Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Пиенко Людмила Михайловна

Октава экстра

скачать документ

Вернуться назад

Управление по образованию и науке администрации г. СочиМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Ступени» г. СочиПринята на заседании Утверждаю педагогического совета Директор ЦДО «Ступени» от «__» _____________________2022 г. ____________ О.Н. КомароваПротокол № ______________________ М.П. «____»______________2022 г. КРАТКОСРОЧНАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ОКТАВА ЭКСТРА»Уровень программы: ознакомительныйСрок реализации программы: 1 месяц: 18 ч.Возрастная категория: от 8 до 14 летФорма обучения: очнаяВид программы: модифицированнаяПрограмма реализуется на бюджетной основеID Программы в Навигаторе: Автор-составитель:Пиенко Людмила Михайловна,педагог дополнительного образованияг. Сочи, 20221.1. Пояснительная запискаКраткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ОКТАВА ЭКСТРА» - художественной направленности, ориентирована на развитие вокально-интонационных способностей детей с целью применения в области камерного вокально-инструментального творчества. Новизна данной программы состоит в том, что в ней делается акцент исключительно на практическом освоении материала: формируются интонационные навыки и навыки использования аккордов в аккомпанементе с осознанием их функциональной принадлежности и возможности транспонирования в другие тональности. Актуальность программы основана на необходимости курса «ОКТАВА ЭКСТРА», как средства развития личности ребенка, повышения его общекультурного уровня, чувства ответственности и художественного вкуса. Программа создает условия для эффективной творческой самореализации детей и подростков. Особо следует подчеркнуть, что процесс музыкального обучения ориентирован, прежде всего, на креативную самореализацию каждого ребенка.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность детям усвоить музыкально-теоретические сведения через практику. Свободное владение музыкальным материалом, способность транспонировать его в удобную тесситуру, легко ориентируясь в любой тональности, создаст образ уверенного интересного исполнителя, готового к импровизационным действиям на сцене. Поэтому при обучении внимание акцентируется на осознанном восприятии средств художественной выразительности и их применении в собственном творчестве, что способствует созданию более ярких и эмоциональных сценических образов на сцене. Отличительные особенности программы от уже существующих заключаются в том, что она является частью муниципальной инновационной площадки по теме: «Создание инновационной модели среды непрерывного дополнительного образования, основанной на детско-взрослых образовательных и творческих практиках, включенных в систему общеразвивающих модульных программ» и краевой инновационной площадки «Организация совместной деятельности детей и взрослых посредством творческих образовательных практик». Таким образом, совместно с детьми на занятиях присутствуют их родители, активно участвуют в образовательном процессе. Адресат программы: в реализации программы принимают участие обучающиеся обоего пола от 8 до 14 лет.Уровень программы, объем и сроки: ознакомительный, программа рассчитана на 1 месяц, на 18 часов.Форма обучения: очная.Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа.Особенности организации образовательного процессаРеализация программы предусматривает практические групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия. В процессе обучения используются следующие формы и методы: словесные (рассказ, беседа), наглядные, практические (письменная работа, работа на инструменте, работа с нотным материалом, самостоятельная работа за компьютером), метод проблемного обучения.Форму занятия в зависимости от темы, целей и задач этапа обучения выбирает и устанавливает педагог.Цель программы: способствовать формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, расширению музыкального кругозора. Задачи:Образовательные:научить работать со звуком в качестве ступени лада и отдельно взятым;интонировать одноголосную мелодию с листа с дирижированием, транспонировать выученную мелодию на заданную высоту, исполнять ее под собственный аккомпанемент.Личностные:развивать мелодический и гармонический слух;развивать интонационную устойчивость в ладу и вокальные навыки;развиватьё навыки самостоятельной работы; развивать творческие способности.Метапредметные: способствовать осознанию собственной индивидуальности; способствовать формированию аналитического мышления.Ввиду наличия широкого возрастного диапазона и различной подготовленности обучающихся программа предполагает три модуля: 1 модуль – возраст от 8 до 9 лет;2 модуль – от 10 до 11 лет;3 модуль – от 12 до 14 лет. Учебный план МОДУЛЬ I№п/пНаименование разделов и тем.Всего часовКоличество часовФормы аттестации/контроляТеорияПрактика1Раздел 1. Вводное занятие. Цель и задачи обучения. Письменное тестирование.11-БеседаРезультаты теста2Раздел 2. Ритмические структуры60.55.5Шумовой оркестр2.1.Двух, трех и четырехдольные размеры. Сильная доля.10,50,52.2.Затакт с четвертной ноты1-12.3.Затакт с восьмой ноты1-12.4.Ритмические задачи1 - 12.5.Шумовой оркестр2 - 2 3Раздел 3. Чтение нот с листа40,53,5Конкурсное соревнование3.1.Определение тональности1-13.2.Анализ формы10,5 0,53.3.Анализ движения мелодии1-13.4.Чтение нот в ритме1-14Раздел 4. Работа на фортепиано3-3Наблюдение 4.1Игра гамм1-14.2.Игра интервалов от звука1-14.3.Игра трезвучий в ладу1-1 5Раздел 5. Работа с музыкальными тренажерами онлайн.2-2Количество баллов в играх 5.1.Профессор музыки1-1 5.2.Музыкальная академия https://musicacademy.app/ru/interval-identification 1-16Раздел 6. Итоговое занятие.211Тестирование. Чтение номеров с листа.Итого:18315 МОДУЛЬ II№п/пНаименование разделов и тем.Всего часовКоличество часовФормы аттестации/контроляТеорияПрактика1Раздел 1. Вводное занятие. Цель и задачи обучения. Письменное тестирование.11-БеседаРезультаты теста2Раздел 2. Ритмические структуры50.54.5Шумовой оркестр2.1.Двух и трех дольные размеры. Сильная доля.10,50,52.2.Затакт1-12.3.Шестнадцатые 1-12.4.Ритмические задачи1 - 12.5.Шумовой оркестр1 - 1 3Раздел 3. Чтение нот с листа50,54,5Конкурсное соревнование3.1.Определение тональности и отклонений1-13.2.Анализ формы10,5 0,53.3.Анализ движения мелодии: интервалы, аккорды1-13.4.Чтение нот в ритме1-13.5.Интонирование мелодии1-14Раздел 4. Работа на фортепиано4-4Наблюдение 4.1Игра гамм1-14.2.Игра интервалов от звука и в тональности1-14.3.Игра трезвучий в ладу1-14.4.Игра простых мелодий в разных тональностях1-1 5Раздел 5. Работа с музыкальными тренажерами онлайн.2-2Количество баллов в играх 5.1.Музыкальная академия https://musicacademy.app/ru/interval-identification 2-26Раздел 6. Итоговое занятие.10,50,5Тестирование пение номеров Итого:182,515,5МОДУЛЬ III№п/пНаименование разделов и тем.Всего часовКоличество часовФормы аттестации/контроляТеорияПрактика1Раздел 1. Вводное занятие. Цель и задачи обучения. Тестирование. Письменная работа в тональности.11-БеседаРезультаты теста2Раздел 2. Ритмические структуры5-5Шумовой оркестр2.1.Затакт, пунктирный ритм, синкопа1-12.2.Шестнадцатые, триоли1-12.3.Ритмические задачи1 - 12.4.Чтение ритмических партитур2 - 2 3Раздел 3. Чтение нот с листа4-4Конкурсное соревнование3.1.Анализ формы. Определение тональности, отклонений, модуляций1-13.2.Анализ движения мелодии: интервалы, аккорды1-13.3.Чтение нот в ритме2-24Раздел 4. Работа на фортепиано и гитаре5-5Наблюдение 4.1Игра гамм1-14.2.Игра интервалов от звука и в тональности1-14.3.Игра трезвучий и септаккордов в ладу и от звука1-14.4.Игра аккомпанемента 2-2 4Раздел 5. Работа с музыкальными тренажерами онлайн.2-2Количество баллов в играх 4.1.Музыкальная академия https://musicacademy.app/ru/interval-identification 2-25Раздел 5. Итоговое занятие.10,50,5Тестирование игра аккомпанемента Итого:181,516,5Содержание программы для модуля IРаздел 1. Вводное занятие.Теория: Знакомство с группой. Цели и задачи обучения. Тестирование по темам программы первого года обучения «Гимнастика слуха»: высота и длина звука, метр, ритм, размер, паузы, тон и полутон, гамма, ступени, знаки в тональностях, интервалы.Раздел 2. Ритмические структуры.Теория: деление на такты, две, три и четыре доли в такте, сильная доля, дробление, удлинение, счет.Практика: слуховой анализ с определением характера, жанра, лада, темпа, ритма, особенностей ритмического развития; прохлопывание ритмических рисунков со счетом в размерах 2, 3 и 4 четверти, зафиксированных в тексте и на слух; дирижирование в размере две четверти; оформление тактов, пение мелодии с акцентами на сильной доле; ритмические игры; воспроизведение ритмического рисунка в составе оркестра, решение ритмических задач.Раздел 3. Чтение нот с листа.Теория: Понятие о форме: предложение, фраза, повторное и неповторное строение. Практика: Определение тональности (диезы в тональностях); анализ формы; определение количества долей и сильной доли; ритмические разминки с шагами и длительностями; прохлопывание ритмического рисунка со счетом и без него (под шаги и без них); анализ мелодической линии; проговаривание нот в ритме, пение мелодии под аккомпанемент фортепиано и без него.Раздел 4. Работа на фортепиано.Практика: игра гамм (До мажор, Ре мажор, Ми мажор) с показом тонов и полутонов; сложение тонов; показ черных клавиш с названиями; игра ступеней и трезвучий в гамме, построение интервалов от звука подряд от одного до десяти и вразбивку; игра выученных мелодий в исходной тональности и с транспонированием. Раздел 5. Работа с музыкальными тренажерами онлайн.Практика. Игра на тренажере «Профессор музыки» с целью закрепление знаний фиксации звука на нотном стане в скрипичном ключе. Игра на сайте «Музыкальная академия» с целью определения интервалов.Раздел 6. Итоговое занятие.Теория. Тестирование по тем же темам, что и на начало реализации программы, сравнение результатов.Практика. Пение гамм, чтение музыкальных примеров с листа с предварительным прохлопыванием и просчитыванием текста. Содержание программы для модуля IIРаздел 1. Вводное занятие.Теория: Знакомство с группой. Цели и задачи обучения. Тестирование по темам программы первого года обучения «Сольфеджио online»: высота и длина звука, метр, ритм, размер, паузы, тон и полутон, диезные мажорные тональности, параллельные тональности, гамма, ступени, модели интервалов, преобразование и обращения интервалов. Раздел 2. Ритмические структуры.Теория: деление на такты, две, три и четыре доли в такте, сильная доля, пунктирный ритм, затакт, счет.Практика: слуховой анализ с определением характера, жанра, лада, темпа, ритма, особенностей ритмического развития; прохлопывание ритмических рисунков со счетом в размерах 2, 3 и 4 четверти, зафиксированных в тексте и на слух; дирижирование в размере две четверти; оформление тактов, пение мелодии с акцентами на сильной доле; ритмические игры; воспроизведение ритмического рисунка в составе оркестра, решение ритмических задач.Раздел 3. Чтение нот с листа.Теория: Понятие о форме: период повторного и неповторного строения, предложение, фраза, однотональное и модулирующее построение. Практика: Определение тональности (диезные и бемольные тональности); анализ формы; определение количества долей и сильной доли; ритмические разминки с шагами и длительностями; прохлопывание ритмического рисунка со счетом и без него (под шаги и без них); анализ мелодической линии; проговаривание нот в ритме, пение мелодии под аккомпанемент фортепиано и без него.Раздел 4. Работа на фортепиано.Практика: игра порядка диезов и бемолей при ключе, игра гамм (до трех знаков в ключе) с показом тонов и полутонов; сложение тонов; игра ступеней, интервалов и трезвучий в гамме, построение интервалов от звука подряд от одного до десяти и вразбивку; игра выученных мелодий в исходной тональности и с транспонированием. Раздел 5. Работа с музыкальными тренажерами онлайн.Практика. Игра на сайте «Музыкальная академия» с целью определения интервалов.Раздел 6. Итоговое занятие.Теория: Тестирование по тем же темам, что и на начало реализации программы, сравнение результатов.Практика. Пение гамм, чтение музыкальных примеров с листа с предварительным прохлопыванием и просчитыванием текста. Содержание программы для модуля IIIРаздел 1. Вводное занятие.Теория: Знакомство с группой. Цели и задачи обучения. Тестирование по темам программы второго года обучения «Сольфеджио online»: знаки в тональностях, интервалы, трезвучия с обращениями, септаккорды, 3 вида минора и 2 вида мажора, ритмические структуры. Раздел 2. Ритмические структуры.Практика: слуховой анализ с определением характера, жанра, лада, темпа, ритма, особенностей ритмического развития; прохлопывание ритмических рисунков со счетом в размерах 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8 зафиксированных в тексте и на слух; дирижирование в этих размерах; оформление тактов, пение мелодии с акцентами на сильной доле; решение ритмических задач, чтение ритмических партитур в ансамбле. Раздел 3. Чтение нот с листа.Практика: Определение тональности (диезные и бемольные тональности); анализ формы, отклонений и модуляций, родства тональностей; определение количества долей и сильной доли; ритмические разминки с шагами и длительностями; прохлопывание ритмического рисунка со счетом и без него (под шаги и без них); анализ мелодической линии; проговаривание нот в ритме, пение мелодии под аккомпанемент фортепиано и без него.Раздел 4. Работа на фортепиано и гитаре.Практика: игра на фортепиано порядка диезов и бемолей при ключе, игра гамм (до 6 знаков в ключе); сложение тонов; игра ступеней, интервалов, трезвучий и септаккордов в гамме, построение интервалов и аккордов от звука; игра на гитаре выученных мелодий в исходной тональности с аккомпанементом и с транспонированием в удобные тональности для диапазона голоса.Раздел 5. Работа с музыкальными тренажерами онлайн.Практика. Игра на сайте «Музыкальная академия» с целью определения интервалов и аккордов.Раздел 6. Итоговое занятие.Теория: Тестирование по тем же темам, что и на начало реализации программы, сравнение результатов. Письменная работа в тональности.Практика. Игра аккомпанемента с транспонированием в тональности первой степени родства. Планируемые результаты Предметные результаты для модуля Iбудут знать:звуковысотные соотношения в мелодии;правила записи нот в скрипичном ключе;характерные особенности жанров: песня, танец, марш;основные метро-ритмические формулы; понятия устойчивости и неустойчивости;понятия: лад, такт, доли, затакт, паузы, фразы, предложения, период. будут уметь:определять общий характер и образный строй произведения; интонировать одноголосную мелодию под аккомпанемент педагога;воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками.Предметные результаты для модуля IIбудут знать:ритмические структуры в размере 4 четверти;некоторые ритмические особенности: затакт, пунктирный ритм, ритм с шестнадцатыми;все простые диатонические интервалы, их количественную и качественную характеристики и их обращения;трезвучия в ладу;модели развития музыкального материала: секвенция, период повторного строения.будут уметь: слышать ступени, интервалы в ладу и от звука;строить интервалы на инструменте;интонировать одноголосную мелодию с листа в мажорных и минорных тональностях до трех знаков в размере 2-, 3- и 4 четверти;слышать и воспроизводить пунктирный ритм;транспонировать мелодию устно на заданную высоту.Предметные результаты для модуля IIIбудут знать:4 вида трезвучий, их обращения;виды септаккордов;знаки во всех тональностях;размеры 3 и 6 восьмых;буквенное обозначение тональностей;понятие «родственные тональности», в том числе тональности первой степени родства;модели развития музыкального материала: секвенция, отклонение, модуляция.будут уметь: слышать ступени, интервалы и трезвучия в ладу и от звука;строить интервалы и трезвучия письменно и на инструменте;интонировать одноголосную мелодию с листа;слышать и определять тональные переходы;слышать и воспроизводить ритмически верно синкопу и пунктирный ритм;транспонировать мелодию устно и на инструменте на заданную высоту;строить 4 вида трезвучий и все септаккорды от белых клавиш; гармонизовать мелодии с помощью буквенной системы обозначения аккордов. Личностные результаты:наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.Метапредметные результаты:продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности; уважающий и принимающий художественные ценности общества;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.Условия реализации программыМатериально-техническое оснащение:- специальный учебный кабинет (музыки); столы, стулья для педагога и учащихся. Перечень оборудования и инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: - компьютер с выходом в сеть Интернет;- музыкальные тренажеры онлайн.Информационное обеспечение:- нотный материал;- аудиозаписи;- музыкальные игры.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, иметь специальные знания по музыкальному искусству и, в частности, теории музыки. 2.3. Формы аттестацииСпособами проверки результативности являются: тестирование, письменная работа в тональности, воспроизведение ритмических партитур, зачетное занятие по пению музыкальных примеров их транспонированию с анализом элементов музыкального языка. Формы подведения итогов реализации программы: контрольное занятие для родителей.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X