Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Русинова Татьяна Николаевна

Информационная культура руководителя как потенциал развития дошкольного образовательного учреждения

скачать документ

Вернуться назад

Информационная культура руководителя как потенциал развития дошкольного образовательного учрежденияРусинова Татьяна НиколаевнаМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка – центр развития ребенка» г. Омутнинска Кировской области (МКДОУ д/с «Рябинка – ЦРР» г. Омутнинска)заведующийВ ситуации динамично меняющейся среды существенное место в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения занимает информационно-аналитическая работа, включающая выявление альтернатив, выбор варианта стратегий, анализ достижений и издержек образовательного процесса, организационной структуры, финансовых аспектов деятельности. Руководитель должен иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. Кроме того, эффективность управления образовательным учреждением в значительной мере определяется степенью достоверности и обоснованности информации, которой пользуется руководитель в процессе подготовки и принятия решений. Вместе с тем, критерии отбора информации, организация информационных потоков, анализ качества полученных данных во многом определяются личностью и профессиональной компетентностью самого руководителя [3].Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность дошкольников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний. Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы дошкольников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.Воспитательная функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром, его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-познавательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде [2].Используя информационные технологии, руководитель создает потенциал для развития дошкольного образовательного учреждения. Информационная культура руководителя подразумевает не только знание информационных технологий и умение их применять в своей профессиональной деятельности, но и умение рационально организовать работу педагогов по использованию этих технологий в учебном процессе. В целом, информационная культура проявляется в следующих аспектах: -в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); -в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; -в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь её эффективно использовать; -в овладении основами аналитической переработки информации; -в умении работать с различной информацией; -в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Быстрое развитие информационных технологий дает неограниченные возможности для решения различных профессиональных задач. Задача дошкольного образования – заложить основы личности, необходимые ребенку для проживания в информационном обществе и помочь ему овладеть информационной культурой. И начинать уже необходимо работать над решением данных задач, начиная с дошкольного возраста. Информационная культура личности – это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.Для того чтобы овладеть всеми компонентами информационной культуры руководителю необходимо обладать комплексом профессионально важных качеств и способностей в различных областях:-в волевой области готовность и интерес к работе, владение собой в различных ситуациях поиска информации, ее переработки, настойчивость в овладении инновационными информационными технологиями;-в интеллектуальной области знания информационных технологий, способность анализировать информационные ресурсы, выявлять их возможности в решении задач в педагогических целях, проявлять гибкость и мобильность в ситуациях поиска, переработки необходимой информации;-в эмоциональной области способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации, сосредотачивать свое внимание на способах получения информации, подходить с пониманием к отсутствию результата, оптимально оценивать собственные возможности и результаты в использовании инновационных информационных технологий;-в области мотивации: мотивация к формированию и развитию информационной культуры руководителя подразумевает под собой наличие мотива достижения желаемой цели, стремление овладеть современными инновационными информационными технологиями и готовность к саморазвитию в этом направлении, чтобы постоянно повышать квалификацию и реализовывать себя в профессиональной педагогической деятельности, желание изучать передовой педагогический опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение необходимого уровня информационной культуры;-в предметно практической области умение ориентироваться в информационной среде, ставить и осознавать цели своей информационной деятельности, способность осваивать и применять на практике новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде, владение навыками обработки информации, умение общаться с использованием информационных средств и технологий;-в области саморегуляции: способность к рефлексии;-в области поиска и переработки информации в овладении информационными технологиями, умение сопоставить, сравнить свою деятельность и уровень информационной культуры с социальным и профессиональным педагогическим опытом, способность пересмотреть и проанализировать свои результаты, желание искать способы решения возникающих проблем стремление к их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности [1].На сегодняшний день необходимо формировать информационную культуру у всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и прежде всего у руководителя. Только педагогический коллектив во главе с руководителем, имеющий высокую информационную культуру способен создавать потенциал развития дошкольного образовательного учреждения.Использованная литература:1. Дири М.И., Самарский государственный технический университет, 2018.2. Лыскова В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях учебно-информационной среды. Тамбов, 1997. 3. Чекин И. А. Информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1999 190 c. РГБ ОД, 61:00-13/1110-2

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X