Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ломакова Ольга Григорьевна

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУЛомакова О.Г., тьютор МБДОУ №75 г.ОрелПонятие инклюзивное образование появилось совсем недавно, но уже прочно вошло в нашу жизнь, и реализуется на всех уровнях образовательного процесса – от дошкольного образования до высшего профессионального обучения.Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Таким образом, самым главным приоритетом в работе является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся, в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.Говоря о детях с ОВЗ, мы предполагаем, что процесс их воспитания и обучения будет носить коррекционную направленность. Содержанием коррекционной работы является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми. В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления: воспитательный и образовательный процесс.Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д. Тьютор — это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют специалистов с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д.). Педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно-гигиенические навыки и т.д.).Цель деятельности тьютора - успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе;помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости- адаптация учебной программы, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности;организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком;осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в дошкольных учреждениях, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. Специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, социальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов, на каждом этапе образовательного процесса.Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие узких специалистов. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ выигрывают и дети, и родители, и педагоги.Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка, с развитием его самостоятельности, постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, играть, местами общего пользования.На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь дошкольного учреждения. Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию к другим специалистам, налаживает сотрудничестве со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком.Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.Приводим несколько рекомендаций для эффективной работы специалистов:побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности, осуществлять контроль за речевой деятельностью детей, то есть постоянно задавать вопросы: что ты делаешь" Что потом надо сделать? Таким образом, отрабатываем алгоритм действий и провоцируем речь:устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием, то есть не только научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно делать, какого он цвета, какой он формы и т.д.;использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение к изученному материалу. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями;использовать упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий материал;предотвращать наступление утомления ребенка - постоянная смена деятельности и даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре, кровати, это могут быть привычные способы успокоения и отдыха, свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с каким-то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне);обучать ребенка с ОВЗ (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.п., то есть развивать мыслительную деятельность;поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать, своевременно оказывать ему помощь.В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы. Дети включаются в жизнь образовательного учреждения и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X