Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ильинова Ирина Михайловна

Индивидуальное неформальное общение педагога с детьми

скачать документ

Вернуться назад

Индивидуальное неформальное общение педагога с детьмиИльинова Ирина Михайловна, воспитатель МАДОУ «ДС «Мальвина»Неформальное общение – это всевозможные личностные контакты, которые происходят за пределами официальных отношений. Если выражаться простым языком, то оно подразумевает разговор между людьми без ограничений и соблюдения правил. А ещё неофициальное общение чаще всего возникает спонтанно. Чтобы вступить в контакт с кем-то, человеку не нужно заранее формулировать фразы, придумывать темы и подготавливать свои мысли. В данном случае всё намного проще.Это общее определения, что касается Неформального общения педагога с детьми, но цитируя В.Г. Алямовскую, оно звучит так:Неформальное общение – это установление личностного контакта педагога с воспитанником на основе искреннего интереса к его личности, стимулирующего возникновения между ними чувства близости и доверия вне педагогической ситуации.Переходя с формального общения на неформальное необходимо помнить правила:Педагог должен определить для себя, зачем это нужно делать и помнить, что, НО характеризуется в первую очередь взаимностью. Оно невозможно, если инициатива идёт только, с одной стороны.Второе правило, НО – постепенность. Следует начинать с маленьких вопросов, выражающих искренний интерес к жизни воспитанника. Например: «Саша, я вот смотрю, ты всё время рисуешь самолёты. И так хорошо у тебя получается. Может быть, ты хочешь стать лётчиком или конструктором самолётов? А тебе интересно знать, что я больше всего любила рисовать в детстве? Хочешь, я завтра покажу тебе свои рисунки, они у меня сохранились?».Третье важное правило неформального общения – это включение в него юмористических компонентов. Педагогу нужно научиться смешить детей, смеяться вместе с ними. Существует даже такой педагогический постулат: «Если ваши дети смеются – вы работаете правильно!». Разумеется, что приучать детей понимать юмор следует постепенно, начиная с небольших эпизодов. Технологически переход к неформальному общению начинается с установления с каждым ребёнком определённого уровня близости. Это первичный уровень неформального общения. Он определяется тем, что педагог воспитаннику приятен и ему хочется с ним общаться. Что значит приятен ребенку? Дети интуитивны и доверчивы. Воспитатель вольно или невольно становиться значимой фигурой в жизни и развитии ребёнка уже только потому, что они находятся вместе в дошкольном учреждении значительную часть времени. Ребёнок "считывает" информацию о Мире с окружения и присваивает манеры, поведение, интонации тех, кого видит, с кем постоянно общается. Он начинает понимать, а больше интуитивно чувствовать другого человека и на основе своих ощущений строит доверие или недоверие, принятие или отторжение тех, кто рядом с ним. Образ воспитателя очень важен для ребёнка, так как впрямую влияет на его настроение, работоспособность и психологический комфорт. Воспитатель должен быть значимым, интересным для ребёнка, и одежда воспитателя при этом играет важное значение. И так, педагог воспитаннику интересен, и он хочет с ним общаться.Подобное возможно, если между ребёнком и педагогом установлены личностные контакты в соответствии с первым правилом неформального общения.Личностные контакты педагога с каждым воспитанником осуществляются ежедневно, общей длительностью не менее 3 мин. Вкупе это займёт от одного до полутора часов в день. Казалось бы, как в режиме дня выделить столько времени? Но, НО с детьми легко осуществляется в условиях формальной обстановки: в бытовых процессах, на прогулке, свободной игровой деятельности детей. Но здесь необходимо понимать, если, например, педагог во время сборов на прогулку разговаривает с малышом о том, в какой последовательности он должен одеваться, то это формальное общение, соответствующее создавшейся педагогической ситуации и его следует рассматривать, как индивидуальную работу с ребёнком. Но, если, подсев к малышу, он разговаривает с ним о чём-либо безотносительно к данной ситуации, проявляет интерес к нему и пытается установить взаимность, то эти его действия относятся к категории неформального общения. Например, помогая ребёнку одеться, он говорит о том, что заметил, какие прочные тоннели мальчик умеет строить из песка (машины легко проходят, песок не осыпается). «Вот у меня, - говорит воспитатель, так никогда не получалось. Может быть, ты секрет знаешь?»Покажи мне?». Воспитанник должен почувствовать, что он лично интересен педагогу, что тот любит и заботиться о нём, что его выделяют и замечают так же, как и других детей. В этом случае ребёнок буквально расцветает от внимания и заботы воспитателя. И так, как же осуществлять неформальное общение с детьми до полутора часов в день? Как я говорила ранее в режимных моментах, на прогулке или, во время приёма детей. У меня был такой случай: «Алиса не хотела заходить в группу, не хотела расставаться с мамой. Мама, у которой совершенно не было времени, пыталась втолкнуть Алису в группу, но у неё не очень получалось, в руках у Алисы собачка (игрушка на поводке). В ситуацию вмешиваюсь я, перевожу взгляд на собачку, говорю: «ой, у нас в группе новый воспитанник, а чем мы его будем кормить, корм вы с собой взяли?» Алиса, не ожидая такого поворота событий, отвечает: - нет, но ему не надо, он не живой, я продолжаю задавать вопрос: «А как зовут твоего питомца?», в этот момент Алиса отпускает руку мамы и заходит в группу. Организация неформального общения:Неформальное общение может исходить от инициативы ребёнка, - От инициативы ребёнка – воспитатель развивает тему (обогащает) воспитывает развивает. Пример: Спускаясь по лестнице, ребёнок держит меня за руку, рассматривает мою кофту и спрашивает: - Ты что пижаму надела?-Почему ты решил, что это пижама?-Но не знаю, на ней котики...-Нет, смотри это плотная, кофта, украшена люрексом, сзади пуговицы, а котики могут быть не только на пижамах. Теперь модно украшать так одежду, в которой можно ходить на работу, в кино, в гости. Неформальное общение может и должно исходить от инициативы педагога, исходя из образовательной развивающей ситуации, можно исходить, из индивидуальных особенностей ребёнка с целью развития речи, обогащения словаря, развитие коммуникативных способностей, повышения самооценки или с целью усвоения ребёнком сенсорных эталонов, как в моём следующем примере:«Гриша путал цвета, и чтобы ненавязчиво упражнять его в этом вопросе, я, зная, что он обязательно придёт в детский сад с машинками Хот вилс – решила использовать его машинки для разрешения данной проблемы. Как только подвернулась удобное время, когда Гриша играл на ковре с машинками, запускал машинки с горки, сделанной из конструктора, я подсела к нему, понаблюдала за игрой и начала диалог:- Ух, ты, далеко уехала! А синяя так же далеко может?- Да, она может ещё дальше.-А у меня есть красная, давай попробуем на сколько далеко она уедет?-Давай! Запустили машинки, я задаю вопрос:Машинка какого цвета уехала дальше? Гриша путается, я помогаю разобраться, называю цвета, игру повторяем и т.д.В этом примере я показываю, как важно было установить с ребёнком определённый уровень доверия, чтобы в ребёнке появилась уверенность, что с ним хотят играть, общаться, видят в нём человека.Говоря словами Вадима Слуцкого, нашего современника, писателя автора произведений «Работа учителя над собой. Книга о том, как научиться быть Настоящим подогом», «Растём вместе», «Записки неправильной мамы», «Мои дорогие дети», «Видимо, есть педагоги, для которых их ученики значимы только как ученики, а есть такие, для которых ребенок значим, прежде всего, как человек, как неповторимая индивидуальность.»На наш взгляд, это и есть суть позиции воспитателя по отношению к ребенку. Она может также проявляться в том, стремится ли педагог неформально общаться с детьми, интересуется ли их внутренним миром и во мн. др. Если это установить, то можно будет достаточно точно определить его позицию по отношению к детям.Позиция 1. Ребенок для воспитателя является самостоятельной ценностью именно как человек, как индивидуальность; учитель положительно реагирует на индивидуальные проявления детей, отличающие их от одноклассников; с удовольствием неформально общается с детьми, интересуется внутренним миром детей, качествами их характеров, его беспокоит их благополучие и человеческое счастье; он стремится и умеет строить теплые человеческие отношения с учениками, ценит их привязанность; в центре внимания такого учителя — развитие его учеников, а обучение на втором плане, хотя ему также уделяется достаточное внимание. Такой учитель поощряет самостоятельность детей, их независимость, не пытается подчинить детей себе во всех случаях, не рассчитывает на их безусловное послушание. Он часто восхищается детьми, считает их прекрасными людьми, даже в том случае, если какие-то отдельные их поступки не соответствуют такому представлению о них. Его обращения к детям и оценивание их работ индивидуализированы, он не подгоняет детей под какой-то стандарт. [9]Позиция 2. Ребенок интересует воспитателя только как ученик, с точки зрения того, насколько он способен усваивать учебную программу; никакой самостоятельной ценностью в глазах та;кого учителя ребенок не обладает. Учитель стремится к тому, что;бы все дети соответствовали стандарту «идеального ученика», поощряет тех, кто к нему приближается, и наказывает тех, кто от него далек и к нему не стремится. Подобный учитель обычно одинаково наказывает и того, кто намеренно — хулигански нарушает дисциплину в классе, и того, кто нарушает ее просто по природной живости и непоседливости. Он не интересуется внутренним миром детей, их личными качествами (если они не отражаются на учебе), их человеческим благополучием и счастьем. Не склонен индивидуализировать свои обращения к детям и оценки за их учебные работы: оценивает стандартно и формально. Главное для такого учителя — обучение, развитием детей он не интересуется. Его отношения с учениками отчужденные, холодные, и он не стремится их изменить, сделать более теплыми. Он не любит самостоятельных и независимых детей, старается сделать их более послушными и конформными. Он склонен скорее замечать их слабости и недостатки, чем достоинства. Вадим СлуцкийОсобые противоречия вызывают ситуации, в которых дружеские отношения связывают руководителя и подчинённого. Пересудов, домыслов, зависти и подозрения со стороны других коллег не избежать. Все поступки сотрудника будут чуть ли не под микроскопом рассматриваться. Даже заслуженная похвала или награда будет смотреться, как полученная «по блату». Некоторые люди, не отмеченные благоволением начальства, будут сильно злиться, особо агрессивные не постесняются начать строить козни. А бывает, что и сам сотрудник, приближённый к руководству, начинает проявлять фривольность, расслабленность. Профессиональные обязанности отходят на задний план. Зачем фокусироваться на работе, когда твой приятель – босс? В итоге всё заканчивается плохо. Неформальное общение и дружба резко пресекаются. Руководителю надоедает такое поведение, и он начинает относиться к приятелю не как к товарищу, а как к бесполезному безответственному работнику. Тот, естественно, обижается и теряет желание общаться дальше. Это – яркий и нередкий пример доказательства того, что не нужно смешивать личные отношения и деловые. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/306404/neformalnoe-obschenie-vidyi-i-formyi-obscheniya

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X