Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Слюсарева Наталья Николаевна

Урок "Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения в классе скрипки на начальном этапе обучения"

скачать документ

Вернуться назад

УРОК «РОЛЬ ШТРИХОВ В РАСКРЫТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ СКРИПКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ» по предмету «Специальность. Скрипка» ДПОП «Струнные инструменты» с учащейся 2 класса Соболевской Викторией Автор: Слюсарева Наталья Николаевна, преподаватель МАУДО г. Нижневартовска «ДМШ им. Ю.Д.Кузнецова»Тип  урока:   комбинированныйФорма урока: индивидуальнаяЦель урока: формирование представлений учащегося о видах штрихов и их значении в раскрытии художественного образа музыкального произведения.Задачи урока:Образовательные:- закрепить теоретические знания скрипичных штрихов (деташе, легато, стаккато, мартле);- продолжить формирование практических навыков исполнения штрихов (деташе, легато, стаккато, мартле);- сформировать и углубить знания учащегося о роли штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.Развивающие:- активизировать образное музыкальное мышление;- развивать музыкальные способности и координационные движения учащегося;- развивать интерес к инструментальному исполнительству.Воспитательные:- воспитывать эстетический вкус;- воспитывать у учащегося внимание, целеустремленность и настойчивость в овладении приемами игры на скрипке.Методические приемы:- словесный, наглядный, практический;- активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;- прямая и наводящая формы воздействия;- развитие мышления.Ход урока:- Здравствуй, Вика! Сегодня на уроке мы будем вести разговор о скрипичных штрихах. Ты узнаешь, что такое скрипичные штрихи, какие они бывают, и какую роль играют в создании художественного образа музыкального произведения. Вика, ты посещаешь концерты, смотришь, слушаешь, как играют скрипачи. Скажи, пожалуйста, они всегда ведут смычок одинаково, или по-разному? (По-разному). А почему они так делают? (Чтобы музыка была интереснее). Правильно. А помогают скрипачам разнообразить музыку штрихи.Штрих - это способ исполнения звука. С помощью штрихов мы передаем характер музыки, ее настроение, помогаем слушателям понять, о чем рассказывает наша музыка. Ты уже знакома с основными скрипичными штрихами. Назови, какие ты знаешь штрихи. (деташе, легато, стаккато, мартле).Основные скрипичные штрихи делятся на 3 группы – плавные, отрывистые и прыгающие. К плавным относятся деташе и легато, к отрывистым – стаккато и мартле, а к прыгающим – спиккато и сотийе. Мы сегодня остановимся на плавных и отрывистых штрихах.Плавные штрихи нужны для придания музыке певучести, непрерывности и ровности звучания. Деташе – это штрих, при котором каждый звук исполняется отдельным движением смычка, должен звучать широко и плотно. Деташе бывает плавным и акцентированным. Акцентированное деташе имеет активное, акцентированное начало звука.Легато – это штрих, при котором в одном направлении смычка исполняются более двух звуков. Переход от одного звука к другому должен быть плавным и незаметным. Отрывистые штрихи (стаккато и мартле) исполняются с остановками смычка после каждого звука.Стаккато – это исполнение нескольких звуков, с остановкой после каждого, в одном направлении смычка.Мартле – это штрих с акцентированным началом, стремительным проведением смычка и паузой после каждого звука. Вика, исполни, пожалуйста, гамму Ре мажор всеми штрихами. Вика играет гамму деташе (плавное и акцентированное), легато, стаккато и мартле. Молодец! А теперь давай перейдем к нашим произведениям. Н. Ниязи Колыбельная. Вика, как ты думаешь, что такое колыбельная? (песня) А кто, когда и кому ее поет? (мама своему ребенку, когда укладывает его спать). Колыбельных песен существует много. У них разные слова и мелодии. Вот, например: 1. Спят усталые игрушки, книжки спят, одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, чтобы ночью нам присниться, ты ей пожелай баю-бай!2. Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни, птички притихли в саду, рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, месяц в окошко глядит, глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни!3. Ложкой снег мешая, ночь идет большая, Что же ты, глупышка, не спишь? Спят твои соседи – белые медведи, Спи скорей и ты, малыш.Ты, наверное, узнала эти колыбельные. Слова в песне помогают нам понять, о чем идет речь. Но как же нам передать смысл нашего произведения, его образ без слов? В это нам помогут штрихи.Я знаю, ты очень красиво рисуешь. А если бы тебя попросили нарисовать колыбельную, что бы ты изобразила? (маму, которая укладывает спать своего ребенка, зайчиху с зайчонком, белку с бельчонком). А как ты думаешь, какие штрихи лучше подойдут для колыбельной - плавные или отрывистые? (плавные) Правильно. Почему ты так решила? (если отрывистые штрихи, ребенок не уснет)Давай проверим, какие штрихи написаны в нотах. Правильно - деташе и легато. А в последней строчке стоят черточки над нотками в легато. Это нон легато. Смычок надо немного приостанавливать после каждой нотки, как бы утяжеляя мелодию. Для чего композитор использует этот прием игры? О ком здесь может идти речь? (о ком-то большом, о неуклюжем медвежонке, который никак не хочет засыпать). Молодец!Сыграй, пожалуйста, это произведение. Старайся правильно исполнять штрихи, и не забывать про постановку рук и направление движения смычка.Видишь, оказывается, с помощью штрихов можно передать образ произведения.Н.Бакланова МаршВика, мы с тобой выяснили, что во время колыбельной дети засыпают. А скажи, пожалуйста, что делают, когда звучит марш? (маршируют) А где обычно маршируют? (на параде) Правильно, парады устраивают по случаю праздника. Самый большой парад проходит в день победы в Москве на Красной площади. Представь себе, что ты оказалась на этом параде! Ты умеешь маршировать? Покажи, пожалуйста, как ты маршируешь.Давай подберем штрихи к нашему маршу. Я поиграю марш разными штрихами, а ты маршируй. (легато, плавное деташе, стаккато, мартле) Удобно маршировать под эти штрихи? (нет) Какой характер у марша? (энергичный, бодрый). Правильно, поэтому для исполнения марша подойдет акцентированное, маркированное деташе. Акцент придаст деташе четкость, упругость, которая необходима для шага. Удобно маршировать под такой штрих? (да).Обрати внимание – в 1 и 3 разделе стоит форте, а во втором – пиано. Почему эти разделы отличаются по звуку? (взрослые шагают громко, широко, дети маленькими ножками тихо маршируют). Умничка! На форте потрать больше смычка, на пиано – меньше. А теперь сыграй, пожалуйста, марш, и помни, что смычок надо вести так активно, как движется твоя рука, когда ты маршируешь.Л.Качурбина Мишка с куклойВика, ты любишь играть с куклами? (да) А Мишки у тебя есть? (есть) Как ты думаешь, характер «Мишки с куклой» походит на Колыбельную или Марш? (нет) А какой жанр у этого произведения? (веселая песня). Смотри, у тебя в нотах написаны слова: Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотриИ в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают раз, два, три.Мишке весело, Мишке весело, крутит Мишенька головой.Кукле весело, тоже весело, ой как весело, ой-ой-ой!Вот тебе игрушки – кукла и мишка, покажи, как они танцуют? (прыгают, кружатся) Какие штрихи подойдут для передачи образа – плавные или отрывистые? (отрывистые, мартле). Правильно, молодец! Сыграй, пожалуйста, это произведение.А.Комаровский КукушечкаВика, отгадай загадку:В лесу ночном кукует птица, она назвать себя боится.-Ку-ку, ку-ку не спит опушка, а птицу эту звать…(кукушка)Представь себе кукушку в лесу, что она там может делать? (летать с ветки на ветку, поедать червяков и гусениц, куковать) Изобрази, как кукует кукушка. (изображает ку-ку) Это будет звучать протяжно или коротко? (коротко). Какие штрихи, на твой взгляд, надо применить, чтобы лучше передать образ кукушки? (мартле) Посмотри в ноты – автор написал кое-где легато, кое-где мартле. Здесь даже есть прием игры пиццикато, который будет звучать как стаккато. Сыграй мне, пожалуйста, эту пьесу и внимательно послушай партию фортепиано. Ты услышала, что во время твоих пауз звучит фортепиано, и наоборот, во время пауз фортепиано играешь ты. Что хотел этим показать композитор? (перекличку кукушек) Умничка, Вика!Давай подведем итог урока. Мы с тобой повторили основные скрипичные штрихи. Какие? (деташе, легато, стаккато, мартле). Чтобы хорошо исполнить произведение, надо четко себе представить то, о чем ты будешь играть, так сказать, художественный образ произведения, и правильно исполнять штрихи, так как они играют большую роль в создании этого образа.Домашнее задание на следующий урок – пофантазировать о каждом произведении и нарисовать про них рисунки. А также поработать над штрихами. На этом наш урок окончен.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X