Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Хайрова Гузалия Асхатовна

«Значение техники оригами в развитии детей дошкольного возраста».

скачать документ

Вернуться назад

«Значение техники оригами в развитии детей дошкольного возраста».Хайрова Гузалия АсхатовнаСтруктурное подразделение детский сад комбинированного вида «Теремок» ГБОУ СОШ с. Кошки Самарской областиВоспитатель. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40—45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.Оригами является именно тем видом творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. А так же оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии. Занятия оригами помогают человеку в самовыражении. Даже самые замкнутые и стеснительные дети ярче проявляют себя и полностью раскрепощаются.Оригами воздействует на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Кроме того, способствует освобождению от тревожного состояния и гнева, проявлению творческого потенциала личности. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев», «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».  Анализ литературы доказывает, что техника оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики. Меня заинтересовала возможность использования оригами для развития конструктивных и творческих способностей детей посредством развития мелкой моторики у дошкольников. В процессе работы над темой самообразования, мною был составлен следующий алгоритм деятельности. Прежде чем приступать к занятиям оригами с детьми, сама освоила азбуку оригами: термины, знаки, линии, принятые в схемах. Перед проведением каждого занятия готовила необходимый материал. Придерживалась классических правил обучения технике оригами. Работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников. Работу в данном направлении начала с младшего дошкольного возраста. Дети этого возраста могут выполнить несложные задания. Сначала мы мастерили очень простые поделки. Сжимали и мяли бумагу в ладошках. В результате с детьми из комочков мятой бумаги смогли изготовить много различных поделок: весёлая гусеница, корзина с грибами, цветы для мамы, разноцветные шары, снеговик и др. С помощью снежных комков, сделанных из мятой бумаги, повышали двигательную активность. Дети узнали о том, что бумага бывает разная, мы познакомились с ее свойствами. Сделали выводы о том, что с бумагой нужно обращаться аккуратно. Главным моментом в работе с детьми этого возраста является положительное эмоциональное состояние, радость детей от изготовления поделки и от полученного результата. В средней группе, продолжая работу по теме, я расширила познавательный аспект. В форме сказок с применением наглядности я предоставляла детям познавательный материал. Например, при знакомстве со сказкой «Волшебное превращение ёлочки» дети узнали, что бумагу производят из хвойных пород деревьев.  Сказка «Путешествие Квадратика» познакомила дошкольников с тем, что бумагу изобрели в Китае, а первые мастера по складыванию поделок появились в далёкой стране Японии. В результате у моих воспитанников расширился кругозор, пополнился словарный запас. При знакомстве с новыми приёмами складывания бумаги занятия проводились в виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой, перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы и в долины, переплывают реки и дремучие леса. Новый материал запоминается увлекательно и легко, так как объединен одной логичной и образной историей. Таким образом,  ребята в игровой форме  легко усвоили такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль.  Научившись изготавливать «Треугольник» путём складывания квадрата по диагонали, мы приступили к изготовлению различных игрушек в технике оригами, и использованию их для игровых ситуаций. Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я использовала разные приёмы.  В ходе детской деятельности стремилась создавать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели.Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.  В старшей и подготовительной группах, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу проводила более углублённо. На занятиях дети освоили способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей. Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Так, например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» каждый покупатель имел свой эксклюзивный кошелёк, а в сюжетно-ролевой игре «Зоопарк» каждый представлял своего дикого животного.Литература:З.В.Лиштван Конструирование-1981гОригами. Бумажный конструктор для детей:- Вып.1.- Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1994гТ.И.Тарабарин Оригами и развитие ребёнка : Ярославль «Академия развития» 1997г

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X