Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Наталья Александровна Маклакова

Познавательно - исследовательская деятельность детей в экологических системах.

скачать документ

Вернуться назад

Познавательно - исследовательская деятельность детей в экологических системах.Маклакова Наталья АлександровнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 10» (МБДОУ, ЗАТО г. Североморск д/с № 10)ВоспитательМир природы всегда вызывает у человека огромный интерес, притягивает к себе, вызывает массу вопросов. В современном мире возможности детей для общения с природой крайне ограничены, поэтому очень важно создать условия для такого общения. Самый простой способ общения с природой, где можно увидеть целую экологическую систему, проще сказать, взаимосвязь живого и неживого, увидеть, где вместе, помогая друг другу живут, растут цветок, травка, песчинка и даже червячок, понаблюдать за цветком в горшке.Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо педагогу необходимо продумать, что можно показать детям, чем удивить, постараться увеличить разнообразие объектов, взаимосвязей в экологической системе для исследования, показать различные проявления красоты в мире природы, пейзажи в разное время года, разнообразие живой и неживой природы, сходства и отличия. Как и где это можно сделать? Проблема будет во многом решена, если искусственно создать на территории детского сада экологические системы, такие как - лес, луг, болото, огород, клумба, с помощью которых можно совершенствовать экологическое воспитание ребёнка. В данных экологических системах можно показать детям разные виды почв, составные части почвы (песок, глина, камень), подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит её плодородие, что это влияет на рост и развитие растений. Рассказать, что почва – среда обитания растений и животных. Показать перегной, рассказать о его образовании, значении для растений. Рассказать, что на развитие некоторых видов растений влияет влажность почвы, ее плотность, зараженность микроорганизмами. Рассказать о значении почвы для человека, о воздействии человека на почву. Можно детей познакомить со значением температуры воздуха, влажности воздуха для жизни растений и животных, рассказать, что воздух – это среда обитания живых организмов, рассказать о его силе, влиянии на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира. Познакомить детей с отрицательным и положительным влиянием человека на атмосферу (воздух), приспособлением человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом). Рассказать детям о том, что вода - это среда обитания растений, животных, человека. Рассказать и показать детям круговорот воды в природе, механизм конденсации (туман, роса, дождь, снег…). Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, о том, что количество воды в природе зависит от количества снега, что под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни. Обогатить знания детей о значении света для роста и развития растений, для жизни животных и человека, познакомить с видами освещенности (искусственное, естественное), влияние количества светочасов и светодней, нормы освещенности на развитие растительного мира, на приспособления к жизни животных. Обогатить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире, о разнообразии флоры и фауны в экосистемах, можно выявить основные признаки живых организмов - дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений, основных функций частей растения, выявить количество растительности в определенных условиях произрастания. Подвести к пониманию зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло), от места произрастания. Чтобы не потерять заинтересованность детей к природе, повысить познавательную активность педагогу необходимо использовать в работе с детьми разнообразные методы и приемы. Одним из эффективных и самых доступных методов является наблюдение, которое можно провести в любое время года, в любую часть суток и в любую погоду. Можно понаблюдать за почвой, покровом почвы, дождем, ветром, солнцем, тенью, растениями, грибами, насекомыми, птицами. Задача наблюдения должна быть понятна детям и принята ими, воспитателем продуман весь ход проведения наблюдения – место, объекты, расположение детей. Кроме рассматривания объекта, можно послушать звуки, ощутить запахи, определить на ощупь. Можно заранее наметить продуктивную деятельность, например, выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем и другое. Беседа дает возможность педагогу довести до ребенка наиболее полную и глубокую информацию об объекте. Во время диалога можно обменяться мыслями, чувствами, провести дискуссию. Ее ценность заключается в непринужденном общении и спокойной обстановке, которая положительно воздействует на течение разговора в любой деятельности с детьми. С целью наблюдения за сезонными изменениями в природе можно использовать экскурсионный метод. В целях поддержки индивидуальности, выявления склонностей и интересов воспитанников, проявления их инициативы помогает использование детского интервью. Одной из наиболее распространенных форм по изучению и анализу продуктов деятельности во время исследовательской деятельности является экспериментирование, основой которого являются опыты. Важно отметить, что самые прочные, ценные, осознанные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно. В экологических системах педагог может провести работу с детьми от простого к сложному, например, воспитатель ставит проблему, намечает стратегию и тактику решения, ответ ищет сам ребенок (пара детей, подгруппа, группа); ставит проблему, но метод ее решения ребенок (пара детей, подгруппа, группа) ищет самостоятельно; ставит проблему, поиск методов ее исследования и разработку решения осуществляет ребенок (пара детей, подгруппа, группа) самостоятельно. Чем разнообразнее методы работы с детьми, тем дети больше и быстрее усваивают знания о природе, у них вырабатываются умения сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы, слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свои умозаключения. Выбирая методы и приемы работы с детьми, педагог должен учитывать возраст детей и должен знать, что в младшем дошкольном возрасте только начинается накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения. Дети не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме. В среднем возрасте дети учатся принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем, выдвигать предположения о путях решения данной поставленной задачи, анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны, учатся устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает из причины. В старшем дошкольном возрасте дети имеют большой багаж представлений о природе, поэтому педагогу необходимо учитывать возросшие знания и возможности детей. В этом возрасте осуществляется переход к самостоятельной деятельности, дети могут проводить самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность. Дети учатся устанавливать более сложные связи и зависимости в природе, анализировать полученные результаты и делать выводы. Предлагаем вам несколько опытов, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста. «Вечная мерзлота» - опыт № 1 - экологическая система болото.Цель опыта: выяснить, почему летом большая часть тундры покрыта болотами. Возьмите две одинаковые непрозрачные емкости (цветочные горшки), земля, большое увеличительное стекло по диаметру соответствующему диаметру емкости, мерная емкость для воды, вода, лопатка. Заранее насыпаем в емкости землю, кладем в один из горшков между слоями земли увеличительное стекло так, чтобы оно закрывало всю поверхность земли. Показываем детям горшки, наливаем одинаковое количество воды в горшки с землей по очереди, сначала в горшок без стекла. Убедились, что вода просочилась в землю. Затем повторяем действие с горшком, в котором лежит стекло. Убедились, что часть воды осталась на поверхности. Почему? Вода остается на поверхности потому, что ей что- то мешает просачиваться глубже. Раскапываем землю, достаем стекло. В горше воде просочиться помешало стекло. Вывод - в тундре, конечно не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, за короткое лето оттаивает только небольшой верхний слой, поэтому вода, не может просочиться в глубь земли, ей мешает промерзшая земля, поэтому образуются болота. «Вечная мерзлота» - опыт № 2 - экологическая система болото. Цель опыта: выяснить, почему растительность тундры скудна, только мхи, лишайники, маленькие кустарники и карликовые березки. Приготовьте прозрачную емкость, крупные семена (фасоль, горох), воду, ватные диски (вата) – имитация вечной мерзлоты. Положите ватные диски в емкость, помещаем семена на эту прослойку, наливаем воды чуть выше ватного диска. Наблюдаем, подливаем воду по мере высыхания. Ждем появления ростков и корней. Рассматриваем расположение корневой системы, выясняем, что она не проросла сквозь прослойку, корни растут, вытягиваясь параллельно ватного диска. Почему? Ответ - прорастать вниз им мешает прослойка (имитация вечной мерзлоты). Вывод: в тундре корни растений растут параллельно поверхности земли, так как вечная мерзлота не дает возможность корням пройти сквозь нее, поэтому растительность в болотистой тундре растет та, которая стелется по земле (мхи, лишайники), небольшие стелющиеся кустарники, невысокие деревца. «Ветер помощник» - опыт № 1 - экологические системы– луг, лес. Цель: выяснить, почему на лугу больше цветов, чем в лесу. Приготовьте семена цветов, растений, лист картона – имитация дерева. Первый вариант опыта - мы находимся на лугу, где нет больших деревьев и кустарников, только открытое поле, где свободно гуляет ветер (имитация ветра – выдох). Дети кладут семена на раскрытую ладошку, ладошку подносят ко рту, делают глубокий вдох и сильный выдох. Выдыхают так, чтобы во время выдоха струя воздуха прошла по ладошке, сдув семена. Что произошло с семенами? (Семена улетели далеко и разлетелись в разные стороны). Второй вариант - мы находимся в лесу, где много высоких деревьев и кустарников. Перед проведением опыта, дети перед собой (перед лицом) ставят препятствие – имитацию дерева (картон). Можно имитировать дерево, встав перед ребенком. Действия повторяют. Отмечают, что семена улетели недалеко, большая часть семян упали около препятствия. Вывод: на свободном пространстве больше «гуляет» ветер и разносит семена цветов далеко в разные стороны, поэтому на лугу, где нет больших препятствий для ветра, где только открытое пространство, растения и цветы растут по всему полю. А в лесу, препятствий для ветра много (кустарники, высокая трава, деревья), поэтому цветы растут в некоторых местах, в основном около деревьев или кустарников. «Ветер помощник» (летающие и нелетающие семена)» - опыт № 2.Цель: выяснить, почему один вид растения можно увидеть в разных местах, а другой вид только в одном или в нескольких местах (как ветер расселяет деревья и растения по новым местам). Подготовьте семена растений – «летающие» (клен, сосна, береза, одуванчик), «нелетающие» (подсолнечник), веер, вентилятор (имитация ветра). Рассматриваем семена, сравниваем по внешнему виду, определяем летающие части. Дать детям по одному летающему и нелетающему семени. Стоя, подняв руки с семенами над головой, дети одновременно выпускают семена. Летающее семя можно подкрутить, тогда они будут падать как в природе. Опыт можно провести, используя имитацию ветра для наглядности дальности полета. Вывод: Летающие семена падают медленнее, но благодаря ветру они летают долго и улетают далеко, расселяясь по новым местам. Полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия, а это - психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X