Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Лидия Николаевна Деркач

Опыт работы: Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей.

скачать документ

Вернуться назад

Лидия Николаевна Деркач МБДОУ «ДСКВ №49» МО г. БратскаОпыт работы: Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования. За основу своей работы взяла методы и приемы исследовательского обучения А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения». Цель данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей. Для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи.Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.Задачи: Образовательные:- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е.способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.Развивающие:- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.Воспитательные:- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:- Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности. - Организовала предметно - развивающую среду.- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.- Разработала проекты: «Волшебница водица», «Воздух невидимка».- Разработала методические пособия.- Подобрала дидактический материал. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. Мой тематический план составлен для детей старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей. Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.Организуя экспериментальную деятельность детей, придерживаюсь определенных правил:- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно обновляется детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.  Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности. Основным оборудованием в лаборатории являются:- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.- Красители: гуашь, акварельные краски и др.При оборудовании лаборатории учитывала следующие требования:• безопасность для жизни и здоровья детей • достаточность • доступность расположения. Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.Для закрепления и систематизации знаний детей, в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В природном уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).Провожу с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные А.И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы провожу в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: Живая природа:- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей среде. - Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет. - О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:- Создание проблемной ситуации.- Целеполагание.- Выдвижение гипотез.- Проверка предположения.- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:- Как я это делаю?- Почему я это делаю именно так, а не иначе?- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:- Специально организованная образовательная деятельность;- Совместная деятельность педагога с детьми;- Самостоятельная деятельность детей.Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) Использую следующие способы фиксации результатов исследования:- Зарисовка опытов в виде рисунков схем;- Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);- Изготовление аппликаций в виде коллажа. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.- Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработала материал на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие.Провела практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе выращивали дома кристаллы соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации: «Подводный мир», «Круговорот воды в природе».Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития: - У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь. - Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам. - Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Литература:1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. /Центр педагогического образования, 20122. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 20063. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 20135. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 20026. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. 7. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X