Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Марина Ивановна Татаренкова

Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

Малые формы фольклора в системе речевого развития у детейс ОВЗ старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУТатаренкова М.И., воспитатель МБДОУ №75, г. ОрелВажнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др.Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи [4].Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье.Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие [1]. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.Главное направление развития речи у с ОВЗ детей 4–5 лет — это формирование контекстной речи. На пятом году жизни происходят заметные изменения в основании способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом [3].В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры. Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой.В работе с детьми дошкольного возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умение понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимым помощником являются малые формы фольклора. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше.Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т. е. развивают голосовой аппарат [1].Упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука — слоговых сочетаний.Забавные песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи, учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики помогают игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус. Чем разнообразней, красочнее, образнее речь тех, кто общается с ребенком, тем больший интерес она вызывает у него, чем более своевременно помогут ему овладеть правильным произношением звуков, тем совершеннее станет его речь и вместе с тем более, будут развиваться мышление малыша.Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения произведений народного творчества позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Значительная роль в решении задач образовательного процесса дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Кроме того, детский фольклор выступает одним из средств активизации речи детей [2].Применение фольклора на занятиях в ДОУ с детьми ОВЗ должно способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.Список литературы:1. Алексеева, Н.В., Градусова Л. В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник. 2016. — № 5–2. — С. 263–264.2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.3. Иванова, А.И., Спицына, Т. В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 4–5. — С. 630–635.4. Щемерова, Н.Н., Агеева, С. В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором [Текст]// Контентус. — 2015. — № 3. — С. 7–12.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X