Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Ольга Геннадьевна Лубянина

Развитие творческого подхода на уроках ансамбля"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Полазненская детская школа искусств»Методическая разработкана тему:"Развитие творческого подхода на уроках ансамбля " Лубянина Ольга Геннадьевнапреподаватель высшей квалификационной категории по классу домры, гитарыsolovevalubyanina@mail.ru 1.Содержание1. Содержание 12. Введение 23. Этапы становления коллектива 24. Особенности групповой деятельности 35. Методы развития коллектива 46. Руководитель и его коллектив 57. Вывод 58. Список используемой литературы 6 1 2. ВведениеВ настоящее время, как во всем мире, так и в нашем крае все большее внимание уделяется реформированию системы образования. Профессиональная компетентность одна из основных подструктур субъекта профессиональной деятельности, которая означает теоретическую и практическую готовность преподавателя к этой деятельности. В основе профессиональной компетентности лежит система профессиональной деятельности, профессиональных знаний, умений, которые преподаватель применяет в процессе решения профессиональных проблем. Я обратилась к теме «Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ. Компетентность руководителя», так как, в течение 15 лет работаю руководителем ансамбля малых форм. Специфика работы с таким коллективом в музыкальной школе заключается в том, что состав его практически, ежегодно обновляется, приходится учитывать возрастные особенности членов коллектива, их профессиональную подготовку, некоторые психологические тонкости, связанные с закономерностями общения людей друг с другом. 3. Этапы становления коллективаС точки зрения психологии коллектив есть группа людей, объединяющих свои усилия для выполнения общей цели, задачи. До того, как группа достигнет высокой стадии развития, именуемой коллективом, она проходит ряд этапов.Так различают:диффузную группу, в которой отношения людей не связаны содержанием общей деятельности. Таковой группой могут стать жильцы многоквартирного дома или пассажиры пригородной электрички;ассоциацию-группу, в которой межличностные отношения связаны общей деятельностью, но эти отношения не проникают вглубь личности. Таковы клубы любителей по интересам, болельщики одной спортивной команды, школьники одной школы;корпорацию-группу, в которой члены тесно объединены друг с другом, однако деятельность преследует узко корпоративные цели. 2 4. Особенности групповой деятельностиОдним из наиболее существенных психологических явлений, которое можно наблюдать в группе, является конформность, под которой понимается свойственная человеку черта, выражающаяся в его податливости давлению со стороны группы в ситуации конфликта, когда между его мнением и мнением группы имеются расхождения.Конформное поведение может играть в развитии личности человека двоякую роль. Если индивид находится на более низкой стадии морального и интеллектуального развития, чем группа, то оно будет выступать как положительный фактор. Так, я в своей практике ведения предмета ансамбль, убеждаюсь, что более «слабый» ученик, старается больше заниматься дома, учить свои партии, подражать более сильным ученикам. Если же индивид по своим качествам будет превосходить в каком-либо отношении коллектив, то давление коллектива будет оказывать на личность разрушающее влияние. Так, хороший музыкант, попав в ансамбль, отличающийся неряшливостью игры и отсутствием интересного репертуара, может потерять личные профессиональные ценные качества.Для успешной деятельности коллектива большое значение имеет его сплоченность.Американский социальный психолог Дж. Морено разработал метод изучения межличностных отношений в малых группах на основе опроса каждого члена группы относительно того, с кем бы тот предпочитал вместе работать, отдыхать, проводить своё свободное время в первую очередь, с кем во вторую, с кем в третью. Лица, получившие наибольшее количество выборов, становятся неформальными «звездами» коллектива. Те, которые получили наименьшее количество таких выборов – «отверженными». Подобный социометрический тест может дать руководителю коллектива оперативную информацию о структуре внутригрупповых связей и психологическом самочувствии каждого члена коллектива. Те члены коллектива, которые находятся в состоянии изоляции, чувствуют себя психологически дискомфортно и поэтому в интересах общего дела желательно подключать их более активно в общее дело коллектива. Такой опрос я провожу в начале каждого полугодия и могу судить, кто на данном этапе является лидером музыкального коллектива, а кого надо «подтянуть», вдохновить на творческую работу.Групповая деятельность может быть построена как на основе принципов кооперации, предполагающих взаимопомощь и сотрудничество, так на основе принципа конкуренции. Например, членам кооперативных групп сообщалось, что в качестве основного показателя успехи их 3 деятельности будут выступать групповые работы, а индивидуальные достижения учитываться не будут. Членам конкурентных групп давали инструкцию противоположного типа. В обоих случаях оценивалась только продуктивность групповой работы. Группы с кооперативным типом отношений явно превосходили конкурентные как по общей атмосфере, так и по качеству работы. Отмечая большое значение сплоченности коллектива для эффективности его деятельности, психологи вместе с тем указывают на то, что слишком теплые и дружеские отношения могут вредить работе. При слишком тёплых отношениях члены группы большую часть своей энергии направляют не на работу, а на поддержание хороших межличностных отношений и работа незаметно отходит на второй план.На успешность деятельности музыкального коллектива большое влияние оказывает профессиональная компетентность руководства. При авторитарных методах руководства большинство решений принимается самим руководителем. Управление осуществляется при помощи директив и приказов, подлежащих безоговорочному исполнению.Демократические принципы управления основаны на признании прав подчиненных участвовать в выработке решений.Третий тип управления называется попустительским, при котором ни руководитель, ни коллектив не обсуждают и не участвуют в поступательном развитии коллектива, не намечают перспективы развития. Результаты деятельности такого коллектива, как правило, ниже среднего. 5. Методы развития коллективаОдним из наиболее эффективных методов развития коллектива и формирования в нем ценностно-ориентационного единства является групповая дискуссия. В ходе групповых дискуссий члены группы лучше узнают друг друга, между ними легче возникают дружеские и деловые отношения. При решении сложных и неординарных проблем в жизни коллектива психологи рекомендуют практику «мозгового штурма». В основе этой методики лежит свободное высказывание самых разных, вплоть до нелепых, идей, могущих способствовать разрешению проблемы. Соблюдается только одно важное условие, участникам «мозговой атаки» категорически запрещается критиковать выдвигаемые предложения. В неформальной обстановке мы: пробуем, ошибаемся, проявляем креативность в решении задач, проявляем находчивость, применяем нестандартные решения, импровизируем, подбираем по слуху. 4 6. Руководитель и его коллективРуководить – значит приводить своих подопечных к успеху и самореализации.Деятельность руководителя музыкального коллектива – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Черты личности руководителя, стиль его обращения с музыкантами накладывают на коллектив особый отпечаток к манере игры, что хорошо улавливают опытные руководителя.Как уже было отмечено, музыкальным коллективом можно управлять исходя как из авторитарных, диктаторских принципов, так и демократических и коллегиальных. Очень важным является умение руководителя делать своим музыкантам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них замечания воспринимаются болезненно. Чтобы такого не происходило, я придерживаюсь следующих принципов в процессе общения:начинаю с похвалы учащихся;указываю на ошибки не прямо, а косвенно;сначала предлагаю поговорить о собственных ошибках, а потом уже критиковать игру своих учеников;задавать учащимся вопросы, вместо того, чтобы им приказывать;выражать одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечать каждый их успех;создавать хорошую репутацию музыкальному коллективу, которую они будут пытаться сохранить.Способность руководителя к общению является одной из составных граней его таланта. Ошибки в общении руководителя со своими музыкантами приводят к тому, что они не раскрывают полностью своих возможностей.7. Вывод Для успешного участия в ансамбле или оркестре каждый музыкант должен обладать определенной долей конформизма. Любой коллектив в ходе своего развития проходит ряд стадий развития, и сплоченный коллектив музыкантов отличает единство во мнениях, взглядах. В таком коллективе человек себя чувствует уютно и получает наибольшие возможности для развития своей личности. 5 Руководитель может придерживаться разных способов общения с коллективом. Умелым руководством, с учётом всех психологических нюансов, руководитель может поднять музыкальный коллектив не небывалую высоту художественных достижений. Подтверждая свою компетентность как руководителя музыкального коллектива, я убедилась в этом на примере моего ансамбля домр: используя все упомянутые принципы руководства, учитывая возрастные особенности учащихся, мой коллектив добился определенных успехов.В ансамбле может играть каждый, в ансамбле любят играть все! Не каждый учащийся «дорастает» до сольных выступлений, а игра в ансамбле -это такой замечательный вид творчества, который позволяет выйти на сцену любому ученику и там раскрыть себя. Я стараюсь привить ученикам любовь к музыке, к выступлениям, воспитываю чувство взаимопонимания, взаимовыручки. Каждому ставлю посильные задачи.Задачи при игре в ансамбле бывают разные. Одна часть – конкурсная: отработанные яркие выступления, а другая, не менее важная – дать каждому участнику ансамбля возможность почувствовать себя настоящим артистом на сцене. В ансамбле я не разделяю на сильных и слабых. Стремлюсь к тому, чтобы ансамбль был единым организмом. Каждый ученик – частичка общей картины, а каждая его частица – залог общего успеха. Ни кто не имеет права подкачать. А я, руководитель ансамбля, как мастер, составляю частички мозаики в многоцветную картину музыки. Это кропотливая, порой тяжелая, порой однообразная, порой веселая работа. Из чего складывается моя картина? Из ежедневных уроков, репетиций, концертов, поездок. Самые яркие элементы картины – мои ученики. Порой бывает трудно их «собрать» в единый организм, на это уходит не один год. Но успехи и победы моих учеников приносят РАДОСТЬ! Несмотря на то, что работа с коллективом в музыкальной школе не позволяет сохранять постоянный состав его участников, нами достигнуты серьезные успехи. Начиная с выступлений на конкурсах и мероприятиях школьного и районного масштаба, мы впоследствии вышли на Всероссийский и Международный уровень: стали лауреатами и дипломантами краевого конкурса «Русская фантазия», международного конкурса «Данко-2008»; «Данко-2009» г.Одесса, Всероссийского фестиваля-конкурса «Морозко 2010» г. Казань, Международного конкурса детей и юношества «Урал собирает друзей» 2012, 2013, 2014, 2015, г.Пермь, Международного конкурса «Веселая радуга-2012» г.Одесса, Всероссийского конкурса «Белые ночи» г. Санкт-Петербург 2013г., 6Международный конкурс «На крыльях таланта» 2016, Санкт-Петербург, Краевой телевизионный конкурс «Формула успеха», Краевой конкурс «Наш Пермский край» им. Д. Кабалевского , «Суздальские встречи» г.Суздаль 2018г., Астана -2019 г; Ежегодный Краевой конкурс «Русская фантазия»; Всероссийский конкурс юных исполнителей на гитаре «Серебряная струна»:. «Звезды Москвы» - Москва и т.д.8.Литература:Баранров А.В., Сопиков Л.П, «Влияние группы на поведение индивида»Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., «Твоё здоровье», Санкт-Петербург 2000г.Петерс В.А., «Психология и педагогика»В.И. Петрушин, «Музыкальная психология»Тукубаев С. А., «Профессиональная компетентность», 2009г.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X