Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Маклакова Наталья Александровна

"Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с бытом русского народа"

скачать документ

Вернуться назад

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с бытом русского народа».Маклакова Наталья Александровна.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад № 10» (МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 10).Воспитатель.С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество. Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Старшему дошкольному возрасту присуща тяга к новообразованию, поэтому в этом возрасте формирование нравственных чувств идет на основе обогащения знаний, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Где чаще всего с самого раннего детства ребенок видит окружающие его предметы? Конечно же, в своей семье, в своем доме. Поэтому первым направлением работы по приобщению детей к истокам русского народа я считаю знакомство детей с национальным бытом, где есть возможность познакомить детей с русской деревней; с предметами старинного быта русской избы; с укладом жизни русского народа, с ведением хозяйства; с русской кухней, с традициями русского чаепития; с наукой строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы; с русским костюмом мужчин, женщин и детей; с традиционными качествами характера русского человека (гостеприимство, трудолюбие, доброта, отзывчивость, смекалка, сила духа). Данное направление работы формирует у детей представления об облике русской деревни; способствует обогащению и обобщению знаний у детей о предметах старинного быта русской избы; знакомит детей с укладом жизни русского народа, с ведением хозяйства; знакомит с русской кухней, с традициями русского чаепития; дает понятия о мудрой науке строительства избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном убранстве избы; знакомит с русским костюмом мужчин, женщин и детей; дает понятия о традиционных качествах характера русского человека, об его гостеприимстве, трудолюбии, доброте, отзывчивости, смекалке; обогащает словарный запас детей; развивает познавательный интерес, психические процессы, активизирует речь, развивает воображение, творческие способности; воспитывает бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; воспитывает патриотические чувства. Теперь подробнее расскажу о работе с детьми по каждому разделу данного направления. Для решения первой задачи были продуманы и оформлены тематические альбомы «Жизнь в деревне», «Город и деревня»; фотоальбомы «Дома в деревне», «Мой отдых в деревне»; ширмы «Красота деревни», «Деревенские жители»; подобраны репродукции картин, иллюстрации в книгах. Подобран цикл фильмов («Деревня», «Домашние животные в деревне»); мультфильмов («Простоквашино», «Попугай Кеша в деревне») и презентаций. Во время организованной образовательной деятельности детям было рассказано и показано о жизни людей в деревне. А дети, которым знакома деревня, которые проводили лето у своих бабушек и дедушек рассказывали о деревне из личного опыта. Знания детей по ознакомлению с предметами утвари русской избы обогащались благодаря настоящим экспонатам, собранными воспитателями группы и подаренными родителями, благодаря дидактическим играм «Раздели посуду по назначению», «Отгадай», «Назови и покажи старинный предмет», наглядной информации (картинки, иллюстрации, презентации). Лучшим наглядным пособием по ознакомлению детей с домашней утварью – посудой, является мини – музей глиняной посуды, оформленный в группе. С детьми проводилась организованная образовательная деятельность в виде беседы «Деревня», «Профессии на селе», «Животные рядом с человеком», ознакомление с художественной литературой «У бабушки в деревне» Сергей Георгиев, «Было у бабушки сорок внучат» А.Барто, «Бабушкины сказки» С.Есенин, «Вот моя дервня» - стихи русских поэтов, рассказывание на тему «Быт русской избы». Дети самостоятельно проводили экскурсии по мини – выставкам, по мини – музеям для детей из других групп ДОУ, знакомя детей с домашней утварью. Участие детей в продуктивных видах деятельности, с использованием настоящей наглядности вызывало у детей огромный интерес, желание, радость от отличных результатов в работе. Ознакомление детей с укладом жизни русского народа, с ведением хозяйства происходило благодаря тщательно подобранному и оформленному своими руками наглядному и дидактическому материалу: картины, иллюстрации, репродукции картин (М.К.Клодт «На пашне», «Дубовая роща», «Село в Орловской губернии», Ф.А.Васильев «После грозы», А.Г.Венецианов «На пашне», И.Е.Репин «Проводы новобранца», К.В.Лебедев «Пляска»); альбомы по теме «Труд людей на селе», «Выращивание хлеба», «Детские забавы на селе», художественной литературе «Сельский двор» - издательство «Детская литература», «Животные в деревне»; дидактические игры «Заготовки бабушки», «Корзинка и кузовок», «Город и деревня», «Деревенский дом». С детьми проводились беседы на тему «Русская семья», «Обереги для семьи». Данное направление работы дает огромную возможность развивать у детей личностный потенциал через разнообразное творчество – рисование «Гончарное искусство», «Деревенский дом», аппликация «Скатерть на стол», «Рушники», лепка из пластилина, из глины «Кувшины для молока, миски для еды, хлебобулочные изделия».Дети познакомились с новой, необычной техникой «Валяние», где они узнали, что с помощью этого ручного труда изготавливалась русская народная обувь – валенки, и до сих пор эта обувь пользуется спросом у взрослых и детей. Техника «Плетение» познакомила детей с изготовлением плетеных предметов – корзинки, короба, посуда, дала возможность попробовать изготовить самим плетеное изделие. А изготовление тряпичных кукол, кукол «Детки в семье», кукол - оберегов вызвало массу радости, положительных эмоций, удовольствия. Знакомство с русской кухней и русским чаепитием проводилось через разные формы работы - наглядные пособия (альбомы «Посуда для чая», «Русское чаепитие», картинки, репродукции картин К.Е.Маковский «За чаем», Н.П. Богданов – Бельский «Чаепитие», Б.М.Кустодиев «Московский трактир», «На террасе», «Извозчики», В.М.Васнецов «Чаепитие в таверне»); «День открытых дверей» - где дети имели возможность пригласить к себе в гости детей из других групп, провести экскурсию по мини – музеям, показать и рассказать о чаепитии на Руси, угостить чаем в игре, проявить творчество в накрывании на стол; составление описательных рассказов о предметах и продуктах для чаепития, рассказывание детьми о предметах домашней утвари для чая, о традициях русского чаепития, о домашних блюдах русской кухни.Игровая, продуктивная деятельность детей не только в группе, но и во время прогулок. Гуляния на Масленицу с блинами и горячим чаем, которые запомнились и принесли массу удовольствия не только детям, но и родителям.Одна из глобальных форм работы с родителями – заседания клуба «Заботливые родители». Одна из тем заседания «Блюда русской кухни», где родителям были предложены блюда русской кухни, которые готовятся в нашем саду для детей. Родители имели возможность попробовать на вкус, приобрести рецепты для дальнейшего приготовления блюд в домашних условиях. Чтобы познакомить детей с русской избой, с ее наукой строительства, с традиционным назначением и использование каждой части избы, с повседневным убранством избы были продуманы и апробированы такие формы работы, как - наглядный материал в виде картинок, альбомов, макетов деревенских домов, макета убранства русской избы, где выделен красный угол избы с иконами, стол с караваем хлеба, солонкой и самоваром, с русской печью. Дидактические игры «Расставь в избе все по местам», «Наведи в доме порядок», строительные игры, где дети могли воспроизвести или самостоятельно построить землянку, деревенскую избу, терем и обыграть их. Трудовая деятельность помогла детям понять, что только благодаря труду люди могли построить себе жилища, облагородить их, обогатить домашней утварью, содержать в порядке и чистоте. Игровая деятельность, где дети закрепляли полученные знания. Наглядный материал, предметы - русские головные уборы – кокошники, венцы, созданные руками родителей и их детей, руками педагогов, продуктивные виды деятельности, с помощью которых дети и родители изготавливали и украшали русские костюмы и головные уборы обогатили знания детей и родителей о русских народных костюмах мужчин, женщин и детей. А досуги, развлечения, праздники в русских народных костюмах, мероприятие - «показ моды» являются итоговыми по решению данной задачи. Знакомство детей с традиционными качествами характера русского человека происходит благодаря обширной, разнообразной деятельности с детьми и их родителями в разных формах. Например, гостеприимство русских людей дети и взрослые показывали в досуговых, праздничных мероприятиях, в беседах, на днях открытых дверей, в игровой деятельности. Трудолюбие - беседы, показ и рассказывание русского народного фольклора, трудовая деятельность, дежурство.Великодушие, доброта – коллективные игры, игровые ситуации, беседы, помощь малышам и нуждающимся, акция «Спаси, помоги!». Сила физическая и сила духа, смекалка - чтение, рассказывание и показ русских народных сказок о богатырях, спортивные досуги, подвижные игры, дни здоровья. В результате огромной работы был создан мини – музей по приобщению детей к истокам, где дети могут знакомиться с национальными предметами, воочию увидеть убранство русской избы, принарядиться, померить одежду и обувь, пригласить гостей на чаепитие, на театральную постановку, раскрыть свой творческий потенциал, используя настоящие экспонаты для натуры. В итоге каждый ребенок и взрослый получил багаж знаний по данному направлению работы, испытал массу положительных эмоций, и всем стал понятен смысл стихотворения Н.А. Маклаковой:«Должен знать, и стар, и млад в каждом доме свой уклад.Быт наладить не пустяк, что - то сделаешь не так и пойдет все кувырком, а ведь нужно все ладком.Всей семьей работать дружно, быт в избе наладить нужно,В красный угол стол поставить, самовар, хлеб, соль расставить.А когда в семье уют, то гостей с душою ждут,самовары раздувают, чая с медом наливают,угощенье достают, хлеба пышные пекут, девки косы заплетают, бабы платки надевают».

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X