Научно-методический портал

Возникают вопросы? Пишите!

info@a-uspeha.ru

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80977

Возрастная категория 0+

 

Творческие конкурсы для детей и педагогов!

Три простых шага для участия:

 
Вы можете найти выданные и принятые документы, укажите фамилию или название конкурса, викторины и т.д.
Подать заявку

Автор публикации: Светлана Станиславовна Сильченко

Инфо - час для родителей "ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ, КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ 

скачать документ

Вернуться назад

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ, КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ГРУППЕ В последнее время тема интеллекта и его составляющих вызывает все больший интерес.Если ранее интеллект рассматривался, как особенности умения мыслить, принимать решения, выстраивать логические связи, видеть закономерности ...Широко стал применяться термин «эмоциональный интеллект» в начале ХХI века. Само понятие было введено в середине 60-х годов. Эмоциональный интеллект, или EQ, обращен к эмоциям человека.Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, касающиеся эмоций и чувств. Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера — Саловея — Карузо. Она включает в себя следующие составляющие:1.  восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);2.  понимание эмоций;3.  управление эмоциями;4.  использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).Однако, многие современные исследователи считают, что рассматривать эмоциональный интеллект необходимо через призму общих социальных способностей, как их неотъемлемой части. Значит, необходимо говорить о понятии более широком, таком как – «социальном интеллекте». Следовательно, эмоциональный интеллект – становится частью социального интеллекта.Данное понятие было введено Эдвардом Торндайком в 1920г.Он рассматривал социальный интеллект – как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других.»В разное время сторонники различных психологических школ по-своему интерпретировали термин социального интеллекта:·       способность уживаться с другими людьми;·       способность иметь дело с окружающими;·       знания о людях и пр.Суммируя все эти направления, американский психолог Девид Векслер предположил называть социальный интеллект – «как приспособленность индивида к человеческому бытию.Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности  социальные аспекты. Иными словами,  в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т. д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т. д. Предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.Развитие социального интеллекта способствует успешной адаптации человека в социальной среде, но способность понимать людей и общаться с ними является очень важной не только для успешной жизни взрослого человека в современном обществе. Уже в дошкольном возрасте уровень социального интеллекта оказывает ощутимое влияние на жизнь ребенка, поэтому формирование социального интеллекта является одним из главных аспектов процесса воспитания. В  дошкольном  и младшем школьном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками.Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов.Наиболее популярны стали смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта. Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Д. Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Он включил в нее 5 составляющих:1.       самопознание;2.       саморегуляция;3.       социальные навыки;4.       эмпатия;5.       мотивация.Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной.Предлагаю рассмотреть одну из составляющих социального интеллекта – саморегуляцию, и как формировать данную функцию у дошкольников, которые находятся в инклюзивной группе.Саморегуляция – это одна из составляющих социально-эмоционального интеллекта, характеризуется управлением своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управлением мышечным тонусом и дыханием.В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:· эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);· эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);· эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности). Существуют естественные способы регуляции организма, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:·                     смех, улыбка, юмор;·                     размышления о хорошем, приятном;·                     различные движения типа потягивания, расслабления мышц;·                     наблюдение за пейзажем;·                     рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;·                     купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;·                     вдыхание свежего воздуха;·                     высказывание похвалы, комплиментов и пр. Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции.Предлагаю поиграть в игры, по окончанию которых вы расскажите насколько они применимы в вашей практике и в каких режимных моментах можно будет использовать.А также какую роль можно дать в таких играх ребенку с ОВЗ.1.Игра «Подними руку по хлопку»Цель: формирование саморегуляции, координация схемы тела.Участники игры становятся друг за другом, руки лежат на плечах соседа спереди. По хлопку ведущего необходимо поочередно поднимать правую руку вверх.Усложнение:1.     Дальше можно поднимать левую руку вверх.2.     Поочередно опускать по хлопку правую руку вниз.3.     Поочередно опускать по хлопку левую руку вниз.2.Игра «Черепашки»Цель: формирование саморегуляции.По сигналу участники начинают медленное движение к противоположной стене. Побеждает тот, кто оказался последним.3.Игра «Рисование ладонями»Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.Участникам предлагается рисовать ладошками картины на спине друг друга. Участники разбиваются по парам. Участник, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками волнообразно)Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами)Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)Небо, небо, небо…(поглаживания)Затем участники меняются ролями.4.Игра «Час тишины и час «можно»Цель:  ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведенияДоговоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда будет час «можно», когда разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.5.Игра «Речка – Берег»Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности.На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. 6.Игра «Стойкий оловянный солдатик»Цель: развитие произвольности поведения, общей координации.Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.7.Игра «Сова»Цель: развитие произвольности.Участники выбирают водящего - «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». Участники двигаются по группе.Ведущий командует: «Ночь!» участники замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.Кто из играющих пошевелится или рассмеется, тот становится совой. 8.Игра «Сделай из друзей автомобиль»Цель: формирование саморегуляции, координация схемы тела.Выбирается ведущий, который из остальных членов игры собирает автомобиль. (Каждый человек – деталь автомобиля). Когда «автомобиль» собран, все участники должны пройти по определенной траектории, не теряя схему фигуры. В конце обсуждается, что удалось, что не удалось.9.Игра с ускорением «Мы пойдем налево»Интернет-ресурс.

Все материалы, опубликованные на сайте «Академия успеха» https://a-uspeha.ru, обладают исключительно информационным характером. Они являются интеллектуальной собственностью авторов. Категорически запрещено частичное или полное копирование материалов, опубликованных на страницах интернет-ресурса. Чтобы иметь законную возможность копирования материалов, следует направить в адрес администрации сайта соответствующее письмо. Доводим до вашего сведения, что точки зрения редакции сайта и авторов материалов не всегда идентичны. Авторы принимают на себя ответственность за весь контент, публикуемый на страницах интернет-ресурса. Полномочия администрации сайта ограничены оказанием технической помощи с отображением содержания страниц и устранением неполадок в работе площадки. Если вы обнаружили на сайте неуникальный контент, просьба сообщить об этом администрации через специальную форму.

Мы принимаем

X