Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ремезкова Светлана Алексеевна

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

скачать документ

Вернуться назад

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНРРемезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 17 г. СерпуховаСреди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки связной речи не достигают уровня необходимого для успешного обучения ребенка. Этому необходимо обучать специально. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыкам связного высказывания затруднено из-за того, что у них страдают все компоненты языковой системы.В практике существует много методов и приёмов обучения детей-логопатов навыкам связного высказывания, но часто они не являются эффективными.Составляя свою программу по обучению детей с ОНР связной речи, мы исходили из того, что речь и мышление должны развиваться одновременно, так как попытки разделить эти два процесса будут существенно тормозить коррекционный процесс. В основу нашей программы легли исследования В.К.Воробьёвой. В своих работах она указывает на то, что, в первую очередь, ребенка с ОНР необходимо научить узнавать образцы связных высказываний. В этой статье мы хотим рассказать о том, как проводится эта работа в нашем дошкольном учреждении.Основной задачей данного раздела обучения является формирование у детей практических представлений о связном высказывании, умения узнавать характерные признаки текста в процессе его восприятия. Эту работу мы начинаем со старшей группы, чтобы создать в памяти ребенка правильные образцы монологических высказываний, которые стали бы эталонами в процессе самостоятельной речи.Особую значимость в этой работе приобретает правильный отбор признаков текста, четко определяющий, какую речь можно назвать связной. Работа проводится в два этапа:Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения.Подбор языковых средств оформления связного сообщения.На первом этапе предусматривается использование на занятиях специальных упражнений.- Сопоставление рассказа и набора слов из него.- Сопоставление рассказа и набора разрозненных предложений.- Сопоставление рассказа и его деформированных вариантов ( с пропуском одной смысловой части или с заменой всех существительных на местоимения).- Сопоставление двух разных сообщений на одну и ту же тему.Поиск правильного образца должен опираться на проблемную ситуацию, организующую целенаправленный анализ и мотивирующую речевую деятельность детей. В процессе сопоставления текстовых образцов решаются и познавательные задачи. Дети учатся соотносить, сопоставлять содержание текста (например, с картинкой), делать выбор.Для выполнения этих упражнений мы предлагаем детям использовать карточки, на одной из которых нарисовано событие, описанное в рассказе, на другой – набор отдельных предметных или сюжетных картинок. Опыт показывает, что дети быстро осваивают этот способ опознания текста. Постепенно это умение необходимо перевести с наглядной основы - на вербальную. Для этого тоже используются карточки. Одна карточка обозначает «рассказ» (в подготовительной к школе группе это может быть карточка с буквой «Р»), другая – пустая, обозначающая отсутствие рассказа.В процессе работы дети учатся анализировать простые предложения, формируется поисковая деятельность детей. Педагогу же очень важно продумать вопросы к детям, стимулирующие эти процессы, правильно подобрать дидактический материал, который поможет ребенку научиться слушать и анализировать речь.Также в процессе работы детям необходимо показать, что об одном и том же предмете или событии можно рассказать по-разному. Например: берутся две загадки об одном и том же. Текст одной загадки оформлен в основном прилагательными, а текст другой –глаголами. «Длинные ушки, косые глазки, короткий хвост», «Каждого куста боится, убегает от лисицы» Детям задаются вопросы:- Что это за зверек?- Как вы догадались?- Какие слова в первой и второй загадках помогли вам догадаться, что это – заяц?Формирование ориентировочных умений обеспечивает возможность перехода к этапу самостоятельного связного высказывания.Список литературыВоробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2009.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X