Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Жерлицына Светлана Сергеевна

Технологическая карта подгруппового дефектологического занятия с элементами экспериментирования по теме: «Какие бывают звуки?»

скачать документ

Вернуться назад

Технологическая карта подгруппового дефектологического занятия с элементами экспериментирования по теме: «Какие бывают звуки?»Возрастная группаСтарший дошкольный возрастОбразовательная область Речевое развитие, познавательное развитие.Тип занятияЗакрепление, активизация полученных знанийТема занятияКакие бывают звуки?ЦельРазвитие фонематического слуха и внимания детей с ТНР на материале речевых и неречевых звуковЗадачи  Образовательные:Поддерживать устойчивый интерес старших дошкольников к коррекционным занятиям.Формировать фонематические процессы.Формировать умение пользоваться опорными картинкамиОбогащать и активизировать словарь.Развивать диалогическую речь.Развивающие:Развивать психические процессы: образное и логическое мышление, внимание, память, воображение.Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие. Развивать пространственную ориентацию.Развивать общую моторику.Развивать мимическую мускулатуру лица,Развивать просодический компонент речи. Воспитательные:Формировать навыки вежливого поведения.Воспитывать дружеские взаимоотношенияУчить детей анализировать свою деятельность, выделять запоминающиеся моменты.Планируемые образовательные результатымотивированы на обучение и целенаправленную познавательную деятельность; проявляют речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;способны на устойчивый эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками.осуществляют элементарные действия с предметами на основе слухового и зрительного восприятия;осуществляют слуховую дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;владеют основными формами фонематического анализа.Используемые технологии Технология на основе системно-деятельностного подхода.Игровая технология.Развивающая предметно-пространственная среда Магнитная доска, столы с табличками – нумерациями, стулья.Опорные картинки по теме «Звуки», карточки с гласными буквами, Азбука Морзе, раздаточный материал (колокольчики и наушники), карточки с синим и зелёным паровозом, предметные картинки «Музыкальные инструменты».Оборудование для экспериментирования (бумажные стаканчики, банковские резинки, гофрированные трубки разного размера, музыкальная колонка, аудиозаписи «Nancy Sinatra - Bang Bang» и «Pussycat Dolls – Jai Ho», бисер, коробочка с бисером, контейнер с подкрашенной водой, воздушный шарик, гайка)Организационная структура и содержание логопедического занятияЭтапДлитель-ность этапаМетодыспособы, приемы работыФормы организации деятельности обучающихсяДеятельностьучителя-дефектологаДеятельность обучающихсяОсуществляемые действияХарактер взаимодействияОтношение ребенка к другим людям, к себе самомусо взрослымисо сверстникамиI Этап.Мотивационно - ориентировочный- мотивация к учебной деятельности- создание условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в образовательный процесс1 минСловесный:вступительная беседа.ГрупповаяЗдравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в «Научную лабораторию». В научных лабораториях ученые проводят различные опыты и эксперименты. В любом эксперименте есть место риску и опасности. Внимательно слушать мои инструкции, выполнять их и заботиться о безопасности своих коллег.Дети входят в зал и останавливаются перед магнитной доской с надписью «Научная лаборатория», закрывающей общий обзор зала. Испытывают желание попасть в «Научную лабораторию».Планирование учебного сотрудничества с логопедом.Планирование партнерского сотрудничества.Уважительно относятся к людям, к самому себе.II Этап. Поисковый  - стимулирование к формулированию темы занятия,- создание условий, обеспечивающих формирование навыков самоконтроляДлитель-ность этапаМетодыспособы, приемы работыФормы организации деятельности обучающихсяДеятельностьучителя-дефектологаДеятельность обучающихсяОсуществляемые действияХарактер взаимодействияОтношение ребенка к другим людям,к себе самомусовзрослымисо сверстниками1 минНаглядный:демонстрация наглядных пособийГрупповаяКоллеги, объектом нашего исследования является то, что изображено на этой картинке (звук). А какие бывают звуки? (ответы детей). Предлагаю более подробно исследовать этот вопрос и найти ответ на него. Вы хотите принять участие в исследовании? (ответы детей)Значит целью исследования является ответ на вопрос: «Какие бывают звуки?»Подбирают слово, подходящее к опорной картинке.Предлагают варианты ответов на вопрос.Коммуникация: умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неёПартнерские отношения.Умение выражать свои мысли.III Этап. Практический- решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, - развитие зрительного внимания и восприятия.Длитель-ность этапаМетодыспособы, приемы работыФормы организации деятельности обучающихсяДеятельностьучителя-дефектологаДеятельность обучающихсяОсуществляемые действияХарактер взаимодействияОтношение ребенка к другим людям,к себе самомусо взрослымисо сверстниками2 – 3 минНаглядный:демонстрация наглядных пособийПрактический: опытГрупповаяПредлагаю начать исследование со стола №1. Обратите внимание на опорную картинку. Как вы думаете, какие звуки мы будем исследовать за этим столом? (Громкие и тихие)Каким звуком обладает банковская резинка? (Тихим)А если натянуть её на бумажный стаканчик? (Громким)Догадываются по опорной картинке.Проводят эксперимент.Делают выводы.Умение работать по предложенному плану педагога.Умеет слушать другихВыработка культуры взаимоотношений.2 – 3 минНаглядный:демонстрация наглядных пособийПрактический:экспериментГрупповаяДавайте пройдём к столу №2.Какие звуки мы будем исследовать за этим столом?(Высокие и низкие)Какой звук у гофрированной трубы, в момент растяжения? (низкий)А если быстро раскрутить? (высокий)Догадываются по опорной картинке.Проводят эксперимент.Делают выводы.Умение работать по предложенному плану педагогаУмеет слушать другихУчитывает интересы других людей. 2 – 3 минНаглядные:демонстрация наглядных пособий,наблюдениеГрупповаяПроследуйте, пожалуйста к столу №3. Какие звуки мы будем исследовать за этим столом?(Глухие и звонкие)Какой звук мы услышим, если потрясем шарик с гайками? (Глухой) А если шарик быстро раскрутить? (Звонкий) Догадываются по опорной картинке.Проводят эксперимент.Делают выводы.Коммуникация: умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неёУмеет слушать другихУчитывает интересы других людей. 3 – 4 минСловесный:беседаНаглядный:наблюдениеГрупповаяДавайте ещё раз вспомним: что такое звук? (Звук – это то, что мы слышим и произносим). А хотите «увидеть» звук?Тогда пройдите к столу №4.Давайте понаблюдаем: как ведёт себя бисер без музыки и при включенной музыке.Давайте понаблюдаем: как ведёт себя вода без музыки и с музыкой.Вспоминают определение.Наблюдают за бисером.Пританцовывают, если хотят.Делают выводы.Наблюдают за водой.Делают выводы.Коммуникация: умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неёУмеет слушать другихУчитывает интересы других людей. 1 минСловесный:беседаГрупповаяА вы знаете, что ученые придумали для обозначения звуков на бумаге? (Буквы).Давайте вспомним, что такое буква? (Буква это то, что мы видим, пишем и читаем).Предлагают варианты ответов на вопрос.Вспоминают определение.Коммуникация: умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неёПартнерские отношения.Выработка культуры взаимоотношений2 – 3 минНаглядный:демонстрация наглядных пособийИгровой: дидактическая играГрупповаяИндивидуальнаяПредлагаю продолжить наше исследование и пройти к столу №5. На этом столе 2 опорные картинки. Давайте подумаем, какие ещё бывают звуки?(Твёрдые или мягкие?)Ребята, я знаю много интересных игр с твёрдыми и мягкими звуками. В одну из них мы сейчас поиграем.Игра «Чей вагон?» Правила игры; каждый из вас выбирает одну предметную картинку. Если первый звук твёрдый, то это вагон синего паровоза. А если мягкий, то – зелёного.Догадываются по опорной картинке.Анализируют первые звуки слов и размещают картинки на доске.Умение работать по предложенному плану педагогаИгровое взаимодействиеУчитывает интересы других людей. 2 – 3 минНаглядный:демонстрация наглядных пособийИгровой: дидактическая играГрупповаяИндивидуальнаяОбратите внимание, что на столе №5 осталась последняя опорная картинка. С какими звуками мы можем поиграть?(С гласными и согласными)Есть такая игра, в которую можно играть только с гласными звуками. Игра «Отгадай звук по мимике» Правила игры: перед каждым из вас лежит карточка с гласной буквой. Вам нужно взять её так, чтобы другие дети не увидели букву. А потом вы по очереди будете молча показывать детям соответствующий звук. Когда звук отгадан, тогда можно его показать другим детям.Догадываются по опорной картинке.Умение работать по предложенному плану педагогаИгровое взаимодействиеУчитывает интересы других людей. IV Этап.Рефлексивно-оценочный- Организация оценки  результата своей деятельности.Длительность этапаМетодыспособы, приемы работыФормы организации деятельности обучающихсяДеятельностьучителя-дефектологаДеятельность обучающихсяОсуществляемые действияХарактер взаимодействияОтношение ребенка к другим людям, к себе самомусо взрослымисо сверстниками2 минСловесные:беседа, похвала.ГрупповаяНаша исследовательская деятельность подошла к концу. Целью нашей деятельности был ответ на вопрос: «Какие бывают звуки?» Давайте ответим на этот вопрос.Ребята, сегодня было необычное занятие, вам понравилось так работать? А какая часть исследования понравилась больше всего? Дети перечисляют виды звуков.Дети называют особенно понравившиеся этапы занятия.Коммуникация: умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на неёПартнерские отношения.Умение правильно оценивать ситуацию.   

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X