Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Яковлева Марина Александровна

Артистизм преподавателя - важный фактор в развитии его творческой деятельности

скачать документ

Вернуться назад

«Артистизм преподавателя – важный фактор в развитии его творческой деятельности»Автор: Яковлева Марина АлександровнаНаименование организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Новгородская городская детская музыкальная школа имени П. И. Чайковского» (МБУДО НГДМШ имени П. И. Чайковского, г. Великий Новгород)Должность автора: преподаватель по классу баяна/аккордеона В своей методической работе я хочу рассмотреть такой важный фактор профессиональной деятельности преподавателя детской музыкальной школы как артистизм. Что такое артистизм и так ли он необходим в педагогической деятельности? На эти вопросы я попытаюсь дать подробный и обоснованный ответ.Понятие «артистизм» (в толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова) трактуется как «тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе».Современные преподаватели – музыканты в своей работе с детьми опираются на идеи музыкального воспитания, основанные замечательным педагогом, музыкантом и композитором. Д. Б. Кабалевским. Именно он заложил основу и придумал концепцию яркого образа урока музыки в школе, а также подчеркнул важную роль учителя, любящего свой музыкальный инструмент и музыку, как живое искусство, искусство, которое ему (учителю) самому приносит радость. Увлекая детей своим любимым делом – игрой на инструменте – педагог способен привить эту любовь и учащимся. Ведь нельзя вызвать любовь к тому, что не любишь сам и увлечь других тем, чем сам не увлечен.Выстраивая свой урок в музыкальной школе, преподаватель должен продумать план и ход урока, осуществить главные задачи. Но это не может быть «сухая» подача материала, похожая на лекцию. Каждый урок – это маленький спектакль со своей драматургией и сквозным образом. На уроке, объясняя музыкальный материал, преподаватель сам исполняет главную роль, привлекая ученика в творческий процесс. Чтобы донести свои знания до ученика, преподаватель должен обладать большим объемом информации. Это и новинки в нотной литературе, публикации в интернет ресурсах, на телевидении и т.д. Он обязан быть информирован в сфере важнейших культурных событий в стране и мире. Для каждого ученика нужно дифференцированно донести правильную информацию, чтобы у ребенка появился интерес к познанию музыки и желание заниматься на своем музыкальном инструменте. В хрестоматии по методике музыкального воспитания в школе написано: «В наши дни – учитель – урокодатель должен полностью уступить место учителю – новатору, действующему не формально, а творчески целенаправленно. Преподаватель на уроке – это артист, мастерски владеющий своим музыкальным инструментом и имеющий своих слушателей. Музыкант с любовью делится своими знаниями и эмоциями, а слушатели (ученики и родители) в таком случае обязательно их почувствуют и примут с благодарностью. Большую роль в педагогической работе имеет стиль общения с детьми: интонации голоса, энергетический посыл, доброжелательная атмосфера на уроке и т.п. На авторитет преподавателя влияет не только внешний вид, настроение, но и культура речи, грамотность подачи материала, а также интересной оформленный музыкальный класс. Ребенку должно быть комфортно заниматься в хороших условиях. Приходя на урок, ученик интуитивно должен чувствовать, что его здесь любят и ждут. Прежде всего, педагогу надо увлечь ребенка настоящей, высокохудожественной музыкой (это может быть классическое или современное произведение). Ребенку необходимо испытать эмоции и радость от общения с музыкой, чтобы он мог почувствовать тонкие струны своей души. Известно, что ни один вид искусства не обладает такой глубочайшей силой воздействия на человеческое сердце, как музыка. Эмоционально – эстетическая составляющая артистизма связана с экспрессивными сторонами характера преподавателя. Важное значение здесь имеет способность преподавателя пропускать все явления педагогического процесса через себя, свой «эмоциональный» фильтр. На уроках специальности (музыкальный инструмент) это состояние формируется, прежде всего, самой музыкой, характером произведения. В течение урока как преподаватель, так и учащийся, «встречаются» с музыкой разного художественного плана и, соответственно, каждый раз перестраивают свое внутреннее состояние. Такая сложная эмоциональная деятельность может создать для ребенка определенные трудности, если преподаватель не владеет искусством саморегуляции. Навыки саморегуляции позволяют и учителю, и учащемуся (через учителя) достигать адекватного творческого состояния. У человека нет непосредственной власти над чувством: если не развивать в себе артистические способности, то артистизм, владение собственными чувствами, умение передать их другим через музыкальное исполнение не появятся сами собой. Артистизм подразумевает под собой общение со слушателями. Общение всегда предполагает обратную связь. То есть в нашем случае исполнитель не только эмоционально воздействует на аудиторию, но и испытывает на себе ее влияние. Для исполнителя подойдет такая установка: исполняю – значит, воплощаю, переживаю, передаю, убеждаю. Артистизм реализуется при активной художественно – мыслительной деятельности, которой должен, естественно, владеть преподаватель и должен этому научить учащегося. Этому способствует наличие четкого плана урока (о чем говорилось выше), постановка конкретных задач и следование им, логическое выстраивание системы художественно – коммуникативных действий на уроке.Как мы понимаем, артистизм как особое качество личности преподавателя – музыканта – явление сложное и многогранное. Основы его артистизма формируются еще на стадии профессионального роста и становления. Но самого высокого уровня они достигают в условиях реальной педагогической практики, через непосредственное общение с музыкой и учащимися. Именно артистические способности педагога позволяют создать ту особую, творческую обстановку для ученика, когда каждый ученик чувствует себя на уроке комфортно и востребованно. В таких условиях у ребенка появляется желание исполнять любимые произведения, желание и интерес к учебе и к общению с музыкой в повседневной жизни. Дети начинают с удовольствием повещать концерты, чтобы учиться артистизму у великих артистов, и участвуют в профессиональных конкурсах с азартом и без боязни. Артистизм – это еще и способность установить связь между своими внешними и внутренними формами эмоций, чувств и мыслей в художественном общении и умении анализировать их. Как говорил Д. Кабалевский: «Высокое и тонкое мастерство учителя, его артистизм превратят урок в праздник педагогического искусства». Очень важно, чтобы преподаватель не терял свое творческое состояние в общении с детьми. Артистический талант поможет педагогу быть интересным для ребенка. Для этого у преподавателя есть целый арсенал средств: окраска голоса, мимика, жесты, движения тела и т.д. На уроке ученик очень тонко воспринимает голос учителя. Спокойная интонация и мягкий тембр голоса могут надолго оставить отпечаток в душе ребенка. Если педагог ведет урок доброжелательно, с улыбкой, то его манера преподавания будет отражаться на исполнении произведения учащимся. Ребенок знает и ощущает, что у него все получается правильно и хорошо. Одобрение и поддержка окрыляет детей, дает им уверенность в своих силах. Если же преподаватель повышает уровень своего голоса до неоправданно громкого, то этим он может задавить личность ребенка, и даже вызвать антипатию к себе. Дети очень тонкие и ранимые личности, они чувствуют человека на подсознательном уровне. Даже одобрительный кивок учителя и ласковый взгляд способны вдохновлять и эмоционально заряжать игру ученика. Важно, чтобы ребенок доверял своему наставнику, не боялся рассказывать о своих проблемах и ошибках. Авторитет любимого педагога складывается не за один день. Не все сразу получается у молодого специалиста, который еще не набрался опыта общения с ребятишками. На это уходят годы, а то и десятилетия, чтобы создать себе имидж и завоевать сердце детей! Несомненно, что любые творческие победы ребят (начиная от классных конкурсов и заканчивая международными) мотивируют и еще больше вдохновляют преподавателей на успешную работу и стремление двигаться вперед, достигать лучших результатов!Список источников:Кабалевский Д. Б. «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», 1981.Кабалевский Д. Б. «Сила искусства», 1984.Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия», 1972.Прогрессивная школа игры на баяне. Ч. I., 1970.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X