Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Борисенко Светлана Анатольевна

Модель экологического воспитания как одна из форм организации воспитывающей культурной среды, направленной на реализацию проекта «Экологическая тропа»

скачать документ

Вернуться назад

Модель экологического воспитания как одна из форм организации воспитывающей культурной среды, направленной на реализацию проекта «Экологическая тропа»Автор: Борисенко Светлана Анатольевна Учреждение : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 108» (МБ ДОУ «Детский сад № 101»), г. Новокузнецк Должность : старший воспитатель.Современное социокультурное, экономическое развитие страны, процессы глобализации, информатизации общества не умоляют, а наоборот, углубляют значимость воспитания человека. Однако современная система образования, до недавнего времени направленная на достижение результатов в соответствии с образовательными стандартами, не позволяла уделять достаточного внимания актуальным проблемам воспитания. В связи с этим возрастает роль воспитывающей среды, в которой ребёнок мог бы обращаться к высоким нравственным и эстетическим образцам в активном взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. В настоящее время стало очевидным, что эффективность современного образования и создание условий для развития и становления личности зависит от воспитывающей среды, в которой осуществляется целостный педагогический процесс. Интерес педагогики к воспитывающей среде возник в XVII в. Я.А. Коменский указывал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо искать из наблюдений «над теми процессами, которые повсюду проявляет природа в своих действиях» (принцип природосообразности). В дополнение к принципу природосообразности А. Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить.Таким образом, воспитывающая культурная среда – это духовное, материальное (предметное) событийное и информационное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для её самореализации, саморазвития, развития творческого потенциала. Воспитывающая среда является совокупностью социокультурных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которой происходит развитие и становление личности. В настоящее время мы наблюдаем обострение экологических проблем, некоторые из которых приняли характер глобальных, угрожающих не отдельным территориям или регионам, а всей планете в целом. Практически все эти экологические проблемы и угрозы являются результатом нерациональной и небрежной хозяйственной деятельности людей.В этой связи важно привить населению основные элементы экологически грамотного поведения и чувство ответственности за состояние окружающей среды. Действовать необходимо, начиная с дошкольного возраста. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года экологическое воспитание включает следующие направления: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; формирование у детей экологической картины мира, развитие стремления беречь и охранять природу; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.У педагогов возникает множество вопросов, как создать такую атмосферу, как эффективно разработать систему экологического образования, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы экологическое образование реализовывалось через разные виды деятельности ребенка: игровую, коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительную, музыкальную, конструирование из различного материала?Для решения задач экологического воспитания и образования нами была разработана модель по созданию воспитывающей культурной среды, которая состоит из 4 модулей: развивающая предметно-пространственная среда через реализацию проекта «Экологическая тропа», организация различных видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО, экологическое просвещение родителей, координация работы с социальными партнёрами. Данная модель взаимодействия по созданию экологической воспитывающей культурной среды в нашем учреждении реализуется через организованное экологическое пространство, развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, помогает освоить эталоны экологической культуры, что, в конечном итоге, формирует первичные экологические представления, в основу которых положен принцип единства человека и природы. Ожидаемым результатом реализации модели в идеале является удовлетворение успешного экологического образования детей дошкольного возраста, создание такой атмосферы, которая будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей, формированию умения и желания беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.Для того чтобы модель экологической воспитывающей среды действовала эффективно, педагогическим коллективом было принято решение создать «Экологическую тропу». «Экологическая тропа» – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте дети получают устную (с помощью педагога) или письменную (стенды) информацию об этих объектах. С помощью экологической тропы углубляются и расширяются знания детей об окружающей их среде (растительном и животном мире), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Экологическая тропа не только привлекательна, но и познавательна. Каждому виду информации соответствуют свои объекты на маршруте и свои знаки – символы, которые напоминают дорожные знаки. Тропа используется для образовательных экскурсий, проведения организованной образовательной деятельности, наблюдений, дидактических игр, квест-игры, для организации мониторинговой и проектной деятельности, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций (уборка территории, уход за посаженными растениями).Проводятся традиционные природоохранные акции: «Покормим птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим любимым деревом».Основными посетителями экологической тропы являются воспитанники, педагоги, родители. Доступная, интересная информация на остановках учитывает возрастные особенности детей. Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года. Создание экологической тропы на территории детского сада способствует повышению профессионального уровня педагогов.По данным мониторинга до 2019 года в ДОО было проведено не значительное количество экологически-направленных мероприятий: конкурсов, развлечений, праздников. С 2019 года педагоги, дети и их родители стали активными участниками конкурсного движения «Эколята – молодые защитники природы», в котором неоднократно занимали призовые места, и продолжают участвовать в подобных акциях и конкурсах экологической направленности.Педагогические работники нашего учреждения находятся в тесном сотрудничестве с социально-педагогическим факультетом и кафедрой педагогического и психолого-педагогического образования КГПИ КемГУ, где распространяют свой педагогический опыт в данном направлении и активно участвуют в Неделях педагогических инноваций, организации мастер-классов и демонстрируют современные инновационные технологии обучения, В своей образовательной и воспитательной деятельности с детьми педагогические работники используют разные традиционные и нетрадиционные формы организации:- экологические экскурсии;- экологические занятия;- экологические праздники;- экологические лаборатории;- трудовой десант;- птичья столовая;- проектно-исследовательская деятельность;- экспериментальная мастерская;- экологический уголок;- зелёный патруль;- экологические игры;- сезонные выставки работ из природного материала;- наш огород;- выставки работ из природного материала и многое другое.Таким образом, динамичное развитие модели привело к тому, что на данном этапе дети раскрыли свои творческие способности, вырос уровень мотивации в бережном отношении к природе. Немаловажно, что дети и родители сами изъявляют желание больше участвовать в конкурсном движении, праздниках, субботниках, акциях, уборке парков и скверов родного города. Такое тесное взаимодействие позволяет педагогам значительно расширить рамки экологического воспитания.Работа, которая была начата в 2019 году при поддержке родительской общественности и направлена на реализацию проекта «Экологическая тропа» в нашем учреждении, как одна из форм организации воспитывающей культурной среды, обеспечивает положительную динамику развития воспитательного процесса, способствует формированию у детей высокой экологической культуры, бережного отношения к природе и, безусловно, требует продолжения, движения и развития данного направления инновационной практики.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X