Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Гульвира Аскаровна Жаркналиева

Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях

скачать документ

Вернуться назад

Общение и его роль в трудных жизненных ситуацияхЖаркналиева Гульвира Аскаровнасоциальный педагогОтделение социально-психологической помощи детям, пострадавшимот жестокого обращения «Парусник»ГСКУ АО «ОСРЦ для несовершеннолетних «Исток»г.Астрахань, 2023 Жестокое обращение над ребёнком со стороны близких ему людей оказываются причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на различные сферы жизни человека. В наше отделение приезжают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, со всей территории Астраханской области. Трудные ситуации бывают разные, в том числе и ситуации жестокого обращения с ребенком. Наши воспитанники часто имеют негативный опыт общения со взрослыми, который они переносят на общение с другими детьми. Поэтому перед педагогами отделения стоит задача, прежде всего, сформировать у ребёнка навыки позитивного общения, что очень важно для усвоения способов продуктивного общения, необходимого для становления личностной культуры. В качестве основы воспитания детей в нашем отделении мы определили мотивы, основанные не на страхе наказания или желании получить одобрение, а на доброжелательном отношении друг к другу, на эмпатии, на осознании ценности дружбы и совместной деятельности. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Выделяют четыре уровня общения людей: 1) Уровень манипулирования. Это общение с человеком как с вещью. Нужна вещь в данный момент- я ее использую: приглашу в кино, дам списать контрольную. Манипулятор предполагает и просчитывает, как он в последующем использует этого человека. 2) Уровень игры. У каждого участника такого общения есть планы, цели, намерения в этих отношениях. Каждый ведет свою игру. Я не люблю этого человека. но стараюсь быть в его друзьях, потому что он отличник, потому что он сильный, потому что он гроза нашего района и т. д. 3) Уровень правового общения. Все участники общения уважают права каждого человека, участвующего в общении. Нормы и правила общения распространяются на всех. 4) Уровень нравственного общения. На этом уровне общение происходит на основе духовности-честности, прямоты, справедливости, порядочности.К сожалению, в настоящее время значительно увеличилось число детей, у которых наблюдаются проблемы в эмоционально – волевой сфере – это тревожность, агрессивность, замкнутость, застенчивость, гипервозбудимость, гиперактивность, страхи и т.д. В конечном итоге, все эти проблемы ведут к трудностям школьного обучения, и взаимоотношений ребенка со сверстниками, родителями. Особое место в данном вопросе занимают замкнутые дети, ведь замкнутость – это явление всеобщее и широко распространенное. Особенно ярко замкнутость проявляется в младшем школьном возрасте, а также в подростковом. Замкнутому ребенку труднее общаться со сверстниками, зачастую они сами избегают контакта с другими людьми. Они постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других детей. Замкнутые дети часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с замкнутыми детьми педагогической коррекции. При работе с замкнутыми детьми работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребенка не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому необходимо набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребенком. Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Замкнутость можно и нужно корректировать.В своей работе они используют педагогическую азбуку общения - игру.Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды развивающих игр для детей дошкольного возраста как: игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком : прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) - моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение. Все это развивает общение детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Хочу предложить игры и упражнения, которые я применяю в своей работе с детьми, которым трудно даётся общение.Упражнение «Закончи предложение»Цель: это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в свои силы.Ребенок по очереди заканчивает каждое из предложений:Я хочу…Я умею…Я смогу…Я добьюсь…Ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»Цель: упражнение способствует преодолению застенчивости, развитие уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир. Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное – не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать.После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Упражнение «Я в лучах солнца»Цель: развитие уверенности, позитивных качеств..Нарисовать солнышко, внутри написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие качества. Упражнение «Рисунок имени»Цель: содействовать повышению самоуважения у ребенка.Взрослый просит ребенка представить, что он уже вырос и стал известным мореплавателем либо врачом, или может быть, знаменитым ученым или писателем.Решено выпустить красивый альбом в честь каждого. На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Ребенок с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, можно их назвать устно, а затем на листе бумаги пишет красивое имя и рисует задуманное.Упражнение «Слова»Цель: помочь ребенку высказать собственную точку зрения по значимой проблеме.«Перед тобой разные красивые облачка. Каждое облачко имеет свое название, выбирай любое и читай вслух его название. Теперь тебе надо придумать, что означает для тебя эти слова. Например, «Веселье - это когда я играю с друзьями». Игра «Смак» Цель: развитие уверенности в себе и освоение некоторых способов общения в присутствии большого количества людей, а также тренировка умения вести разговор.Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы.Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Желательно также, чтобы присутствовали и зрители.Игра «Письмо»Цель: преодоление неуверенности в себе, развитие коммуникативных навыковПредложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.Игра «Перевоплощение» Цель: преодоление застенчивости, неуверенности, данная игра поможет ребенку стать спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями.Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца — вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.Упражнение «Расскажи стихотворение»Цель: преодоление застенчивости. Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли.Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а ...шепотом, с максимальной громкостью, с пулеметной скоростью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец. Упражнение «Лепестки» (групповое упражнение) Цель: Это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы. Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана на котором изображен цветок с заполненными лепестками.Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой «цветок» и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.Лепестки:Три вещи, которые мне нравятся Три вещи, которые мне не нравятся Человек, которым я восхищаюсь Три места, где я жил Что бы я хотел сделать Чем я горжусь. Замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, вы непременно освободите ребенка! Таким образом, в процессе комплексной реабилитации, отмечаем у воспитанников , подвергшихся жестокому обращению:повышение уверенности в себе и в собственных силах;снижение эмоционального напряжения и уровня тревожности;улучшение коммуникативных навыков;повышение общего фона настроения;формирование волевой саморегуляции.Литература:Алексеева Л.С.Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. —М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016 — (Библиотека журнала «Директор школы».)Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. Издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2006г. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X