Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Степоненко Наталья Алексеевна

«Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов»

скачать документ

Вернуться назад

Структурное подразделение по реализации программы дошкольного образованияМОУ «Школа №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области имени героя Советского Союза М.С. Бочкарева »«Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приемов»Воспитатель:Степоненко Н.А.2022 г.Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов.В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка – научиться правилам жизни во взрослом мире.Проблема личной безопасности маленьких детей очень важна. Дошкольник понимает далеко не всё, поэтому безопасности нужно учить с детства. Каждый день ребёнок открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед.Воспитатели и родители, не уделяющие обучению личной безопасности детей, могут столкнуться с угрозой для жизни ребёнка, подвергая его риску во многих ситуациях.При формировании у дошкольников основ личной безопасности, используются эффективные методы и приёмы.Что такое метод? Это система последовательных, взаимосвязанных действий, в ходе которых решаются дидактические задачи и обеспечивается усвоение содержания.Приём – это составной элемент метода. Одни и те же приёмы могут быть включены в различные методы.Методы делятся на наглядные, словесные и практические.Наглядные методы.Источником знаний в наглядных методах выступает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребёнка. Что бы ни делал ребёнок, он всегда наблюдает и запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношение с другими людьми). Процесс наблюдения у ребёнка всегда активен. Наблюдение стимулирует развитие познавательного интереса, закрепляет правила обращения с опасными предметами.Важна специальная организация наблюдений:Наблюдение.- за пешеходами;- за животными;- за работой светофора;- за движением транспорта на дороге;- за улицей;- за пешеходным переходом;- за перекрёстком;- в природе и др.Метод иллюстраций (картины, картинки, карты-планшеты, плоские модели, зарисовки, показ образца, карточки-схемы, алгоритмы действий, игровые персонажи, игровые пособия, показ имитация действий с опасными предметами, личный пример, помощь).- лото осторожностей,- правило личной безопасности,- опасные предметы,-дорожная азбука,- вредные и полезные продукты,- огонь - друг, огонь – враг и др.Плакаты.«Один дома»,«Если ты потерялся на улице»,«Правила безопасности в квартире»«Службы спасения».Метод демонстраций:диафильмы,слайды,мультфильмы «Уроки тётушки совы», «Пешеходный переход», «Азбука безопасности» и мультимедийные презентации и др.К наглядному методу относятся макетыпожарный шит,улицы города,Словесные методыБеседа – выступает как сообщение новых знаний, так и проверяет усвоение изученного материала. Успех беседы зависит от постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, чёткими.Темы бесед: «что такое улица и по каким правилам она живёт», «безопасность на дороге», «опасности дома», «опасности в природе», «о здоровье», «что будешь делать, если потерялся» и др.Рассказ – последовательное изложение материала имеет повествовательный характер. Рассказ можно сопровождать демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов. Рассказы могут быть литературные, из личного опыта.Объяснительно-иллюстративный методДетям даётся готовая информация, они осмысливают и запоминают.Метод сравнения: огонь – хорошо, огонь – плохо.Методы описания, убеждения, поощрения, сопоставления, аналогии, повторения.Разбор проблемной ситуации развивает умение анализировать, делать выводы (помоги, пожалуйста, кошка убежала в подвал, хочешь, я тебя прокачу на машине, возьми вкусную конфету).Обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи).Работа с книгой расширяет знания детей, учит предвидеть опасности, уточняет знания правил поведения.Экскурсии способствуют наблюдательности, накоплению сведений. Они должны иметь чёткую, познавательную и воспитательную цель. Например, познакомить с улицей, тротуаром, перекрёстком, светофором, пешеходным переходом. Экскурсии в пожарную часть. МЧС, полицейский участок, магазин, парикмахерскую, швейную мастерскую и др.Более эффективный метод воздействия на детей – это художественное слово. Оно активизирует память, внимание, представления. Дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Можно использовать подобранные произведения художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, сказки – где иллюстрируются потенциально опасные ситуации (И.М. Чистякова «Пожар», Е. Хоринский «Спичка невеличка», Б.Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», юмористические сказки – это «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Айболит» и «Телефон», Е. Тамбовцева «Находчивый Дима», загадки: «Чему на свете нет ни меры, ни цены, ни веса?»Практические методыОни позволяют заинтересовать дошкольников деятельностью, носят продуктивно-творческий, поисковый характер, дети получают практические знания.Опыты: горит, не горит, со снегом, со спичками, с бумагой.ТрудУпражнения, практические задания, моделирование, деловая игра, мозговая атака, игры-путешествия, игры на макете, воображаемая ситуация (а что, если…), закрепление практических навыков, метод личного примера взрослого.Дидактические игры – дают возможность познакомиться с источниками опасности, формировать представление о мерах предосторожности и познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.Игры: «Тело человека», «Что необходимо пожарному», «Дорожные знаки», «Органы чувств», «Опасные и не опасные предметы», «Полезные и вредные продукты» и др.Сюжетно-ролевые игры способствуют прямому обучению детей и передаче им знаний. Больница, парикмахерская, магазин, спасатели, пожарные, экскурсия по городу и др. Дети обогащают свой опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.Игры драматизации. Через восприятие сказочных театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки. Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса» и др.Игровой тренинг.Курс вопросов, который предлагается для решения может быть следующим: какие правила обязаны соблюдать пешеходы, как следует вести себя, если ты заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале, как обратиться за помощью к полицейскому, прохожим, как защитить себя от назойливого незнакомца, что делать, когда порезал палец.Разыграть ситуации: Ребёнок дома один, ребёнок дома с друзьями, с братьями, сёстрами, ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг включать уговоры, привлекательные обещания. В тренинге следует рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения со стороны чужого взрослого (хватает за руку, берёт на руки, затаскивает в машину, объяснить детям, как вести себя в подобных ситуациях). Обучать детей приёмам защитного поведения: крик, призыв о помощи.Продуктивные виды деятельностиЛепка,рисование,аппликация,конструирование,игровые персонажи.При формировании навыков личной безопасности используются следующие приёмы:вопросы,указания,пояснения,объяснения,повторный показ,обсуждения,педагогическая оценка.Вывод:Необходимо использовать различные эффективные методы и приёмы по формированию навыков личной безопасности детей дошкольного возраста, которые:1. позволяют преподнести материал в доступной, интересной, яркой и образной форме.2. вызывают интерес к познанию.3. способствуют лучшему усвоению знаний.4. формируют навыки личной безопасности детей.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X