Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ковалева Анастасия Николаевна

Волнение накануне публичных выступлений у учащихся музыкальных школ. Ключи к преодолению.

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: «Волнение накануне публичных выступлений у учащихся музыкальных школ. Ключи к преодолению»Автор: Ковалева Анастасия НиколаевнаОрганизация: МБУДО НГДМШ имени П. И. Чайковского, Великий НовгородДолжность автора: концертмейстер.«…когда все вещи пребывают в покое, когда все в своих действиях следуют за своими начальниками, тогда музыка поддается завершению. Когда желания и страсти не идут неверными путями, тогда музыка поддается усовершенствованию. У совершенной музыки есть свое основание. Она возникает из равновесия.» (Г. Гессе «Игра в бисер»). Всё больше наша жизнь связана с коммуникацией, связями с общественностью и «выходом в свет». И тем лучше, если человек уже с детства будет развивать в себе «мягкие навыки». У обучающихся в музыкальных школах есть такая уникальная возможность: ведь обучение музыке предполагает периодические публичные выступления (исполнение музыкальных произведений на концертах, конкурсах, различных мероприятиях). Педагоги и концертмейстеры в таких ситуациях помогают не только с исполнительской точки зрения, но и с психологической, так сказать и «вне игры». Подсказывают и ищут общие и индивидуальные «ключики» к каждому ученику в направлении преодоления боязни и волнения перед публичными выступлениями.Основные пункты такой работы могут быть следующими:создание ситуаций публичного выступления для учащихсяработа с родителями проведение тематических классных часовсоздание презентаций и для учеников, и для родителей. Что говорить ученикам, родителям? Какие предложить методы и приемы в презентациях? Об этом хочу рассказать далее: примеры из моей концертмейстерской практики.Наверно, все люди подвержены волнению перед публичным выступлением и/или в процессе него. Задача музыкантов – не исключить волнение на 100%, а уметь «охладить» его, и главное, обернуть его в свою пользу. Справиться с такой задачей можно разными способами, опробовать их и выбрать наиболее подходящий для себя и конечно, следует использрвать опыт известных исполнителей. В последнем помогут чтение книг с их авторством, статей, знакомство с интервью, рассказы об их первых выходах на сцену.Если произведение хорошо выучено, а в ближайшее время по графику только уроки по расписанию – репетируйте ситуацию исполнения на уроке. Такой подход важен потому, что выступления могут быть неожиданными, планы могут меняться, и артист любого возраста (даже юного) должен быть всегда готов. Такая «тренировка» также полезна в подготовке к запланированному конкретному выступлению. Создать ситуацию публичного выступления можно и в классе школы, и дома: пригласить пару людей послушать себя, представить публику, поставить фотографии людей и оживить их в своем воображении. Очень выручает метод визуализации. По – разному можно относиться к новомодным тенденциям визуализировать, однако прием визуализации, внутреннего видения своего выступления музыканты, публичные люди применяют давно. И это работает! Итак, представьте свое выступление, соберите зрительно все звенья цепочки:выход на сценунастрой на характер произведениявзгляд на концертмейстераисполнение (услышьте внутренним слухом свое исполнение)поклон и уход со сцены.Сфокусируйтесь на том, что всё получилось хорошо и вы довольны своим выступлением.Выше описанные приемы можно практиковать задолго от выступления, не привязываясь к конкретной дате выхода на публику.Далее хочу предложить приемы, которые помогут непосредственно в день игры.Один из таких приемов – «метод светофора». Параметры вашегой светофора вы можете подобрать индивидуально, чтобы было комфортно именно вам. Например, красный свет – за 1,5 часа до выступления, я могу позволить себе волноваться. За час до выступления переключаюсь на желтый свет, т. е. волнуюсь, но уже начинаю сосредотачиваться на выступлении. Зеленый свет – я полностью сосредоточен на выступлении, концерт начнется через 15 минут, включаю в себе свет движения. Мой ум, мои чувства, моя техника игры оживлены, чтобы с интересом и вдохновением играть. Такой настрой особенно выручает тех, кто чувствует оцепенение, ступор перед выступлением! Создайте особое настроение в день выступления! И дело даже не в наряде, прическе, обуви. Мы часто не отдаем себе отчет, что выступление – это по сути долгожданный праздник, это итог совместного труда, творческих поисков. Пришло время насладиться всем, что предшествовало концерту (конкурсу, экзамену), поделиться с другими, т.е. публикой. Тем более концерты часто действительно приурочены к датам, праздникам и тоже организаторы создают особую атмосферу в зале. Такой прием особого настроения нужен нам всем – и педагогам, и ученикам, и родителям. И особенно хорошо он работает для тех, кто экстравертен. Такие дети проникаются идеей всеобщей причастности к яркому мероприятию, возможностью поведать о чем – то через музыку другим людям. Ученики буквально «загораются» этими идеями и чувствуют себя великолепно перед выходом на сцену.Все приемы связаны с внутренним представлением, с внутренним слышанием: подходят они разным ученикам по – разному в зависимости от их темперамента, индивидуальных особенностей, возраста. Однако для всех важно и внутреннее понимание, осознание своего волнения. Здесь действует, пожалуй, общая аксиома. Нужно понять и принять, что волнение – это нормально. Оно как раз должно быть у творческого человека. Волнение – признак неравнодушия к тому, что ты делаешь. Волноваться нужно не по поводу самого факта выступления перед публикой, а по поводу того, как лучше донести замысел композитора и самих исполнителей до слушателей, как раскрыть содержание музыки «здесь и сейчас».Также важно понимать, что человек смотрит по – разному на одну и ту же ситуацию (хоть ребенок, хоть взрослый). Ваши эмоции, степень волнения зависят только от вас. Почувствуйте, насколько волнение захватывает именно вас, подберите ключ к себе в данной ситуации, подружитесь с волнением и сделайте его своим союзником. И какой метод вам больше поможет – тоже наиболее важно для вас. И как раз хотелось бы привести иллюстрацию данного тезиса, которая подойдет именно для детей. Кадр из семейного фильма «Кристофер Робин», где Винни, Ослик, Тигра перечисляют, что они видят в окне поезда. Каждый из них называет разные эмоции – «картинки», хотя пейзаж и ситуация у них одна и та же (время кадра с 1:18:53). Я начала с того, что обучение в музыкальной школе, так или иначе связанное с публичными выступлениями, способствует развитию soft skills. На примере этой статьи можно убедиться в этом. Тренируя себя на выходы перед публикой в музыкальной школе, ребенок действительно «запускает» развитие таких навыков. Ведь здесь уже можно замечать умение коммуницировать, подать себя и других людей (кто играет не один на сцене). Все это поможет ему не только в музыкальной, но и в другой деятельности, и далее во взрослой жизни. Список источников и использованной литературы: Гессе Г. «Игра в бисер» [роман], Москва, издательство АСТ, 2021;Горноставева В. «Два часа после концерта», Дубна: Издательство Свента, 1995;Зильберквит М. «Мир музыки», Москва, Издательство «Детская литература», 1988;Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей», Издательство «Планета музыки», 2021;Фильм «Кристофер Робин», производство США, Великобритания, 2018.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X