Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Калашникова Светлана Ивановна

Методическая разработка.Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного города

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное Беловское дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44 «Сказка»Методическая разработкаСовместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного городаПедагога МБДОУ: Калашникова С.И. Актуальность разработкиМаленькая родина все равно большая, ведь она единственная. Ж.РенарМоя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все! Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.Родители являются первыми и основными воспитателями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Необходимость и важность сотрудничества семьи и ДОУ никогда не ставились под сомнение. В наши дни в образовании происходит много перемен, в том числе и в сфере взаимодействия с семьями воспитанников.С одной стороны, современные родители все чаще выбирают активную жизненную позицию, проявляют искреннюю заинтересованность в работе учреждений образования, охотно принимают участие в работе управляющих советов учреждений и общественных родительских организаций. С другой стороны, педагоги с сожалением замечают, что многие родители не так много общаются со своими детьми, общение это порой однобоко или даже формально.Конечно, современная семья испытывает серьезные трудности, которые связаны с расслоением общества, материальными проблемами, затруднениями социальной и географической мобильности, миграцией, ухудшением здоровья детей и взрослых.Именно поэтому сейчас актуально не только и не столько решение традиционных задач психолого-педагогического просвещения родителей, а непосредственное вовлечение семьи в решение образовательных задач. Причем понятие «образовательный процесс», понимаемый в широком смысле этого слова, - это не только знания, которые приобретает ребенок, но и влияние на формирование ОБРАЗА РЕБЕНКА.Несомненно, для достижения такого результата необходимо тесное взаимодействие детского сада и семьи. Важен поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга, переход от понятия «работа с родителями» к понятиям «взаимодействие» и «сопровождение семьи». Так, с одной стороны, сейчас детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, а с другой стороны, социальное партнерство между родителями и дошкольными учреждениями рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.Важно довести до сведения родителей, что как бы мы, педагоги, не воспитывали их детей, большая ответственность все же лежит на родителях, ведь дети учатся на примере взрослых. Поэтому родители должны следить за своим поведением в присутствии ребенка, приучать его поддерживать порядок дома и на улице. Основная задача педагога – показать красоту родного города и вызвать восхищение детей, воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, чистым, формировать основы понятия «Я – горожанин». Обязательна совместная деятельность по схеме «дети-родители-педагоги», потому что без взаимодействия с семьей в этом вопросе «игра будет в одни ворота».Цель: разработка системы совместной деятельности детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного города.Задачи: 1. Подбор, изучение и анализ психолого-педагогической литературы и наглядного материала по проблеме исследования.2. Раскрыть сущность совместной работы детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного города.3. Выявить, способствует ли совместная работа детского сада и семьи приобщению ребенка к культуре родного города.4. Составить план совместной деятельности детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного города.Воспитание начал патриотизма и гражданственности Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, искусству. Дети должны не только узнавать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.Культура – это созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни.Одним из самых важных проявлений культуры человека является чувство любви к родному краю. Родина есть только у того, кто ее любит. Нельзя человека насильно заставить любить. Это право его свободного выбора. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако знать эту культуру невозможно без изучения того, что явилось ее смысловым и ценностным источником и содержанием.Культурный человек – человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.Краеведение – это знание о крае (стране, городе, поселке или другом месте). Но не каждое новое знание делает человека более культурным. Обратимся к помощи науки этимологии – разделу языкознания, который изучает происхождение слов. В славянском языке слову «знать» родственны слова «ведать», «разуметь» и «познавать». Такое различие значений слова показывает, что знакомиться с новым явлением можно по-разному: усвоить сам факт существования этого явления («ведать»), понять смысл этого явления («уразуметь»), и, не удовлетворяясь своими знаниями, углублять понимание, раскрывать новое в уже знакомом («познавать»). Быть краеведом – означает «узнавать» (получать информацию о крае), «уразумевать» (стараться понять ее смысл) и «познавать» (стремиться расширить и углубить грани познания родного края). Культура – это свод правил и образцов поведения людей. Следовательно культура родного края – это совокупность производственных, общественных, духовных достижений, свод правил и образцов поведения людей того края, в котором родился и вырос человек.Любовь к Родине – чувство, которое мало поддается измерению. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом педагога входит в жизнь Гражданина.Что такое человек, откуда он пришел, почему в июне солнце светит так, а в декабре иначе, почему гремит гром, почему люди умирают и что с ними происходит после смерти – многие из этих вопросов нельзя считать до конца решенными на сегодняшний день. Мы знаем, ими занимаются такие науки, как астрономия, этнология и многие другие. Созданные человеком самые первые наивные и мудрые объяснения устройства окружающего мира существовало всегда – и тогда, когда не было письменности и позднее, когда она существовала, но основная масса людей была неграмотна, и единственной формой передачи знаний было устное слово.Деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни, окруженные особым «культурным полем». Суть этого «культурного поля» составляли народные традиции. Это и песни, стихи, хороводы, посиделки и многое другое. Колыбельные песни, поговорки, свадебные песни, прощальные плачи – все это окружало человека с тех самых пор, как появилась речь. Что хорошо, что плохо, как следует, как ни следует, чего бояться, чему радоваться – на все эти вопросы народная мудрость давала ответы. А кому эти ответы предназначались, кому звучали напутствием, для кого бережно сохранялись и передавались? Конечно же, детям и потомкам.Существует бесспорная истина: чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур. «Человек, ушедший от своего народа, никогда не придет к другому» (Вазген ).Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является духовно-патриотическое воспитание и образование детей. Этому способствует знание отечественной истории. «Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала» (Владимир Мономах). Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Задачи эти должны решаться в совместной работе детского сада и семьи. Ведь любовь к родному краю, знание культуры родного края начинается с любви к семье.В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении экскурсий, праздников, чтении художественной литературы и т. д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, окружающим миром. В семье в общении с родителями, с братьями, сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. 1.2 Роль семьи в формировании личности За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное – «Так мама сказала!»; «Так велел папа». Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа – шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.1.3 Содержание и формы совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой родного края (города) В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В связи с этим дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.Сила семейного влияния на ребёнка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывает воздействие и особенности быта, уклада жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Поэтому привлечение педагогами к совместной работе в развитии и воспитании детей семьи бесспорно важно.Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать, чтобы способствовать образованию у ребёнка элементарных понятий, формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка.Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д.;- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.Воспитателям нужно информировать родителей о том, что узнали дети о родном крае на занятии или экскурсии. Чтобы привлечь семью к совместной работе педагоги могут советовать, куда следует совершить прогулку с ребенком, на что обратить внимание, о чем побеседовать с ребенком. Также педагоги советуют родителям посещение краеведческого музея, различных выставок, экскурсий по родным местам, посещение театров, местных праздников, прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы, знакомство с историей родного края.Содержание совместной работы здесь дифференцируется по следующим направлениям:здоровье и физическое развитие;познавательно-речевое развитие; социально-личностное развитие;художественно-эстетическое развитие.Ведущая роль во взаимодействии педагогов и семьи по физическому воспитанию дошкольников принадлежит организации совместной деятельности взрослых и детей. В качестве интересной формы организации совместной деятельности предлагается использовать систему встреч-занятий в семейном клубе «День здоровья». Основное содержание встреч в семейном клубе составляет совместное участие взрослых и детей в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах, тренингах, парных упражнениях родителей и детей под руководством воспитателя.В приобщении ребенка к культуре родного края (города) можно воспользоваться предложенными формами взаимодействия с семьей по вопросам познавательного развития. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. Знакомство с родным краем, как уже было сказано, начинается со знакомства со своей семьей. Предлагается такая форма работы с семьей, как создание альбома «Моя семья». Дети с гордостью рассказывают своим друзьям о своей семье. Таким образом, развивается и речь детей.Также предлагается использование традиции «Встречи с интересными людьми». Данная традиция нужна для формирования у детей понятия «деятельность людей», умение общаться с людьми.Предлагается ещё и такая форма работы, как – семейные проекты «Познаем вместе». Совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, дел, общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием.Суть семейного проекта «Познаем вместе»: каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по самостоятельно выбранной теме. Педагоги предлагают определённый порядок по подготовке материала:1. Родители вместе с ребёнком намечают план действий (что надо сделать для выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть телепередачи, посетить музеи, выставки и пр.)2. Предусматриваются и практические дела в зависимости от выбранной темы (например, как мы ухаживаем за собакой, выращиваем растения и пр.)3. Выполнив все мероприятия, родители обсуждают с ребёнком, всё ли сделано из того, что задумывалось; что получилось хорошо, что было делать легко, а что трудно.4. Собранная по теме информация оформляется (газета, альбом, текст, рисунки, фотографии). Далее следует представление своего проекта друзьям в группе. В презентации принимают участие и ребёнок, и его родители (близкие). Педагоги могут предложить темы, связанные с культурой родного края («Традиции нашего села», «Памятные места родного города», «Красота родных мест» и др.)Приобщение детей к культуре родного края невозможно без художественно-эстетического развития детей. Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественные произведения, рассматривать с ними книги, иллюстрации к ним, вести беседы о прочитанном.Таким образом, используя разные формы взаимодействия, детский сад и семья могут осуществлять совместную работу в приобщении детей к культуре родного края. Нужно, чтобы у дошкольников постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью родного края и всей страны является Человек.Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения служат:Первое направление – повышение уровня педагогической компетенции родителей через специальные лекции, семинары, пособия, раскрывающие особенности развития ребенка-дошкольника и предлагающие приемы соответствующей образовательной работы.Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий (дней здоровья, совместных сезонных и тематических праздников для взрослых и детей, семейных клубов и т.п.). Третье направление – повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность.Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитии каждого ребенка. В ДОУ практикуются такие формы работы с родителями:Групповые собранияДень открытых дверейБеседы Консультации Семинары-практикумы Родительские конференции и др.Одной из нетрадиционных форм работы с родителями (см. приложение 1) является совместная деятельность детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края.В соответствии с педагогическими подходами содержание знаний о родном крае условно разделяется на три основных блока:мир природы; деятельность человека; культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе.Программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром по нравственно-патриотическому воспитанию Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи.По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях Авторы программ предлагают следующие формы взаимодействия с родителями: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие,макета улицы, составленного из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.С большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственников в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность.Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.Практическая частьПлан совместной деятельности детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного городаДошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». Программа «Родной город» и деятельность педагогов по приобщению детей к культуре городаВ народе говорят: «Посеянное вовремя жемчугом взойдет». Особенно важны такие слова нам, педагогам детских садов. Ведь мы, наравне с родителями наших дошколят, сеем и взращиваем в детских душах семена любви к родной природе, дому, семье, городу, Отечеству. Процесс не только освоения, но и наследования традиций отечественной культуры – это и есть патриотическое воспитание.Наш детский сад работает по программе «Родной город» с 2006 года.Цель данной программы - дать дошкольникам с учетом возрастных особенностей знания о родном городе Электростали, как о малой Родине. По данному плану-программе педагогическая деятельность проводится в трех направлениях:Специально организованное обучение в форме занятий с детьми;Совместная деятельность взрослого с детьми (проведение целевых прогулок, наблюдений, бесед, чтение художественной литературы, игры, работа с родителями);Самостоятельная деятельность детей (продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование; ознакомление с литературой, иллюстрациями, фотоматериалом). Такое построение плана-программы обеспечивает системный подход к краеведческому образованию детей, формирует осознанное отношение к своему городу, родному краю. Работа с родителями по программе «Родной город»Большое внимание уделяется работе с родителями. Обязательно рекомендуется посещение с детьми достопримечательностей города, расположенных далеко от детского сада, принимать вместе с детьми участие в общественных мероприятиях, проходящих в нашем городе. Также важно побеседовать с родителями о том, что как бы мы педагоги, не воспитывали их детей, большая ответственность все же лежит на родителях, ведь дети учатся на примере взрослых. Поэтому родители должны следить за своим поведением в присутствии ребенка, приучать его поддерживать порядок дома и на улице.Главная задача в работе с детьми младшей группы – развивать интерес к родному городу, уважение к людям труда. У малышей уже начинают формироваться нравственные чувства, поэтому педагогу особое внимание следует уделять информации о том, что взрослые во всякое время года заботятся о родном городе, о его чистоте и порядке, а дети могут оказывать посильную помощь в его поддержании.Детей средней группы надо знакомить с достопримечательностями родного города, используя для этого фотоматериал, беседы, экскурсии, активно привлекая родителей. Основная задача педагога и родителей – показать красоту родного города и вызвать восхищение детей, воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым, формировать основы понятия – «Я-беловчанин». Для этого родителям рекомендуют в течение учебного года посещение городских мероприятий, исторических мест города; советуют приобщать детей к посильному труду.С детьми старшего дошкольного возраста значительно расширяется и усложняется работа по ознакомлению с родным городом, проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Воспитатель знакомит детей с названием того микрорайона, в котором они живут (Северный, Южный, Западный, Восточный, Центральный), используя при этом карту города, рассказывает о главных улицах и достопримечательностях, о спортивной и культурной жизни, о знаменитых людях, прославивших наш город – о ветеранах войны и труда.Родителям рекомендуется посещение с детьми библиотеки, Ногинского драматического театра, спортивного комплекса города. Кроме того, проводится анкетирование родителей, совместные праздники, выставки, конкурсы по темам, актуальным в данный период учебного года.В старшем дошкольном возрасте начинается работа по знакомству детей с историей города, которая неразрывно связана с историей России, Подмосковья.Педагоги доводят до сведения родителей, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:Задачи эстетического и нравственного воспитания: - слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны; - развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира;Задачи физического воспитания: развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.Приобщение дошкольников к трудовой деятельности: - труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности: нужно поощрять труд детей, в основе которого лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя и т.д. Формирование бережного отношения к природе: - важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей), сочеталась с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу. Методы, используемые в работе по патриотическому воспитанию дошкольников В работе по патриотическому воспитанию дошкольников используются следующие методы:Целевые прогулки и экскурсии;Наблюдения;Рассказ воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;Беседы с детьми о родном городе;Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций, картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;Привлечение детей к посильному общественному труду в ближайшем для детей окружении;Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручения, за хорошее поведение в общественных местах;Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.Важно помнить, что мировоззрение взрослого (педагога, родителей), его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания. Обязательна совместная деятельность по схеме «дети – родители – педагоги». Список использованной литературы1. Баринова, Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб [Текст]: пособие для воспитателей/ Н.М. Баринова. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 92 с.2. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]/Н.Ф.Виноградова, Т.А.Куликова. – М.: Просвещение, 2011. – 128с.3. Город мастеров. Электросталь, 1916-1998 [Текст]/Д.И.Войниченко (и др.). – Электросталь, 2005. – 424 с.4. Губанихина, Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи [Текст]/Е.В.Губанихина//Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С. 58-66.5. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования [Текст]/ Т.Доронова, С.Доронов// Дошкольное воспитание. – 2014. - №1. - С. 49-55. 6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 7-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 416 с.7. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет [Текст]: методич. пособие/Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.8. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать [Текст]: методич. пособие по патриотическому воспитанию/Л.В.Логинова. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 72 с.9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд.; испр.- М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.10. Подмосковье. На восток от Москвы [Текст]: уч. пособие для школ/Н.И.Скегина (и др.). – М.: АЗ МСК, 2004. – 120 с.11. Современные технологии обучения дошкольников [Текст]/сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.12. Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья [Текст]: уч. пособие/ под ред. Л.Н.Антоновой. – 3-е изд. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 256 с.13. Шеладева, С. Родители и воспитатели – партнеры [Текст]/ С.Шеладева, О.Пономарева, Н.Слободскова// Дошкольное воспитание. – 2012. - №12. – С.56-57. . 15. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci16. http://elweek.ru/17. http://doshvozrast.ru/metodich/metodich.htm18. http://www.suhanow.ru/19. http://electrostal.ru/20. http://www.elmc.ru/21. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/22. http://cleveridea.ru/Приложение 1Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителейНаименованиеС какой целью используется формаФормы проведения общенияИнформационно-аналитическиеВыявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотностиПроведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьмиСовместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставкахПознавательныеОзнакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста; формирование у родителей практических навыков воспитания детейСеминары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительскиеОзнакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детейИнформационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек Приложение 2Модель взаимодействия педагога и родителей.Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад-семья»Родительские собранияРодительские гостиныеУстные журналы для родителейДни открытых дверейСемейные праздникиЖурнал для родителей «Ключи от дома»Семейные и межсемейные проектыПамятки и информационные письмаИнформационные корзиныСовместное обсуждение и планирование мероприятий, обмен опытомВзаимодействиеродителей и узких специалистов (круглые столы) гостиные)ПриложениеСхема работы по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре посредством праздников.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X