Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ольга

«Выявление и развитие одаренности детей на занятиях хореографии в учреждении дополнительного образования».

скачать документ

Вернуться назад

«Выявление и развитие одаренности детейна занятиях хореографии в учреждении дополнительного образования».педагог дополнительного образования Селиванова Ольга Ивановна…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.Ф. БэконВ настоящее время одной из самых важных задач в системе дополнительного образования является всестороннее развитие личности и, соответственно, повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Танец - прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка, эстетика, пластика движений. Средствами танца достигаются техническое совершенство, культура движений, а также тренируется мышечный аппарат будущего исполнителя. Занятия хореографией оказывают положительное воздействие на физическое развитие детей, содействуют их эстетическому воспитанию, способствуют росту общей культуры. Используемые в хореографии движения, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.В хореографический коллектив Дома творчества приходят дети с разными физическими данными. Задача педагога развивать данные учащихся на столько, на сколько позволяют его физические способности. Существуют критерии, по которым проходит выявление одаренных детей: музыкальный слух, гибкость корпуса, эластичность стопы, танцевальный шаг, артистичность, работоспособность, выносливость как физическая, так и психологическая. Образовательный процесс в группе хореографии с одаренными детьми строится на основе принципов:Принципы выявления и развития одаренных и мотивированных к обучению детей:приоритет интересов личности ребёнка, его права на свободу выбора, забота о его здоровье;учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности;доступность и открытость;развитие разнообразных форм сотрудничества учащихся и педагогов;индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех этапах обучения;свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.Педагогические технологии являются важным фактором успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств одарённых учащихся. Использование педагогических образовательных технологий даёт высокий результат в обучении одаренных детей. - Диагностические технологии, позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это - просмотр детьми на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;- Технология проблемного обучения. Эту технология рассматривается как базовая. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.- Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение учащимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.- Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, применяются компьютеризованные средства обучения.- Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.- Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Индивидуальная работа осуществляется во время работы со всей группой и индивидуально. Методы работы с одарёнными детьми.Методы наблюдения за учащимися во время занятий;Методы стимулирования обучения: Создание ситуации успеха: участие в конкурсах, выставках, мероприятиях внутри Дома творчества, также в районных. Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами родителей;Методы организации учебно-познавательной деятельности: Творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение творческих задач, самостоятельные практические работы, психодиагностические тренинги;Методы контроля: тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль.Выявление и развитие одаренных детей Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Существует множество психологических методов, способных дать ответ на этот вопрос. Каждый педагог обладает минимумом психологических знаний, помогающих выявить одарённых детей. Чтобы организовать работу по выявлению и развитию одаренных детей необходимо соблюдать создание условий для роста профессионального мастерства педагогических работников.– организация повышения квалификации педагогов;– внедрение современных образовательных технологий;– игровые технологии;– системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов);– личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);– технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко);– разноуровневое обучение;– модульное обучение;– обучение по индивидуальному учебному плану;– проектная деятельность.В Доме творчества сложилась своя система диагностики, выявления и развития одаренности ребенка, которая служит средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.Диагностика проводится в три этапа.Стартовая диагностика. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе целенаправленного метода наблюдения за деятельностью детей, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка во время занятий, выделять среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания или решение его необычным путём, что позволяет определить первые признаки одаренности.Рубежная диагностика - анализ результатов аналитических наблюдений педагогов. Определение и выявление одарённых детей предполагает более углубленное знакомство с ними, оценка продуктов их деятельности, достижения и интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. - оказание помощи в решении их индивидуальных проблем - физическое и психологическое здоровье, общение; - создание условий для самореализации - участие в конкурсах, исследовательской деятельности, профессиональное самоопределение;- создание портфолио достижений одарённых детей;- систематическое участие детей в конкурсах, фестивалях, выставках, концертных мероприятиях;- применение различных форм работы с родителями одарённых детей;- деловые игры, тренинговые занятия, информационные стенды, тематические встречи, индивидуальные консультации.3. Итоговая диагностика – поддержка и сопровождение одарённых детей. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности, организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов.- опросы, анкетирование;- открытость отчётности по работе с одарёнными детьми для широкого профессионального и общественного обсуждения:- размещение отчётов на официальном сайте учреждения, информационных стендах.Работа и сотрудничество с родителями.Большое значение и успех в развитии творческой одаренности детей достигается не только благодаря целостной грамотной работе преподавателя на занятии, но также благодаря взаимосвязи с родителями. Все больше родителей заинтересованы в дополнительном образовании своих детей. Они оказывают большую поддержку и помощь в работе объединений. Работа с родителями носит разнообразный характер, это и родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации, совместные мероприятия, праздники и экскурсии, помощь в приобретении костюмов, обуви.Ожидаемые результатыВ Доме творчества созданы педагогически эффективные условия, обеспечивающие высокие достижения учащихся: - создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня; - увеличение количества одарённых и талантливых детей, проявляющих свои интеллектуальные, творческие способности; - определена стратегия педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.- повышение компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми;- скоординирована и интегрирована деятельность специалистов, педагогов и родителей в этом направлении.Перечень диагностик и методикМетодика оценки общей одаренности А.И. Савенков.Цель: выявить область одарённого ребёнка, степень выраженности у ребёнка тех или иных способностей.Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков).Цель: выявить виды одарённости ребёнка.Методика «Уровень сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка» (А.И. Савенков).Цель: уделять особое внимание поддержке одарённых, мотивированных детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости.Модифицированная анкета мотивации (Н.Г. Лусканова).Цель: определить уровень учебной мотивации учащихся.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Д. Андреева.Цель: изучение познавательной активности, тревожности и негативных эмоций в ходе учебной деятельности.Анкета «Учитель глазами учеников» (Н.И. Вечерина).Цель: сформировать представление об отношении учащихся к учебным предметам через восприятие педагога.Анкета профильной и социальной ориентации для учащихся (А.В. Вечерин).Цель: определить профильную и социальную ориентацию учащегося старших классов.Анкета для учащихся и родителей «Индивидуальные учебные планы» (А.В.Вечерин).Цель: определить качество образования в учреждении по реализации индивидуальных учебных планов.Тест «Цветные матрицы» (Д. Равена).Цель: определить уровень развития наглядно-образного мышления.Теста «Фигурная форма» (П.Торренс)Цель: определить уровень развития творческого мышления.Список литературыВотякова Л.Е. Составление программы «Одарённый ребёнок» в организациях дополнительного образования детей: методические рекомендации. – Сыктывкар: КРИРО, 2015, 35.Панютина Н.И. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. – Волгоград, 2008.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  – СПб., 1999. – С.540-543.Рубцов В.В., Юркевич В.С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 9–15.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одарённость: дар или испытание. – М.; Знание, 1990. – 80.Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X