Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Бобылев Сергей Владимирович

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по начальному техническому моделированию через использование современных педагогических технологий

скачать документ

Вернуться назад

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по начальному техническому моделированию через использование современных педагогических технологий.Бобылев Сергей Владимирович, педагог дополнительного образованияМБОУ «ОК «СтартУМ» СП ДО «СЮТ»г. Губкин, Белгородская областьАннотация: В статье рассматриваются вопросы использования элементов педагогических технологий на занятиях по начальному техническому моделированию. Обсуждаются условия, позволяющие личности дошкольника максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие, перспективные возможности данных технологий в образовательном процессе, создающие предпосылки для формирования развития творческого мышления обучающихся.Ключевые слова: Развивающее обучение. Игровая технология. Здоровьесберегающие технологии. Творческое мышление. Техническое моделирование. Современному обществу нужны специалисты с творческим мышлением, способные быстро адаптироваться в большом потоке информации, а главное – решать нестандартные задачи на практике различными способами, самостоятельно искать новые идеи. В наше время только люди высокообразованные, творчески мыслящие способны обеспечить успешное развитие страны. Важная задача дополнительного образования – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли. На современном этапе в условиях социально-экономических преобразований в стране в российском образовании происходят кардинальные изменения не только содержания, но и методики. Выявилась потребность в людях не только имеющих определенный багаж знаний, но и творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные идеи. Эту проблему невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, поэтому необходимо обучающихся не только ориентировать на получение определенного объема готовых знаний, но и на развитие умений самим добывать знания и использовать их в практической жизни. Задача дополнительного образования и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие. «Дополнительное» не означает «второстепенное образование». В современном мире именно дополнительное, неформальное, открытое, персональное образование играет все более и более значимую роль. Именно дополнительное образование призвано дать ребенку навык адаптации к стремительно меняющимся условиям окружающего мира.Помочь в решении этих проблем возможно через сотрудничество педагога дополнительного образования и дошкольников на основе взаимного уважения и доверия, через учение без принуждения, основанное на подлинном интересе и направленное на достижение успеха и через внедрение современных педагогических технологий. Развивающее обучение направлено на развитие у детей умения наблюдать, мыслить, действовать практически, т. е. ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание причинно-следственных связей между ними. Таким образом, обучающий учится понимать происхождение той или иной вещи, того или иного явления, понятия, одновременно у него формируются умения: определять условия этого происхождения; выяснять, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму; воспроизводить в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.В совокупности этих умений заключается теоретическое мышление, которое должно формироваться у дошкольников в процессе развивающего обучения.Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.Таким образом, начальное техническое моделирование является первоначальной ступенью научно-технического творчества, которое, в свою очередь, признано приоритетным направлением дополнительного образования детей. На занятиях начальным техническим моделированием обучающиеся выполняют различные виды работ: аппликации; лепка, конструирование, выжигание, вышивание, плетение и многое другое. Используя различные техники изготовления экспонатов, ребята воспроизводят объекты окружающей действительности в измененном масштабе (уменьшенном или увеличенном) по схемам, чертежам и эскизам.В процессе занятий начальным техническим моделированием обучающиеся получают знания об окружающей действительности (машинах, технике, рабочих профессиях), отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют политехнический кругозор. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие творческих способностей учащихся возможно через сотрудничество педагога дополнительного образования и школьников на основе взаимного уважения и доверия, через учение без принуждения, основанное на подлинном интересе и направленное на достижение успеха ичерез внедрение современных педагогических технологий. В практике начального технического моделирования на занятиях широко используются игровые технологии. В игре происходит внутреннее раскрепощение, когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу». В игре появился особый стиль взаимоотношений, при котором овладение знаниями стало уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг другу. Например, занятие с использованием игровых технологий по изготовлению оригами «Веселые мордашки». Или игра, «День космонавтики», в данном путешествии использованы игровые ситуации, направленные на изучение исторических достижений нашей страны, стимулирующие развитие у детей фантазии, воображения и творчества. На данном занятии дошкольники не только смогли расширить знания о первых шагах освоения космоса, познакомиться с основными этапами развития космонавтики, но и совершенствовать навыки групповой работы, формировать у воспитанников чувства гордости к истории космонавтики и ее героям, развивать познавательную активность и коммуникативные способности учащихся. Каждый человек, патриот России, должен знать имена первооткрывателей космоса, а также имена тех, кто был основоположником и теоретиком. Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою Родину. День Космонавтики – это не только дань замечательному событию, которым гордится всё человечество, но и возможность расширить знания о Вселенной.На своих занятиях я не забываю и о здоровьесберегающих технологиях, так как формирование здорового образа жизни предполагает такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Во время организационного момента, при создании рабочей обстановки стараюсь уловить психологическое состояние каждого ребенка: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома, с кем успел уже поссориться в группе, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Для снятия умственного напряжения необходимо наличие эмоциональных разрядок (поговорка, весёлое четверостишие, высказывание), Для снятия зрительной нагрузки во время работы над шаблоном рекомендую дошкольникам в течение всего занятия, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких занятий у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. Необходимым является включение в занятие гимнастики для глаз, но важно помнить, что пользу она может принести только при ежедневном её выполнении. Большое значение имеет зарядка для пальчиков. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. Всем известно выказывание: «Люди с самого рождения жить не могут без движения». Во время проведения физкультминуток обеспечивается отдых центральной нервной системы. Для того, чтобы физкультминутка оказывала профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для мозгового кровообращения. Комплексы упражнений необходимо менять. Выполнение некоторых учебных заданий в форме активной игры не только интересны детям, но и полезны для здоровья. Например, при изучении темы «Простейшие летающие модели» тренировочное упражнение провожу в форме игры «Карлики – великаны».Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием воспитания здорового образа жизни. Ведь включение обучающихся в творческий процесс не только способствует развитию личности ребенка, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Следовательно, возникает необходимость увлечь детей творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности и в достижении цели.Целенаправленное, управляемое со стороны педагога развитие творческих способностей при помощи системы познавательных прикладных задач приводит к тому, что у учащихся появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Учащиеся соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся художественно оформить модели и экспонаты. Немаловажную роль играют для воспитания здорового образа жизни и положительные эмоции, которые получает школьник на занятии. Один из приемов создания положительных эмоций на занятиях – юмор, доброе слово, обращение к ребенку по имени или народная мудрость. Следующий прием – совместное с педагогом эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить дошкольников заботиться о своём здоровье, часто на занятиях рассматриваются задачи, которые непосредственно связаны с понятиями: «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах» и т.д. Включая в занятие, хотя бы один элемент для формирования здорового образа жизни процесс обучения становится интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в выполнении модели или экспоната. В конце занятия обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось и задания какого типа хотелось бы выполнить. Создание комфортных условий для развития физического и психического здоровья детей, правильная организация режимных моментов внеурочной деятельности, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формирование здоровьесберегающей компетенции на занятиях в системе дополнительного образования, способствуют сохранению и укреплению здоровья. Таким образом, существует великое множество способов сделать и занятие, и внеклассное мероприятие интересным и познавательным для ребят. Все перечисленные педагогические технологии способствуют творческому мышлению учащихся на занятиях начального технического моделирования.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X