисти. Чем быстрее темп, тем свободнее должны быть кисти рук и плечевой пояс. Хорошо. Ты играл гамму в быстром темпе, но качество звука желает быть лучшим. Теперь начинаем работать над звуком. В медленном темпе играем гамму, следя за активностью и целеустремленностью пальцев в свободной игре. Свободная игра заключатся в том, чтобы ты мог мгновенно освобождать руку между движениями, а также не напрягал те мышцы, которые в данный момент не участвуют. Включение всех мышц кисти и рук создают скованность в руке и напряжение во всем корпусе. Это можно легко заметить со стороны, напряжение мышц на шее и в нижней части лица. Заключительная часть Исполнение гамм по системе А. Сиговии являются образцовыми. Они исполняются на закрытых струнах и проходят в различных позициях, что делает звучание более ровным, а аппликатуру более логичной. Взяв себе за правило начинать свои ежедневные занятия с исполнения гамм в течение 1 часа (в зависимости от возможностей), можно добиться, в сравнительно короткий срок, значительно увеличения беглости, четкости и силы в исполнении. Эти достижения немедленно отзовутся на исполнении всех технических и гаммаобразных пассажей. На этом наш урок окончен. Ты очень хорошо работал на уроке. Был активным, смелым, творческим. Выполнял все поставленные мною задачи и цели. Ты молодец! ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Гамму играть приемами apoyndo и tirando. Первый день – apoyndo, второй - tirando. Аpoyndo требует к себе больше времени и усердия, чем прием tirando. Работать над фразировкой, динамикой, темпом в гамме. Темпа добиваться метроном. Трудолюбия тебе и усидчивости!Приложение.Теоретический материал, который должен знать учащийся к открытому уроку.1.Гамма не является художественной формой. Гамма есть технический материал. Гамма –это звуки лада, последовательно расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Полная гамма состоит из восьми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Ступени обозначаются римскими цифрами I,II, III, IV, V, VI, VII, VIII. Название гаммы дается по ее главному тону, то есть тонике. В До мажоре тоникой является звук до.2. Мажор и минор (Dur и moll) – наиболее распространенные в музыке лады. Бодрым, жизнерадостным, светлым мелодиям соответствует мажорный лад (Dur). Печальным, грустным мелодиям соответствует минорный лад (moll)/ Главный, опорный звук лада называется тоникой. На тонике чаще всего оканчивается мелодия, реже на доминанте.Каждая мажорная гамма имеет родственную ей параллельную минорную гамму, которая строится от VI ступени мажора. Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Мажорная и минорная гамма, составленная из семи основных ступеней, называется диатонической. Звуки, расположенные между основными ступенями гаммы, называются хроматическими. 2.Тональность –это высота лада. Каждая тональность отличается ключевыми знаками.3. Лад- это приятная для слуха согласованность звуков. Лад- это организация звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой. 4.Apoyndo – это защип струны с опорой в соседнюю струну.Tirando – это защип струны без опоры в соседнюю струну.5. Прием- это способ звукоизвлечения на инструменте. 6. Штрих- это способ нажатия струны.7. Артикуляция – это раздельное или слитное исполнение музыкальных звуков. 8. Фразировка- это определение границ от одной части к другой, посредством цезуры в мелодии.9. Метр- это ритмическая формула, служащая мерой в музыке. Метр- это чередование сильной и слабой доли в такте. 10. Акцент- это выделение, подчёркивание какого-либо звука или аккорда путём его динамического усиления.11. Ритм- это организация звуков во времени.12. Фразы- это части, на которые делится мелодия. Фраза может состоять из 2, 4 тактов. 13. Цезуры- это ритмические остановки, которые показывают начало новой музыкальной фразы. 14. Динамика- средство выразительности. Основные динамические оттенки: forte- громко; piano - тихо; mf – не очень громко;mp – не очень тихо; crescendo- постепенно усиливать звучание; diminuendo- постепенно уменьшать звучание и т.д.15. Подобрать слова к длительностям: к восьмым, триолям, квартолям, квинтолям, секстолям, септолям (творческое задание учащегося).ЛитератураАгафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре./Ред. Е.Д. Ларичев- Москва: «Музыка» 1990г.Иванов- Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Москва: «Музыка»1989г. Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.- Москва: «Музыка» 2013г.Шумеев Л. В. Техника гитариста - Москва: «Фаина». 1996г. Музыкальный энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г.В. Келдыш- Москва: «Советская энциклопедия». 1990г.Педагогика/ Ред. П. И. Пидкасистов- Москва. 1996г.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X