Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Карпова И. В., Ветошкина И.В., Суровцева Н.А.

"Игры энергизаторы как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи"

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕНОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА«РОСИНКА»(МАДОУ детский сад «Росинка»)Детский сад № 61226820902335 Методическая разработка для детей старшего дошкольного возрастаУчитель-логопед: Карпова Ирина Владимировна Воспитатели детского сада:Ветошкина Ирина ВладимировнаСуровцева Надежда Александровна Одним из важнейших достижений дошкольного возраста является развитие у ребенка способности самостоятельно регулировать мыслительные процессы и свое поведение. Наши дети с несформированной произвольной регуляцией и гиперактивностью, испытывают сложности с включением в деятельность и ориентировкой в задании, а также трудности переключения с одного задания на другое, имеются проблемы с удержанием произвольного внимания. Вследствие дефицита речевых средств, проблем в развитии наглядно-образного мышления и снижения уровня общения, у детей с ТНР неизбежны те или иные трудности при социализации. С целью обеспечения равных стартовых возможностей детей с ТНР на этапе завершения дошкольного образования, перед нами встала задача поиска путей формирования активного внимания, развития самоконтроля, коррекции импульсивности, снятия напряжения и активизации деятельности, параллельно с развитием коммуникативных навыков в соответствующем старшему дошкольному возрасту виде деятельности игре.На основе учебно – методического материала по коррекционной педагогике нами были разработаны игровые пособия «Игры - энергизаторы» и «Игры – оптимизаторы». Данная работа представлена практическим материалом, оформленным в виде картотеки игр с правилами и заданиям. Правила каждой игры или игрового задания представлены в печатном варианте и в наглядной иллюстрации в виде схем и картинок, что позволяет нашим воспитанникам самостоятельно использовать данные пособия в разных видах деятельности. Представленные игры - легкие для объяснения, понимания и участия, короткие по продолжительности (3–5 минут), доступные и интересные.Энергизаторы - это особые игры и упражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональный настрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыки детей. В результате использования энергизатора восстанавливается энергия группы, внимание снова привлекается к педагогу, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя активными, продолжают продуктивно работать. Оптимизаторы - это игры и упражнения, которые формируют у детей умения переключиться, сосредоточиться, контролировать свои эмоции, мысли и поведение.В результате использования данных игр у детей восстанавливается энергия, внимание снова привлекается к педагогу. Дети, получившие улучшение психо - эмоционального состояния, снова чувствуют себя активными, продолжают продуктивно работать. Игры – энергизаторы и оптимизаторы можно проводить как в начале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов. Мы предлагаем рассмотреть 3 варианта игровых заданий с учетом возможностей и потребностей детей с ТНР.Игры первой группы можно использовать в самом начале работы с детьми, участники которой не знакомы друг с другом. Представленные приемы способствуют запоминанию имен участников в незнакомой группе, уважению друг друга и сплочению группы.«Волшебный клубок»Цель: сплочение группы, снятие напряжения, развитие командного и межличностного взаимодействия, коммуникативных навыков.Игра проходит в кругу, варианты:Передай клубок по кругу, назови своё имя другуДержа нитку в руке, игрок передает клубок соседу справа, называя своё имя и положительное качествоПод музыку игроки по кругу сматывают нитку в клубок, на ком музыка остановилась, тот называет первый звук своего имени, остальные игроки угадывают имяЗачастую, прежде чем приступить к той или иной деятельности, бывает необходимо предварительно разделить группу на команды, компании, сформировать малые группы для последующей работы, тогда помогают игровые приёмы на деление группы.«Цепочка»Цель: деление на малые группы, сплочение группы, снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков, командного и межличностного взаимодействия. Игроки делятся на группы – «цепочки» по любому признаку, заданному ведущим: длина волос, цвет волос и глаз, фасон одежды, дни рождения, предпочтения и т.п. Вторая группа игр помогает снять усталость, мышечное и эмоциональное напряжение, придаёт заряд энергии педагогу и всей группе, позволяет участникам расслабиться, поднять настроение, повысить общую активность группы развивает речевую и мыслительную деятельность.«Словесный волейбол»Цель: развитие речевой и мыслительной деятельности, снятие усталости, мышечного и эмоционального напряжения.Играть можно в кругу, либо командами. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова, передавая при этом мяч друг другу. Можно разделиться на две команды и перебрасывать мяч до тех пор, пока не иссякнут слова. Команда, назвавшая последнее слово, может сменить тему, например, называть только зеленые слова, только круглые, только колючие и т.д.«Мяч передавай, слово называй»Цель: снятие усталости, мышечного и эмоционального напряжения, развитие командного и межличностного взаимодействия, формирование коммуникативных навыковИгроки выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, по одному мячу. Первый игрок говорит задание, например, называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие варианты передачи). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше. Задания могут быть на разные темы.«Невод»Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, самоконтроля, речевой и мыслительной деятельностиИгроки выбирают «рыбу», «рыба» стоит в центре круга. Ведущий показывает игрокам картинку, «рыба» не видит, что на картинке. К кому «рыба» подплывёт, тот начинает описывать предмет на картинке, не называя его. Если «рыба» отгадывает предмет, то встаёт в круг, меняется с игроком местами. Третья группа игр на переключение и концентрацию внимания. Это игровые упражнения, которые позволяют снять излишнюю двигательную активность, формируют коммуникативные умения и навыки, навыки волевой регуляции, способствуют развитию самоконтроля, коррекции импульсивности и двигательной расторможенности, а также переключают внимание.«Ветер дует»Цель: развитие самоконтроля, внимания, наблюдательностиВедущий говорит: «Ветер дует на того, у кого есть … красный цвет в одежде». В этот момент все, у кого в одежде есть красный цвет, образуют пару, держатся друг за друга, чтобы «ветер их не унес». Затем игра продолжается, используя разные признаки в выборе пары.«Опиши соседа»Цель: развитие самоконтроля, внимания, наблюдательности Игроки стоят в парах лицом друг к другу. Затем поворачиваются спиной друг к другу, каждый игрок описывает внешность своего соседа.«По дорожке я иду»Цель: повышение групповой сплочённости, развитие коммуникативных навыков, самоконтроля, внимания, наблюдательностиИгроки двигаются в соответствии с текстомПо дорожке я иду, друга милого найду! (двигаются в различном направлении, находят пару)Вот ты – вот я, вот компания моя! (встают парами, берутся за руки)По дорожке я иду, друга милого найду! (двигаются в различном направлении, встают в круг)Вот ты – вот я, вот компания моя! (машут друг другу рукой, берутся за руки). Представленные игровые приёмы на коррекцию эмоциональной сферы детей и навыков коммуникативного общения можно изменять, адаптировать, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X