Научно-методический портал
Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку
Вернуться назад
Музыкальное воспитание на занятиях хореографииКузнецова Людмила ИвановнаГОАУ ДО ЯО Центр детей и юношества, г. ЯрославльСпецифика обучения детей хореографии определена синтетичной природой хореографического искусства: танец невозможен без музыки, являясь её пластическим воплощением. Следовательно, хореографическое развитие не существует без музыкального, хореографические способности отдельно от музыкальных не развиваются. Поэтому в образовательной программе нашего коллектива, кроме хореографического обучения пре6дусмотрено обучение основам музыкальной грамотности. Включение данного раздела в программу обусловлено задачей научить детей двигаться в характере и темпе музыки, то есть понимать танцевальное движение как музыкальное, выработать привычку слушать музыкальную интонацию и передавать её в движении. При этом два вида деятельности (музыкальная и танцевальная), находятся во взаимосвязи, музыкальный раздел ориентирован на развитие музыкальной грамотности движений, и в то же время призван способствовать развитию музыкальных способностей детей. В танцевальном коллективе есть своя программа, специфика работы, и при подборе репертуара и организации музыкального занятия нужно учитывать все эти особенности. Хочу Вам представить фрагмент такого занятия:Тема: Танцевальные жанрыЦель: Отработка навыка соединения музыкального образа со зрительно-двигательным Задачи:Учить активно и заинтересовано слушать музыку, то есть определятьа) характер, настроение музыкального произведения; б) его жанровую принадлежность;в) сравнивать варианты исполнения одного произведения2. Подбирать к услышанному разученные танцевальные движения3. Импровизировать (находить) свои движения4. Сопровождать пение несложными движениямиТип: Практическое занятиеОформление занятия: Наглядно-слуховой материалН. Богословский «Марш», К.М. Вебер «Приглашение к танцу», М. Глинка «Детская полька», М. Парцхаладзе «Дед Мороз», В. Челноков «Лесенка», Л. Минеева «Медленный вальс», С. Майкапар «Вальс».Музыкально-дидактические игры: «Слушай внимательно», «Море и ручеек», «Эхо».Слушание музыкиПоследовательно исполняются «Марш» Н. Богословского, «Приглашение к танцу» К.М. Вебера, «Полька» М. Глинки. После прослушивания каждого произведения следует ряд вопросов:- Какое настроение у этой музыки?- Почему мы почувствовали такое настроение?- Подумайте, какое движение подойдёт к прослушанной музыки? (Вспомните, похожую музыку, которую вы слышали на танцевальном занятии и как вы при этом двигались)- Как назвать это произведение: марш, вальс или полька?При повторном проигрывании даётся задание – отметить хлопками ритмическую пульсацию. Затем марш Богословского исполняется в характере Польки, потом в виде Вальса. Следуют вопросы: как он изменился, на что стал похож?ПениеПовтор песни М. Парцхаладзе «Дед Мороз». Вопросы детям:- Песня близка какому жанру (маршу, вальсу, польке)? Почему?На музыку проигрыша какое движение подойдёт? (Следует показ различных вариантов движений, выбираем наиболее соответствующее). Поём эту песню – вальс ещё раз, во время проигрыша между куплетами дети спокойно кружатся на полу-пальцах. Пение песни В. Челнокова «Лесенка», показывая направление движения мелодии рукой, как по ступенькам – вверх, потом вниз. На слова «ножки топают» выполнить тройной притоп. На слова «ручки хлопают» такие же хлопки руками. Ритм и слова песни помогают выполнить эти движения правильно. Музыкально-дидактические игрыИгра «Слушай внимательно»Музыкальный материал: любые марши, польки, вальсы. Описание игры: дети разделяются на три команды: Солдаты, Снежинки, Буратино, и размещаются в разн6ых местах танц. зала. Даётся задание: при звуках вальса будут танцевать только команда Снежинок, при звучании польки – Буратино, под марш – Солдаты. Можно выполнять движения, разученные на занятии ритмики, или придумать свои, как «подскажет» музыка. Произведения исполняются неоднократно и в разной последовательности. По окончании игры отмечаются дети, которые раньше и точнее отобразили услышанное.Игра «Море и ручеёк»Программное содержание: научиться воспринимать и различать вальсы разного темпа и характераМузыкальный материал: Л. Минеева «Медленный вальс», С. Майкапар «Вальс».Описание игры: дети стоят, располагаясь в два круга. Первый круг – море, второй – ручеёк. При звучании вальса в медленном темпе дети пе6рвого круга поднимают и опускают сцепленные руки ( по морю ходят волны). При звучании произведения в быстром темпе дети второго круга выполняют лёгкий бег (течёт ручеёк). Музыкальные произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. В конце игры оценивается правильность реакции детей. Игра «Эхо»Эта игра даётся на развитие чувства ритма. Ребятам предлагается повторить прохлопанный ритм, затем различные комбинации из хлопков и притопов. Подведение итогов: Мы слушали и научились различать на слух три основные жанра танцевальной музыки: марш, польку, вальс. Самостоятельно подбирали к ним танцевальные движения. Выяснили, что песня также может быть в характере вальса.Литература:Бекина С.И. Музыка и движения: упражнения, игры, и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1984Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. – М. 1993Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. – М. 2000Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. – М, 2004Радынова О.П. Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1989
Автор публикации: Кузнецова Людмила Ивановна
Музыкальное воспитание на занятиях хореографии
скачать документВернуться назад
Музыкальное воспитание на занятиях хореографииКузнецова Людмила ИвановнаГОАУ ДО ЯО Центр детей и юношества, г. ЯрославльСпецифика обучения детей хореографии определена синтетичной природой хореографического искусства: танец невозможен без музыки, являясь её пластическим воплощением. Следовательно, хореографическое развитие не существует без музыкального, хореографические способности отдельно от музыкальных не развиваются. Поэтому в образовательной программе нашего коллектива, кроме хореографического обучения пре6дусмотрено обучение основам музыкальной грамотности. Включение данного раздела в программу обусловлено задачей научить детей двигаться в характере и темпе музыки, то есть понимать танцевальное движение как музыкальное, выработать привычку слушать музыкальную интонацию и передавать её в движении. При этом два вида деятельности (музыкальная и танцевальная), находятся во взаимосвязи, музыкальный раздел ориентирован на развитие музыкальной грамотности движений, и в то же время призван способствовать развитию музыкальных способностей детей. В танцевальном коллективе есть своя программа, специфика работы, и при подборе репертуара и организации музыкального занятия нужно учитывать все эти особенности. Хочу Вам представить фрагмент такого занятия:Тема: Танцевальные жанрыЦель: Отработка навыка соединения музыкального образа со зрительно-двигательным Задачи:Учить активно и заинтересовано слушать музыку, то есть определятьа) характер, настроение музыкального произведения; б) его жанровую принадлежность;в) сравнивать варианты исполнения одного произведения2. Подбирать к услышанному разученные танцевальные движения3. Импровизировать (находить) свои движения4. Сопровождать пение несложными движениямиТип: Практическое занятиеОформление занятия: Наглядно-слуховой материалН. Богословский «Марш», К.М. Вебер «Приглашение к танцу», М. Глинка «Детская полька», М. Парцхаладзе «Дед Мороз», В. Челноков «Лесенка», Л. Минеева «Медленный вальс», С. Майкапар «Вальс».Музыкально-дидактические игры: «Слушай внимательно», «Море и ручеек», «Эхо».Слушание музыкиПоследовательно исполняются «Марш» Н. Богословского, «Приглашение к танцу» К.М. Вебера, «Полька» М. Глинки. После прослушивания каждого произведения следует ряд вопросов:- Какое настроение у этой музыки?- Почему мы почувствовали такое настроение?- Подумайте, какое движение подойдёт к прослушанной музыки? (Вспомните, похожую музыку, которую вы слышали на танцевальном занятии и как вы при этом двигались)- Как назвать это произведение: марш, вальс или полька?При повторном проигрывании даётся задание – отметить хлопками ритмическую пульсацию. Затем марш Богословского исполняется в характере Польки, потом в виде Вальса. Следуют вопросы: как он изменился, на что стал похож?ПениеПовтор песни М. Парцхаладзе «Дед Мороз». Вопросы детям:- Песня близка какому жанру (маршу, вальсу, польке)? Почему?На музыку проигрыша какое движение подойдёт? (Следует показ различных вариантов движений, выбираем наиболее соответствующее). Поём эту песню – вальс ещё раз, во время проигрыша между куплетами дети спокойно кружатся на полу-пальцах. Пение песни В. Челнокова «Лесенка», показывая направление движения мелодии рукой, как по ступенькам – вверх, потом вниз. На слова «ножки топают» выполнить тройной притоп. На слова «ручки хлопают» такие же хлопки руками. Ритм и слова песни помогают выполнить эти движения правильно. Музыкально-дидактические игрыИгра «Слушай внимательно»Музыкальный материал: любые марши, польки, вальсы. Описание игры: дети разделяются на три команды: Солдаты, Снежинки, Буратино, и размещаются в разн6ых местах танц. зала. Даётся задание: при звуках вальса будут танцевать только команда Снежинок, при звучании польки – Буратино, под марш – Солдаты. Можно выполнять движения, разученные на занятии ритмики, или придумать свои, как «подскажет» музыка. Произведения исполняются неоднократно и в разной последовательности. По окончании игры отмечаются дети, которые раньше и точнее отобразили услышанное.Игра «Море и ручеёк»Программное содержание: научиться воспринимать и различать вальсы разного темпа и характераМузыкальный материал: Л. Минеева «Медленный вальс», С. Майкапар «Вальс».Описание игры: дети стоят, располагаясь в два круга. Первый круг – море, второй – ручеёк. При звучании вальса в медленном темпе дети пе6рвого круга поднимают и опускают сцепленные руки ( по морю ходят волны). При звучании произведения в быстром темпе дети второго круга выполняют лёгкий бег (течёт ручеёк). Музыкальные произведения исполняются несколько раз в разной последовательности. В конце игры оценивается правильность реакции детей. Игра «Эхо»Эта игра даётся на развитие чувства ритма. Ребятам предлагается повторить прохлопанный ритм, затем различные комбинации из хлопков и притопов. Подведение итогов: Мы слушали и научились различать на слух три основные жанра танцевальной музыки: марш, польку, вальс. Самостоятельно подбирали к ним танцевальные движения. Выяснили, что песня также может быть в характере вальса.Литература:Бекина С.И. Музыка и движения: упражнения, игры, и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1984Зимина А.Н. Большой хоровод. Музыкально-дидактические игры. – М. 1993Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. – М. 2000Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. – М, 2004Радынова О.П. Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1989